Разработка урока по литературному чтению. Тема: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)

Васильева Анастасия Александровна

Внеклассная работа по предмету.Технологическая карта и конспект урока по литературному чтению в технологии РКМЧП. Тема: "Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова "День за городом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_a.p.docx257.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Тема урока: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».

Учитель: Васильева Анастасия Александровна.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Создание ситуации для формирования у детей представлений о добре, доброте, о хороших поступках на примере героев рассказа А.П. Чехова «День за городом».

Задачи обучения:

 1) Образовательные: учить осознанно читать текст художественного произведения, оценивать события, характер и поступки героев.

 2) Развивающие: развивать умение выделять главное, умение четко и точно выражать свои мысли; развивать творческие способности и художественное воображение учащихся, умение слушать собеседника.

3) Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие, уважение к окружающим, стремление прийти на помощь.

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

Методические приёмы

Результаты (УУД)

Вызов

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Ставит цель работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознают  цель предстоящей деятельности.

Приём «Ассоциации»

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить.

Познавательные: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения; слушать мнение других.

Осмысление

Организует деятельность учащихся.

Отслеживает степень активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляют контакт с новой информацией.

Сопоставляют информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентируют внимание на поиске ответов на вопросы.

Отслеживают процесс знакомства с новой информацией.

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного.

Поиск ответов на поставленные вопросы;

Чтение текста с остановками.

Прогнозирование событий текста.

Приём «Кластер».

Приём «Дерево предсказаний»

Приём «Инсерт».

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

принятие и  сохранение цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

коррекция — внесение необходимых саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

смысловое чтение;

синтез — составление целого из частей;
установление причинно-следственных связей;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями.

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обмениваются мнениями.

 

Отвечают на вопросы.

Систематизируют новую информацию.

Высказывают оценочные суждения.

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Ставят новые цели.

Создание кластера.

Ответы на вопросы.

Личностные: личностное, жизненное самоопределение;
установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность;
нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез — составление целого из частей;
установление причинно-следственных связей;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, перед вами на партах смайлики. Отметьте тот, который соответствует вашему настроению на данный момент.

А. Вызов.

2. Актуализация знаний, постановка цели урока.

- Бывали ли вы за городом? Какие впечатление у вас от этого остались?

+…..

- Можно ли сказать, что вы были счастливы в тот день?
+…..

- А какого человека можно считать счастливым?

- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос и помогут нам в этом герои рассказа Антона Павловича Чехова «День за городом».

Б. Осмысление.

3. Знакомство с новым материалом.

Чтение учителем 1 отрывка.

Девятый час утра.

Навстречу солнцу ползет темная, свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.

По селу бегает шестилетняя нищенка Фекла и ищет сапожника Терентия. Беловолосая босоногая девочка бледна. Глаза ее расширены, губы дрожат.

— Дяденька, где Терентий? — спрашивает она каждого встречного. Никто не отвечает. Все заняты приближающейся грозой и прячутся в избы.

Нищенка бежит на огороды и находит там Терентия. Сапожник Терентий, высокий старик с рябым худощавым лицом и с очень длинными ногами, босой и одетый в порванную женину кофту, стоит около грядок и пьяными, посоловелыми глазками глядит на темную тучу. На своих длинных, точно журавлиных, ногах он покачивается от ветра, как скворечня.

- Какое настроение в рассказе? Почему?

+ Грустно, страшно, тревожно…Надвигается гроза, девочка-нищенка, никто не обращает на неё внимание, все прячутся, сапожник плохо одет, качается.

- Что можно ожидать от героев? Изменится ли настроение?
+…

Чтение учителем 2 части.

— Дядя Терентий! — обращается к нему беловолосая нищенка. — Дяденька, родненький!

Терентий нагибается к Фекле и его пьяное, суровое лицо покрывается улыбкой, какая бывает на лицах людей, когда они видят перед собой что-нибудь маленькое, глупенькое, смешное, но горячо любимое.

— А-аа… раба божия Фекла! — говорит он, нежно сюсюкая. — Откуда бог принес?

- Что нового узнаём о Терентии?

+ Не злой, сюсюкает, улыбается, верующий …

- Предположите, зачем ищет его Фёкла.
+…

Чтение учителем 3 части.

— Дяденька Терентий, — всхлипывает Фекла, дергая сапожника за полу. — С братцем Данилкой беда приключилась! Пойдем!

— Какая такая беда? У-ух, какой гром! Свят, свят, свят… Какая беда?

— В графской роще Данилка засунул в дупло руку и вытащить теперь не может. Поди, дяденька, вынь ему руку, сделай милость!

— Как же это он руку засунул? Зачем?

— Хотел достать мне из дупла кукушечье яйцо.

— Не успел еще день начаться, а у вас уже горе… — крутит головой Терентий, медленно сплевывая. — Ну, что ж мне таперя с тобой делать? Надо идтить… Надо, волк вас заешь, баловников! Пойдем, сирота!

- Что мы узнали о Терентии? Запишем на доске ключевые слова. (Приём «Кластер»)

                                                                                                                                                       

Чтение текста детьми по цепочке.

Путники выходят из деревни и по пыльной дороге направляются к синеющей вдали графской роще. А тучи уже заволокли солнце и скоро на небе не остается ни одного голубого местечка. Темнеет.

— Свят, свят, свят, — шепчет Фекла, спеша за Терентием.

Первые брызги, крупные и тяжелые, черными точками ложатся на пыльную дорогу. Большая капля падает на щеку Феклы и ползет слезой к подбородку.

— Дождь начался! — бормочет сапожник, взбудораживая пыль своими босыми костистыми ногами. 

- Как меняется погода?
+…

- Как отнесётся к этому сапожник? Почему? (Приём «Дерево предсказаний»)

                                                             Хорошо,             Плохо,

                                                       потому что …                                    потому что…      

+ Дождь – плохо, потому что мешает идти, значит гроза приближается….
+ Дождь – хорошо, потому что ….

- Проверим ваши предположения.

Чтение текста детьми по цепочке.

— Это слава богу, брат Фекла. Дождиком трава и деревья питаются, как мы хлебом. Хо-хо, брат! За шею потекло! Но ты не бойся, дура… Трава высохнет, земля высохнет, и мы с тобой высохнем. Солнце одно для всех.

- Какие новые качества Терентия открываются?
+…..

Дополнение кластера.

                                                                                   

                       

                     

                         

Чтение текста детьми по цепочке.

Наконец входят они в графскую рощу. Омытые деревья, потревоженные налетевшим порывом ветра, сыплют на них целый поток брызгов. Терентий спотыкается о пни и начинает идти тише.

— Где же тут Данилка? — спрашивает он. — Веди к нему!

Фекла ведет его в чащу и, пройдя с четверть версты, указывает ему на брата Данилку. Ее брат, маленький, восьмилетний мальчик с рыжей, как охра, головой и бледным, болезненным лицом, стоит, прислонившись к дереву, и, склонив голову набок, косится на небо. Одна рука его придерживает поношенную шапчонку, другая спрятана в дупле старой липы. Мальчик всматривается в гремящее небо и, по-видимому, не замечает своей беды. Заслышав шаги и увидев сапожника, он болезненно улыбается и говорит:

— Страсть какой гром, Терентий! Отродясь такого грома не было…

— А рука твоя где?

— В дупле… Вынь, сделай милость, Терентий!

Терентий надламывает отломок, и рука мальчика, красная и помятая, освобождается.

Путники выходят из рощи и идут по опушке к чернеющей дороге. Гром мало-помалу утихает, и раскаты его слышатся уже издалека, со стороны деревни.

- Что удивило в этой части? Что изменилось?
+ Данилке больно, а он говорит о грозе.
+ Данилку вызволили и гроза отступает.

- Ребята, следующую часть вы будете читать самостоятельно, делая пометки в тексте: «V» - знал ранее,» «+» - узнал сейчас.

(Приём «Инсерт»).

— Тут, Терентий, намедни утки пролетели… — говорит Данилка, всё еще почесывая руку. — Должно, в Гнилых Займищах на болотах сядут. Фекла, хочешь, я тебе соловьиное гнездо покажу?

— Не трогай, потревожишь… — говорит Терентий, выжимая из своей шапки воду. — Соловей птица певчая, безгрешная… Ему голос такой в горле даден, чтоб бога хвалить и человека увеселять. Грешно его тревожить.

На небе показывается светло-голубое пятно.

— Погляди-кось! — говорит Терентий. — Муравейник разрыло! Затопило шельмов этаких!

Ливень размыл жилище муравьев.

— Ништо вам, не околеете! — ухмыляется сапожник. — Как только солнышко пригреет, и придете в чувство… Это вам, дуракам, наука. В другой раз не будете селиться на низком месте…

Идут дальше.

— А вот и пчелы! — вскрикивает Данилка, указывая на ветку молодого дуба.

На этой ветке, тесно прижавшись друг к другу, сидят измокшие и озябшие пчелы. Их так много, что из-за них не видно ни коры, ни листьев. Многие сидят друг на друге.

— Это пчелиный рой, — учит Терентий. — Он летал и искал себе жилья, а как дождь-то брызнул на него, он и присел. Ежели рой летит, то нужно только водой на него брызнуть, чтоб он сел.

Путники, спустившись с насыпи, идут к реке. Данила спрашивает, Терентий отвечает…Он знает всё. Так, он знает названия всех полевых трав, животных и камней. Он знает, какими травами лечат болезни, не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет. Глядя на заход солнца, на луну, на птиц, он может сказать, какая завтра будет погода. Данилка глядит на Терентия и с жадностью вникает в каждое его слово.

- Что нового узнали? Что скажете о Терентии?

+ Любит и знает природу, неравнодушен к лесным обитателям, интересно рассказывает детям...

Дополнение кластера.

- Слушаем текст дальше.

Чтение учителем, дети – следят.

Только к вечеру наши странники возвращаются в деревню. Дети идут на ночлег в заброшенный сарай, а Терентий, простившись с ними, направляется к кабаку.

Засыпают дети, прижавшись друг к другу, думая о бесприютном сапожнике. А ночью приходит к ним Терентий, крестит их и кладет им под головы хлеба. И такую любовь не видит никто. Видит ее разве одна только луна, которая плывет по небу и ласково, сквозь дырявую стреху, заглядывает в заброшенный сарай.

Что можно добавить в характеристику нашего героя?
+ ….

В. Рефлексия.

4. Подведение итогов урока.

- Можно ли считать Терентия – счастливым человеком? Почему?

+…..

- Какие качества помогают ему чувствовать себя счастливым? («Кластер»)

- Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы отрывком из стихотворения Эдуарда Асадова:

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

- Подскажите, как стать счастливым человеком?
+…..

- Счастье – жить в ладу с окружающими и самим собой, любить всё и всех, быть благодарным!

- На партах смайлики. Отметьте тот, который соответствует вашему настроению на данный момент.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ст...

Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"

Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"

Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...