Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Н. Плещеев «Весна»
план-конспект урока по чтению

Мещерякова Ирина Александровна

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Н. Плещеев «Весна»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

А.Н. Плещеев «Весна»

Цель

 Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

 Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

- Личностные:  Учится  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-  Регулятивные:  Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные:  Уметь оформлять свои мысли в устной форме;  Понимать на слух содержание произведения;

- Познавательные:  Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;  Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её;  Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Основные понятия

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью

Оборудование

 

Учебник  

Дополнительная литература:

Тетрадь на печатной основе

Словари

 Электронные физкультминутки

Лист самооценки

Презентация к уроку и т. д.

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи: 

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.  Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

- Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Слушают учителя, отвечают на его вопросы;

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные

УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме;(Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Прочитайте запись (на доске) и назовите пропущенное слово.

Я – (Весна) – красна, бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход!

- Назовите ключевое слово.

- Определите литературный жанр произведения.

- Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)

- Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)

Посмотрите на слайд, что изображено на картине? (приход весны)

Ребята, эту картину написал Соловьев Анатолий. «Весна идет» Обратите внимание на цветовую гамму. Какая она? (Голубые, серые, белые, зеленые, коричневые, черные тона).

Почему такие тона? (Потому что с приходом весны природа обновляется, и в ней присутствуют данные тона, начинает таять снег, появляются проталины, начинает расти трава и листва). Что на картине символизирует приход весны? (Появление новой жизни, возвращение птиц). Какое небо на картине?

Что изображено на дальнем плане? (леса, луга).

Что изображено на переднем плане?  

Как вы думаете, где могут описывать приход весны? (картины, стих, произведение)

- Кто может сформулировать тему урока? (Весна)

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского писателя А.Н. Плещеева.

Читают текст, выдвигают предположения, делают выводы.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

-  Скажите, вы слышали о таком писателе?

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.  При жизни вышли пять сборников стихов А. Н. Плещеева, последний из них — в 1887 году.

Посмотрите на портрет.  Говорят глаза – зеркало души. Давайте всмотримся в его глаза. Какие они? (мечтательные, уставшие).

 Какое настроение у автора? (автор о чем- то думает, возможно, грустит).

-Как, вы думаете, как он относится к людям? (по-доброму, с душой и сердцем).

В каком возрасте изображен писатель?

Как вы это поняли?

Микровывод.

Как вы думаете, манера одеваться, как то характеризует человека?

Посмотрите на то, как одет писатель.

(строгий костюм, бабочка)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными  проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

 

3 - 5 мин

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

- Сейчас мы прослушаем стихотворение, которое, называется «Весна».

- По названию стихотворения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

- Ребята, сейчас мы прослушаем аудиозапись стихотворения. Вы внимательно слушаете, пытаетесь представить картины, которые описаны в этом стихотворении. Закрываем глаза и пытаемся представить картину, возможно кто то сможет услышать и звуки.

Понравилось ли вам стихотворение «Весна»? Почему? О чем говорилось в нем? Какие ощущения у вас вызывает данное стихотворение? Что вы чувствовали в момент прослушивания? Опишите картину и звуки, которые вы увидели и услышали.

Какова весна в изображении Плещеева А.? С каким чувством ее ждут?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

 

10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

- Ребята, прочитайте первую строфу и найдите те слова, которые вам не понятны.

Скажите, какое настроение присутствует в этом четверостишье? Почему столько действий в четырех строчках? (весна уже в разгаре, все меняется очень быстро) Как вы понимаете строчку «в окно повеяло весною..»? Как вы понимаете строчку «и лес оденется листовою!»? Какие цвета присутствуют?

- Прочтите следующую строфу и выделите непонятные вам слова. (лазурь) Как вы понимаете это слово?

Каким настроением пронизаны эти строки? Только ли в природе бывает весна? Как вы думаете, что происходит с людьми при наступлении весны?

- Прочитайте следующую строфу. Что можно противопоставить счастью и веселью? (Вероятно всего, крестьянам) Почему?

- Прочитайте 4 строфу. Как вы думаете, весна для людей праздник? Почему? (Весной в душе каждого просыпаются мечты и надежды)

- Последняя строфа. Кто более всего счастлив в дни «природы обновленья»? Почему именно дети и птички? (Они беззаботны, для них не существует забот, зла, тяжкого труда, горя)

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания исследовательского или творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя,  позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, над его сюжетом, меняя по  своему усмотрению ход событий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.; делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы.

Сейчас мы с вами поработаем в микрогруппах.

1 задание.

Восстановите первые две строфы стихотворения, используя опорные слова, затем выразительно прочтите его.

Опорные слова:  повеяло, солнце, метелей,  ручьи, оденется, снег,  засвищут,  лазурь,  миновала.

Уж тает_____, бегут ______,
В окно _________ весною…
________ скоро соловьи,
И лес _______листвою!

Чиста небесная _______,
Теплей и ярче _______стало,
Пора _______злых и бурь
Опять надолго ______.

2 задание

Вставьте пропущенные слова в стихотворение о весне, так, что бы был понятен смысл.

Слова помощники: Весна, цветы, ручьи, мороз, злые, ветер, веселье, светлое

Пришла _____

Бегут _______

И настроенье _______

Ушла _____

Нет злых _____

Да здравствует ______

3 задание

Напишите рассказ от имени «резвых деток», опираясь на предложенные слова, о приходе весны. Предложение начните так:

Когда все стало таять кругом…..(мы увидели красоту весны, всюду таял снег, бежали ручьи, всюду слышалось чириканье птиц. Деревенские дети очень радовались приходу весны. Да и мне такая весна была мне по духу)

Опорные слова: увидел, красота, снег, ручьи, птицы, дети, нравилось.

4 задание.

Представьте, что вы попали в этом место, попробуйте сообща написать рассказ о том, что вы увидели, используя свои слова. Рассказ начните так: Однажды мне удалось побывать в этом месте…

5 задание.

Сообща напишите рассказ о жителях этого места. Опишите их с помощью своих слов.

6 задание

Сообща попробуйте сочинить собственное стихотворение о приходе весны, используя свои слова.

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать  перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

Мини тест на понимание пройденного материала.

1. Автор стихотворений «Весна».

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, зима, осень.

3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи.

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, солнце, птицы.

Итоговые вопросы. Что нового узнали на уроке? Какое стихотворение запомнилось? Что понравилось на уроке? Что вызвало затруднение? Как вы поработали на уроке?

Ребята вы молодцы, хорошо сегодня работали.

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Нарисовать обложку к стихотворению Алексея Плещеева «Весна»

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

 V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Если вам было интересно на уроке и вам все понравилось, поднимите зеленый кружок, если вам было скучно-желтый, если не понравилось, синий.

Поднимите свои кружки.

Спасибо за урок.

До свидания.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).  



Предварительный просмотр:

1 задание.

Восстановите первые две строфы стихотворения, используя опорные слова, затем выразительно прочтите его.

Опорные слова:  повеяло, солнце, метелей,  ручьи, оденется, снег,  засвищут,  лазурь,  миновала.

Уж тает_____, бегут ______,
В окно _________ весною…
________ скоро соловьи,
И лес _______листвою!

Чиста небесная _______,
Теплей и ярче _______стало,
Пора _______злых и бурь
Опять надолго ______.

2 задание

Вставьте пропущенные слова в стихотворение о весне, так, что бы был понятен смысл.

Слова помощники:

Весна, цветы, ручьи, мороз, злые, ветер, веселье, светлое

Пришла _____

Бегут _______

И настроенье _______

Ушла _____

Нет злых _____

Да здравствует ______

3 задание

Напишите рассказ от имени «резвых деток», опираясь на предложенные слова, о приходе весны.

Опорные слова: увидел, красота, снег, ручьи, птицы, дети, нравилось.

Предложение начните так:

Когда все стало таять кругом…..

4 задание.

Представьте, что вы попали в этом место, попробуйте сообща написать рассказ о том, что вы увидели, используя свои слова. Рассказ начните так:

Однажды мне удалось побывать в этом месте…

5 задание.

Сообща напишите рассказ о жителях этого места. Опишите их с помощью своих слов.

6 задание

Сообща попробуйте сочинить собственное стихотворение о приходе весны, используя свои слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»

Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…»Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)Ц...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс

Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : "Люблю природу русскую. Весна"

Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Весна"...