Исследовательский проект «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Ю.Яковлева»
проект по чтению

Таминдарова Линиза Мадисовна

В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения исторических и литературных источников доказана первоначальная гипотеза о том, что если дети попадают в экстремальные для жизни условия, например, войны, то они раньше взрослеют, раньше понимают, что такое труд, голод, задумываются над смыслом жизни. Но война не может «убить» в них детских прекрасных чувств.

Продуктом моего проекта является буктрейлер по литературным источникам, цель которого – привлечь к теме исследования моих сверстников, повысить читательский интерес к произведениям о Блокаде, так как это важная неотъемлемая часть истории нашей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-_osnovnaya_statya_.docx53.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

 «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Юрия Яковлева»

Секция «Литературная»

Автор:  Гудкова Василиса Олеговна, ученица 3к класса МБОУ «СОКШ №4»

г.Нефтеюганск

Руководитель проекта: Таминдарова Линиза Мадисовна, учитель начальных классов  


Основная статья

Введение

«Не спорьте, я прошу вас… – Бога ради!  

Так страшно  –  каждый звук своей душой чеканя –          Никто нам не поведал о блокаде,

Как  девочка, чьё имя -  Савичева Таня…» (Владимир Панфилов)

Мы говорим война и подразумеваем «подвиг, патриотизм, Родина…». А о «войне детей» ничего не знаем. Война оборвала их детство. Не обращала внимания на возраст.  Но что было с их миром, миром ребёнка, измученным голодом, разрухой, смертью близких? Первый раз о Тане Савичевой я услышала на классном часе, посвященном 75-летию освобождения блокады Ленинграда. Рассказ Юрия Яковлева «Девочки из Васильевского острова» прочитала на одном дыхании. Меня очень тронула история маленькой девочки, которой  пришлось пережить ужасы блокадного Ленинграда. Мне  тоже захотелось подружиться с Таней Савичевой, как и Валя Зайцева,  узнать побольше об этой девочке, о других детях Блокады. Какими они были, девочки и мальчики блокады? Что им пришлось пережить? Какими качествами должна обладать современные дети, чтобы быть полезной Родине сегодня? Я решила подробно изучить судьбу Тани Савичевой и изучить жизнь детей блокадного Ленинграда через исторические источники и литературные произведения Юрия Яковлева.

Цель работы: воссоздать образ ребенка, пережившего Великую Отечественную войну в блокадном Ленинграде.

Задачи:

  1. Проанализировать произведения Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» и «Мистерия. Страсти по четырем девочкам» и исторические источники, повествующие о жизни детей в период Блокады.
  2. Воссоздать образ ребенка Блокады, проанализировав и обобщив полученный при анализе источников материал.
  3. Провести виртуальную экскурсию в школьном музее по теме проекта.
  4. Создать буктрейлер по теме проекта.

Объект исследования: портреты детей в произведениях Юрия Яковлева и исторических источниках.

Предмет исследования: образ ребенка периода Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде.

Гипотеза: если дети попадают в экстремальные для жизни условия, например, войны, то они раньше взрослеют, раньше понимают, что такое труд, голод, задумываются над смыслом жизни. Но война не может «убить» в них детство.

Методы исследования: Теоретические: изучение научных статей, статистики, документов; Практические: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, выводы.

Глава 1

Блокада Ленинграда как исторический факт

1.1. «У Блокады детское лицо?». Исторические факты о детях-блокадниках.

        На сайте «Картаслов.ру» я нашла следующее определение блокады. Блокада - окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность.

Из детского журнала «Филиппок» я узнала о том, что блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.

В книге «Блокада Ленинграда» мне запомнились слова одной девочки блокадницы. Она долгое время после блокады просила маму приготовить манный пудинг с киселём, до тех пор, пока соседка тётя Феня не сказала: «Не мучайся, это вкус голодного ребёнка».[2]

Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Из воспоминаний ленинградской школьницы: «Мне дали задание: вырастить как можно больше моркови. Вот, сказали, тебе команда – работай! Я взглянула и обмерла: передо мной стояли 12 первоклашек! Каждый день прилетали самолеты. Мы прятались –и снова пололи, окучивали, поливали…»[2]

Школьники  приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова. И не переставали учиться…«Никогда – ни до, ни после – я так не старалась учиться, как в тот страшный год. Голодные, усаживались мы в нетопленных классах за парты и, несмотря на сильную слабость, ловили каждое слово таких же, как и мы, измученных блокадой учителей…» вспоминает Екатерина Арсеньева, бывшая ученица школы №239 г. Ленинграда.[2]

«Перед тем как сжечь книги, я их читала. Когда на заводе не было тока и останавливалось производство, я сидела и читала. Меня спрашивали: «Ну что ты сидишь, глаза портишь при этой коптилке?» Я отвечала: «Я боюсь, что умру и так и не дочитаю Стендаля — «Красное и черное», «Пармскую обитель». Когда я взяла книжку «Последний из могикан», я сказала: «Вот интересно – последняя из ленинградцев сжигает «Последнего из могикан». Я не очень жалела западную литературу, а немцев вообще сожгла первыми. (Батенина  Октябрина Константиновна).[2]

В осажденном городе  работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря  на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за  872 дня блокадных дня.  Но они не только пережили блокаду, они, как и их родители,  помогли выстоять великому городу. Город не сдался благодаря их мужеству, терпению, желанию жить. Они  учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

(по данным журнала для детей «Филиппок»)

1.2. Судьба Тани Савичевой (на основе исторических источников).

Дети переносят войну иначе, чем взрослые. И записывают эту войну и всё, что с нею связано, все её ужасы и потрясения они по-другому. Наверное, потому что дети – безоглядны. Дети наивны, в то же время они честны, в первую очередь перед самими собой. Об этом я  узнала из книги «Детская книга войны».

В этой книге дневники военных детей, всего их 37! Самые страшные и ужасные из них – дневники детей блокадного Ленинграда. Среди них – дневник Тани Савичевой.  Я узнала из дневников, что настоящим ужасом для детей в блокадном Ленинграде были бомбёжки и артобстрелы, тёмные улицы и дворы.  А еще ужаснее, как выяснилось,  для них был голод. Им гораздо труднее, чем взрослым, было перетерпеть его, они ещё не умели заставлять себя, уговаривать, и от того больше страдали.

А самые короткие и емкие по содержанию записи в  дневнике Тани Савичевой. Их нельзя читать без слёз. На страницах записной книжки напротив букв алфавита Таниной детской рукой выведены совсем не детские слова. Из  книги «Блокада. 300 судеб. 300 реальных историй» я узнала, как жила семья Тани Савичевой до, во время и после войны. Таня любила читать и вышивать цветы. Обладала хрустальным голосом. Говорят, она была «золотым ребёнком», вдумчивым и смышлёным. Война поломала все планы. Савичевы решили остаться в родном городе, чтобы помогать фронту. У Савичевых даже мысли не было – уехать, эвакуироваться, спастись. Они любили Отечество всем сердцем. Все Савичевы приближали Победу своим трудом. Мама шила военное обмундирование, сестра Нина рыла окопы. Таня, как и все ровесники, очищала чердаки, собирала бутылки для зажигательной смеси. Старшая сестра Женя точила для фронта снаряды, и тайком от родных сдавала кровь для раненых.

С гибели Жени и начался дневник Тани Савичевой. Последние даты ухода близких разделяет всего три дня. А объединяет то, что слова «умер, умерла». Последние слова в дневнике пугают своей безысходностью: «Осталась одна Таня».

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала о том, что не все ее родные погибли. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл – она не успела предупредить об этом семью. Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.

Дневник Тани Савичевой, который вскоре увидел весь мир, нашла ее сестра Нина, а ее знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке «Героическая оборона Ленинграда» в 1946 г. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.[10]

1.3. Исторический портрет детей блокады.

На основании изученных мной исторических источников я составила обобщенный портрет детей блокадного Ленинграда. Портрет детей блокады складывается из дневников, воспоминаний:

  1. Трудолюбие, не смотря на страх и условия: «Каждый день прилетали самолеты. Мы прятались –и снова пололи, окучивали, поливали…»
  2. Желание учиться для будущего: «Никогда – ни до, ни после – я так не старалась учиться, как в тот страшный год»
  3. Желание узнавать новое, не смотря на страх смерти: «Я боюсь, что умру и так и не дочитаю Стендаля — «Красное и черное»
  4. Желание участвовать в культурной жизни (посещать театры, концерты, беречь книги): «Вот интересно – последняя из ленинградцев сжигает «Последнего из могикан»
  5. Сохранение мирных увлечений, не смотря на ужасы действительности: «Таня любила читать и вышивать цветы. Обладала хрустальным голосом. Говорят, она была «золотым ребёнком», вдумчивым и смышлёным».
  6. Любовь к Родине и желание приносить пользу: «У Савичевых даже мысли не было – уехать, эвакуироваться, спастись. Они любили Отечество всем сердцем».
  7. Посильная помощь в защите Ленинграда: «Таня, как и все ровесники, очищала чердаки, собирала бутылки для зажигательной смеси».

Всех детей блокады объединяет желание жить, учиться, работать, мужество, терпение, чувство стыда и сострадания. И всегда, когда кто-то поступал жестоко, неправильно, они находили оправдание этим поступкам .

Глава 2

Портрет детей блокады на основе анализа произведений Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» и «Страсти по четырем девочкам».

2.1. Юрий Яковлев – певец блокадного Ленинграда

Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям - эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.

Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлевич служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой.

Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.

Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Один из таких рассказов "Девочки с Васильевского острова". Это рассказ, состоящий в основном из коротких предложений. Но эти предложения настолько весомы, что не в каждой объемной книге находится столько смысла. Рассказ представляет собой отрывки из дневника девочки Тани, переживающей блокаду Ленинграда. С помощью её коротких сообщений мы узнаем об ужасе, творившемся в те страшные времена. О голоде, из-за которого она страдает. О смерти близких, которую она наблюдает постоянно. И в итоге, она остаётся одна. Достаточно этих крошечных фраз "умерли все", "осталась одна Таня"[7], чтобы в красках представить эти жуткие времена.

«Мистерия. Страсти по четырём девочкам». Так называется произведение Юрия Яковлева, в которой он рассказал о четырёх девочках – жертвах войны. Судьбы героинь этого произведения: Тани Савичевой, Саманты Смит, Анны Франк и Садако Сасаки. Эти девочки любили жизнь, они хотели, чтобы все люди были счастливы! Они ненавидели войну, жертвами которой стали сами...Это произведение Яковлева запечатлело образы 4 девочек, чьи биографии и поступки стали символами мира на Земле. Слово мистерия означает церемония, панихида, драма религиозного характера.

Писатель учит нас добру ненавязчиво и мудро. "Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит", - говорил писатель. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории

2.2. Литературные портреты детей блокадного Ленинграда на основе произведений Ю. Яковлева

В рассказе «Девочки из Васильевского острова» речь идёт о Тане Савичевой – жительнице блокадного Ленинграда, и Вале Зайцевой – девочке, живущей много лет спустя после войны. Мы понимаем, что Тани уже давно нет на свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой. Это чувствуешь с первой же фразы, сказанной Валей: «У меня есть подружка – Таня Савичева»[7].

Образ Тани складывается из отдельных деталей и подробностей ее жизни. Мы узнаем, что она любила петь, страдала заиканием, мечтала «стать учительницей, как Линда Августовна»[7], что она ходила играть в Румянцевский сад, что «бабушка посылала Таню за керосином» в лавку, которая была в подвале булочной. Мы слышим о Танином брате Леке, «тихом и близоруком», у которого «был свой угол, отгороженный шкафами», где он «все скрипел…рейсфедером»[7]. Вместе с Валей мы держим в руках Танин дневник.

Но чем же примечательны эти девочки с Васильевского острова?

Таня «была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах – споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово».

«Моя подружка пела, потому что когда поешь – не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна. Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол: «Дети, сегодня мы займемся повторением…» И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате никого нет».[7]

Валя, как и все «василеостровские девчонки», боевая и решительная. «Вчера я отдубасила одного мальчишку, - рассказывает девочка. – Отвесила ему хорошего леща»[7]. Она настойчивая и добивается своего во что бы то ни стало. Когда ее не хотели допускать к строительству памятника детям блокады и требовали, чтобы она приходила только «со своим районом»[7], Валя не сдавалась и добилась своего.

Она -  настоящая подруга и готова прийти на помощь в любую минуту. Рассказывая о заикании Тани, Валя говорит: «Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я бы нашла такого»[7].

Валя глубоко переживает все, что было с девочкой из блокадного Ленинграда, она не раз пытается поставить себя на ее место, чтобы почувствовать себя так же, как Таня: «Если просто хочешь есть, это не голод. Поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все. Что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом – умирает»[7].

Что объединяет девочек?

1.        Они «одногодки».

2.        Они с Васильевского острова

3.        Они соседки: «Она со второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже».

4.        Учатся в одной школе.

5.        У них одинаковый почерк и одинаковые записные книжки. («У меня есть такая же книжка. За сорок копеек)

6.        Дружба.

Дети блокадного Ленинграда не выросли, не повзрослели, потому что блокада отняла у них жизнь и навсегда оставила мальчишками и девчонками. Но они живы в нашей памяти, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине. К ним обращаются наши мысли, с ними хочется дружить современным ребятам.

Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник «Цветок жизни», о котором идет речь в рассказе. На лепестках этого цветка высечены слова из известной песни: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом с ним можно увидеть каменные страницы Таниного дневника.

Фашисты не сломили дух русских людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом городе. “Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми”[7]. Остались в своём времени, значит, остались навечно юными мальчишками и девчонками. Для нас (для меня, моих сверстников, для Вали Зайцевой) все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.

В произведении Юрия Яковлева «Страсти по четырем девочкам» мы снова читаем о Тане Савичевой, о блокаде.

«Но слово "блокада" во все времена живет во мне. Оно не ослабевает, напротив, набирается сил, становится страшнее. От него веет смертью моих близких. Я был бы рад забыть его - не забывается, кровоточит. А для сегодняшних молодых людей "блокада" - слово из языка, который они не проходили. Или так проходили, что прошли мимо. Не запомнили.  И если прозвучало слово "блокада", то нельзя пропустить его мимо ушей, надо докопаться до смысла».

Настолько эти слова отзываются у автора с болью в душе. Только переживший личную трагедию человек может найти такие нужные слова! Мама Юрия Яковлева умерла во время блокады. «Я же так и не проронил ни слова: был поражен, что мы с Таней одну и ту же женщину приняли за свою Маму. Кто из нас ошибался? А может быть, в этой странной мистерии, которая разыгрывается в моем Театре, одна Мама для всех?»[8]

В этом произведении портрет Тани более объемный, земной: «Она в больших валенках с чужой ноги. Длинный ватник до колен и платок, завязанный за спиной крест-накрест. Бледное лицо. Обветренные губы, руки в варежках. А движения медленные, словно каждое стоит неимоверных усилий. Ах, как она напоминала тот серый опавший листок на снегу! И только глаза, смотрящие из-под платка, - живые».[8] Так, наверно, выглядели все дети блокадного города, похожие в сложившихся обстоятельствах друг на друга. 

Во время бомбёжки Таня держалась спокойно, как будто и не боялась уже. Ко всему человек привыкает.  «- Штукатурка не страшно, - предупредила Таня, - когда летят осколки стекла – опасней»[8]. Или может устала голодать «- Не все ли равно, от чего умирать. Может быть, от голода еще больнее»[8], говорит она. Увидев бумажного журавлика, переживет за его жизнь, что даже крошечки хлеба не может предложить. «Тебя могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки. А у тебя бумажные крылья. И одно крыло уже подбито, опущено»[8]. Таня Савичева повторяет эти слова как заклинанье: «А куропатка съедает в день всего 22 грамма»[8]. В них такая боль слышится, чувствуется голод, страх, безразличие. Смысл этих слов поймёт только тот, кто пережил блокаду.

Больше всего об отличительных чертах блокадного ребенка для меня сказал монолог Тани о хлебе: «Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала... ни одна крошечка».[8] Эта пайка блокадного хлеба, такая желанная и такая невесомая – тоже штрих к портрету ребенка Блокады (бережное отношение к каждой крошке, продлевающей жизнь).

2.3. Собирательный образ детей блокады с Васильевского острова

Основные выводы по теме исследования:

В результате исследования мне удалось создать собирательный образ детей блокады с Васильевского острова.  

Основные черты детей Блокадного Ленинграда:

  1. Они боевые, умеют дать отпор (защитить себя) и добиваться своей цели. «Мы  василеостровские девчонки, - говорит героиня рассказа Валя, - умеем постоять за себя, когда надо…»;
  2. Они -  верные подруги и никогда не бросают друзей в беде («…И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать»).
  3. Они стойкие и мужественные. Валя уверена, что не будь Таня Савичева «василеостровской ленинградской, не продержалась бы так долго».
  4. «Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени».
  5. «Все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине».
  6. «Она в больших валенках с чужой ноги. Длинный ватник до колен и платок, завязанный за спиной крест-накрест. Бледное лицо. Обветренные губы, руки в варежках».
  7. Переживает за жизнь других  («Тебя могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки. А у тебя бумажные крылья. И одно крыло уже подбито, опущено»).

Продуктом моего проекта является буктрейлер по литературным источникам, цель которого – привлечь к теме исследования моих сверстников, повысить читательский интерес к произведениям о Блокаде, так как это важная неотъемлемая часть истории нашей страны.  

Заключение

Слово  «блокада» - холодное, тяжелое слово, оно несет смерть. В нашем  сознании возникает  галерея блокадных образов: детей, тонких, как тростиночка, молодых людей, похожих на  старцев, стариков, полуживых-полумертвых. Это и есть блокада».

Итак, результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач. Проанализировав литературные источники о  детях блокадного Ленинграда, мы пришли к выводу, что не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали  юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. А ещё эти хрупкие и маленькие дети вели дневники.  Прочитав дневники детей блокады, я сделала вывод, что для детей в блокадном Ленинграде страшнее бомбёжек и артобстрелов, был голод.

Нечеловеческие испытания голодом и холодом легли на неокрепшие детские плечи в блокадном Ленинграде. Об этом свидетельствую дневниковые записи Тани Савичевой. Прочитав рассказы Юрия Яковлева о Тане Савичевой, я сделала вывод, что в блокадном городе жили девочки боевые, умеющие дать отпор  и добиваться своей цели, никогда не бросающие друзей в беде, мужественные.

Блокада – страшное недетское событие, но у нее было и детское лицо. Это лицо Тани Савичевой и многих,  многих…. «Как старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, всё понимающие и ничего не понимающие». [1]

Изучив исторические источники о детях блокады, я пришла к выводу, что  в детях блокады прослеживается мужество, стремление выжить, сила духа, стойкость, чувство стыда и сострадания, ненависть к фашистам. Гипотеза моя подтвердилась. Война заставила их раньше повзрослеть, заставила задуматься над смыслом жизни («Для чего живёт человек?»). Но не смогла убить в них детство. Она  привила им чувство ответственности, острее пробудила чувство любви ко всему живому. Они остались детьми где-то глубоко внутри…. «Это были старики с детскими душами».     «…Это не дети, но и не взрослые – это просто новые люди, люди, каких не знала история. Мера их любви равна мере их ненависти».[10]

   Сегодня, в повседневной суете, мы не должны забывать о том, какой ценой завоевана победа. Мы должны помнить, чтобы такое больше никогда  не повторилось. Наши дети должны жить мирно и спокойно


Список использованных источников

  1. Адамович А.М, Гранин Д.А. Блокадная книга.  – 5-е изд., испр. и доп. – Ленингад: Лениздат, 1989. – 526 с.
  2. Пименова В., Межгосударственная телерадиокомпания "Мир", Блокада Ленинграда. Народная книга памяти: 300 судеб, 300 реальных историй. - Москва:        АСТ, 2014. – 829с.
  3. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде.- Л.: Лениздат, 1985. – 237с.
  4. Ю.Яковлев. Девочки с Васильевского острова.М.:Детская литература,1989.- 16с.
  5. Ю.Яковлев. Мистерия. Страсти по четырем девочкам. М.: Детская Литература, 1989.
  6. Миксон И.Л. Жила, была.Л.:Детская литература,1991.
  7. «Детская книга войны 1941-1945».-Аргументы и факты, 2015

Интернет-источники:

 (http://www.filipoc.ru/heroes/deti-vo-vremya-blokadyi-leningrada)

https://kulturologia.ru/blogs/090517/34476/        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Космос глазами детей".

Проект содержит краткое описание проделанной работы в  учащимися ....

Презентация к выступлению на День снятия Блокады "Таня Савичева"

Выступление с презентацией. К каждому слайду лист с текстом для чтения за кадром....

Научно – исследовательский проект по внедрению здоровьесберегающей технологии через организацию физкультминуток на уроках

Проектная работа на тему «Влияние физкультминуток на здоровье ученика» была выбрана с целью раскрытия роли движений в развитии психики и интеллекта ученика. Поэтому, цель моей работы - изучить р...

урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"

Урок литературного чтения в 4 классе по  системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...

Исследовательский проект "Война глазами детей".

Исследовательский проект "Война глазами детей"....

Методическая разработка к проведению классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция «Дневник Тани Савичевой»

Методическая разработка к проведению  классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция    «Дн...

Внеурочное занятие в музее «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»

Цель: дать учащимся  представление   о периоде блокады  в дни Великой Отечественной  войны.Задачи:Познакомить учащихся с понятием блокада, со страшными днями пережитыми детьми...