"Способы выражения эмотивного пространства в рассказах В.Ю. Драгунского"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Эмоции пронизывают жизнь человека, сопутствуют любой его деятельности, она - важнейшая сторона психического существования. Без них немыслим ни сам человек, ни его деятельность. Богатство мира эмоций отражено прежде всего в языке и речи. Существуют работы, в которых проанализированы эмотивные пространства таких писателей, как А.П. Чехова,  Л.Н. Толстого,  В.М. Шукшина. Анализ детской литературы в этои аспекте представлен не совсем ярко. В своей работе я проанализировала эмотивное пространство главных героев "Денискиных рассказов" В.Драгунского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sposoby_vyrazheniya_emotivnogo_prostranstva.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64»

 города Чебоксары

Чувашской Республики

Способы выражения эмотивного пространства в рассказах В.Ю. Драгунского

Эмоции пронизывают жизнь человека, сопутствуют любой его деятельности, они – важнейшая сторона психического существования. Без них немыслим ни сам человек, ни его деятельность. Естественно, что богатство мира эмоций отражено прежде всего в языке и речи. В настоящее время известен лингвистический подход к описанию эмотивной лексики, ибо в языковой картине мира отражен эмоциональный мир человека, что проявляется в обилии и многообразии арсенала языковых средств, призванных обозначать и выражать эмоции. В художественном тексте эмоции становятся предметом исследования таких ученых как Виноградов В.В, Бабенко Л.Г., Шаховский В.И., Постовалова В.И., Гинзбург Л.Я., Кухаренко В.А. и многих других.

Существуют работы, в которых проанализированы эмотивные пространства следующих писателей: Чехова А.П., Толстого Л.Н., Шукшина В.М.

Анализ детской литературы в этом аспекте представлен не совсем ярко, в этом отношении моя работа видится довольно актуальной.

Сборник «Денискины рассказы» В.Драгунского стал настоящим открытием в детской литературе. Пожалуй, впервые внутренняя жизнь маленького человека, его эмоции, чувства, переживания, заявляют о себе во весь голос. Именно это произведение я взяла за основу своего исследования.

Проанализировав эмотивное пространство произведения «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского, сделала следующие выводы:

1. Все рассказы политональны за исключением двух, которые составляют психологический автопортрет главного героя.

2. «Денискины рассказы» насыщены ярким колоритом эмоциональных смыслов. Встречаются самые разнообразные эмоции, характерные для младших школьников, такие как: радость, веселье, удивление, тревога, злость, беспокойство, взволнованность (волнение), восхищение (восторг), любовь, досада, страх, грусть, гордость, растерянность, недоумение и др. В рассказах изображаются и близкие по тональности чувства (волнение, беспокойство) и полярные (радость – грусть, раздражение - наслаждение).

4. Анализ эмотивных смыслов в структуре образов персонажей показывает, что В.Ю. Драгунский использует самые разнообразные лексические, морфологические, синтаксические, изобразительно-жестовые эмотивные способы отображения эмоций, а также широко применяет образные средства.

5. На лексическом уровне активно предоставлены слова – эмотивы, фиксирующие все мгновенные эмотивные реакции персонажей на происходящие события, и фразеологизмы. Слова – эмотивы могут нанизываться друг на друга, за счет чего образуется градация. Например: Было скользко, липко и противно.

6. На морфологическом уровне эмоции репрезентируются разными частями речи: существительными, СКС, прилагательными, глаголами, наречиями, междометьями. Довольно интенсивно используются цветовые прилагательные для наименования самых разнообразных эмоций. Например: Мишка из зеленого стал фиолетовым (волнение).

7. На синтаксическом уровне эмоции представлены восклицательными и вопросительными предложениями, вводными конструкциями, повтором одного и того же глагола, повторяющимися союзами, незавершенными конструкциями с многоточием.

8. Изобразительно-жестовые эмотивные смыслы прослеживаются почти в каждом рассказе. Внутренние эмоциональные состояния персонажей проявляются в их поведении, речи, в различных эмотивных жестах.

9. Зачастую эмоции передаются через авторские сравнения, метафоры, эпитеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка" .Образовательная программа "Школа  2100 "...

Первый закон смешного на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Используя технологию продуктивного чтения расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным....

Викторина "Читайте и любите живое и новое" (По рассказам Житкова, Астафьева, Драгунского, Носова)

Викторина выполнена в форме презентации в системе мониторинга и качества знаний PROClass. Эта работа проверит осознанность и внимательность чтения учащихся 3 класса, занимающихся по УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения по рассказу В.Ю.Драгунского "Друг детства"

Конспект урока в технологии РКМЧП (приём "чтение с остановками")....