Пояснительная записка к методическому семинару " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения"
методическая разработка по чтению

Вишкина Наталья Николаевна

Пояснительная записка к методическому семинару " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelna_zapiska.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа им. Н.К.Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

Методический семинар по теме:

" Развитие навыков чтения

 с использованием элементов скорочтения в начальной школе"

Автор: учитель начальных классов

Вишкина Н.Н.

2020

Пояснительная записка

В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное чтение обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. 

От достижения  цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих умений, навыков, способов деятельности. 

        На протяжении всех лет учения в начальной школе чтение является ведущим заданием. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решению различных задач.

Поэтому, задача педагога показать ребенку этот необыкновенный мир книжного волшебства.

Мир вступил в новую эпоху – эпоху информационного общества, развитие которого связано с разработкой и применением информационно-коммуникативных технологий, что привело к колоссальному информационному взрыву. Особенно негативно это влияет на еще не сформированные личности детей. А ведь воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость.  Поэтому проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует  учителей и родителей, ведь чтение является основой всего последующего образования.

 Как показывает опыт, большинству учеников начального звена, вполне доступна скорость чтения 100 -120 слов в минуту. Как этого добиться? Все эти обстоятельства побудили меня к поиску методов, форм, приемов работы, способствующих формированию и развитию навыков беглого, выразительного, правильного и осознанного чтения обучающихся.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

Актуальность темы

  • Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
  • Развитие речевой деятельности и культуры речи учащихся.
  • Для изучения всех без исключения предметов необходимы первичные навыки работы с информацией.

Чтобы решить эту задачу я начала работу над совершенствованием навыков техники чтения учащихся.

 Цель моей работы:

1.  Повышение скорости  и одновременно качества чтения.

2. Развитие речи учащихся. Расширение, углубление  читательского кругозора.

3. Осмысленное чтение прочитанного и обогащение словарного запаса учащихся. 

Задачи:

  • совершенствование навыков чтения обучащихся;
  • приобщение к регулярному чтению детской литературы.

 План работы над темой:

  1. Провести стартовую диагностику;
  2. Изучение литературы и опыта учителей;
  3. Апробация;
  4. Передача опыта;
  5. Создание методического сборника.

Период работы над методической темой – 2020/2021 учебный год.

Предполагаемый результат:

1. Повышение скорости  и качества чтения.

2. Развитие речи обучащихся.

3. Расширение, углубление  читательского кругозора.

4. Осмысленное чтение текста и обогащение словарного запаса обучающихся.

В результате проведения диагностики уровня техники чтения обучающихся

Было выявлено:

высокий уровень сформированности навыков чтения – 50%, средний – 35%, низкий уровень – 15%.

В своем опыте я реализую:

  • Идею  использования упражнений для развития техники чтения Е.В.Заика
  • Методику диагностики чтения А.Н.Корнева, О.А.Ишимовой
  • Методику выработки беглого чтения В. И. Зайцева
  • Зрительные диктанты И.Т.Федеренко
  • Технология проектной и исследовательской деятельности.
  • Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской 
  • Прием применения подстановочных таблиц Е.Е. Манзановой
  • Игровые технологии
  • Здоровье сберегающие технологии

На уроках  чтения использую:

  • чтение слоговых таблиц
  • речевые разминки
  • игровые упражнения на развитие артикуляции
  • зрительного восприятия, внимания
  • чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса
  • чтение в парах
  • работа со скороговорками

Упражнения для развития скорости чтения:

Тренинги для совершенствования скорочтения:

1. Чтение наоборот

2. Текст вертушка

3. Собери текст

4. Сплошной текст

5. Вверх ногами

Ребёнку, испытывающему трудности в чтении предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом. Выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих на основе чтения. Овладев ими, ребёнок впоследствии читает гораздо лучше.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения. Главная задача – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать текст, книгу;

2. Работа с текстом во время чтения, обеспечивающая полноценное восприятие текста;

3. Работа с текстом после чтения, которая обеспечивает углубленное восприятие и понимание текста.

Достоинства технологии продуктивного чтения:

  • применима самостоятельно во время урока и вне урока;
  • возрастносообразна и доступна;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла.

На уроках в работу над пониманием содержания прочитанного текста для развития речи учащихся,  также для расширения,  углубление  читательского кругозора применяю подстановочные таблицы,  

На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. Вот  в работе помогает диктофон. Дети любят слушать, когда воспроизводятся  их голоса, и буквально каждый хочет права записи. А на родительских собраниях родители с удовольствием слушают голоса детей.

Родителям объясняю, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последнее событие дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов. Когда человек спит, он находится  под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

  •  родительские собрания: «Роль чтения в развитии младших школьников»;  «Руководство чтением младших школьников»;
  • индивидуальные консультации с родителями по вопросу совершенствования техники чтения.
  • Практически на каждом родительском собрании сообщаем о результатах проверки техники чтения

    Если ребёнок не любит читать, то необходимо режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Этот вид чтения хорош при просмотре диафильма: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Для повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение. Этот вид использую в начале каждого урока по 3-5 минут.

        Практическая значимость работы заключается в создании разноуровневого материала по чтению, направленного на воспитание всесторонне развитой творческой личности. В данном опыте показаны различные формы и методы работы с учащимися. В результате проделанной работы у обучающихся значительно повышается учебно-познавательный интерес к чтению, уровень развития и умения учиться. Таким образом, можно сказать, что работа в данном направлении привела к созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

Работа ведется постоянно, и на сегодняшний день можно сказать, что есть определенные результаты в решении проблемы творческого развития учащихся на уроках. Они проявляются в активизации познавательной деятельности учащихся, возрастании интереса к чтению, развитии личностных, индивидуальных, творческих способностей ребенка; создании благоприятной атмосферы на занятиях для самореализации и саморазвития.

Наблюдается положительная динамика:

  • В интеллектуальном уровне развития.
  • В развитии коммуникативных умений учащихся.
  • В способности сформированности навыков рефлексии, креативности

Сформированность предметных результатов подтверждается наличием призовых мест в конкурсах и олимпиадах различного уровня:

Успешность обучения составила 100% при качестве 67-70%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объяснительная записка к методическому семинару"Духовно -нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде"

В данной работе  представлена система воспитательно-образовательной деятельности, реализация которой способствует духовно - нравственному воспитанию и развитию младших школьников....

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" к конкурсу Учитель года - 2018...

Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация

Методический семинар на тему " Развитие навыков чтения с элементами скорочтения" презентация на конкурс " Учитель года- 2020"...

Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»

Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»...

"Развитие навыков чтения с использованием элементов скорочтения"

quot;Развитие навыков чтения и спользованием элементов скорочтения" (мастер - класс)...