Объяснительная записка к методическому семинару"Духовно -нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде"
методическая разработка на тему

Пугина Татьяна Валентиновна

 В данной работе  представлена система воспитательно-образовательной деятельности, реализация которой способствует духовно - нравственному воспитанию и развитию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_konkurs.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару

«Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде»

Слайд 1 Титульный лист.

Слайд 2

К этой теме я обратилась не случайно. В 2010 году в связи реструктуризацией образовательных учреждений Сергачского Муниципального района «Богородская СОШ» стала базовой, где обучаются дети из 7 населенных пунктов, в том числе из 2 татарских сел. Поэтому моей задачей стало воспитание младших школьников в межнациональной среде в духе согласия, мира и уважения. Уже в младшем школьном возрасте в плане духовно-личностного становления обнаруживаются симптомы меркантилизации ценностной сферы развивающейся личности ребенка в связи с проявлениями негативной национально-культурной самоидентификации. В этой связи актуализируется задача ориентации учащихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей.  ФГОС определяет в качестве приоритетной задачи современного образования становление личности, интериоризирующей в процессе духовно-нравственного развития национальные российские ценности, ценности своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Для решения данной проблемы я решила направить свою деятельность на духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников средством национальных традиций.

Слайд 3

Я стала изучать литературу по теме. В истории отечественной педагогики проблемой духовно-нравственного воспитания занимались известные педагоги.  Константину Дмитриевичу Ушинскому принадлежит   теория народности воспитания.  Он считал, что воспитывать нужно на традициях своего народа.                                                    

Большая заслуга Антона Семеновича Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.

Алексей Николаевич Острогорский работал над теорией семейного воспитания.

Шиловой Марии Ивановне, доктору педагогических наук Красноярского государственного педагогического университета, принадлежит теория   патриотического воспитания.

Слайд 4

 Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, современное общество нуждается в образованных, высоко нравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Его характеризует рост национального самосознания, стремление понять и познать историю, культуру своего народа. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Слайд 5

На данном слайде представлено образовательное пространство, в котором происходит формирование личности человека. Сущность образовательного пространства представляет собой соединение сред, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство. Независимо от того, на что направлена та или иная среда её содержание базируется на нравственности.

Слайд 6

Цели и задачи моей работы представлены на слайде.

Слайд 7

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Слайд 8

 Ведущей идей моего педагогического опыта является использование форм и методов, способствующих формированию гармонической, творческой личности, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательного отношения к своей малой родине, окружающему миру, другим людям и самому себе.

Слайд 9

На этом слайде представлена система воспитательно-образовательной деятельности, реализация которой способствует духовно - нравственному воспитанию и развитию младших школьников.

Работа с детьми, включающая:

- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

 - реализацию программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию «Истоки».

 - Воспитательную систему класса «Растить человека».

 - Уроки ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).

- Программа «Нижегородская сторона».

- Программа «Народные увлечения для развлечения».

Слайд 10        

Основная цель курса  «Нижегородская сторона» - духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание младшего школьника как результат интериоризированных этических норм в процессе и на основе восприятия литературных текстов краеведческой направленности, формирование образа Нижегородского края и его центра - города Нижнего Новгорода, элементарного знакомства на доступном уровне с жизнью современной Нижегородчины и еѐ славным прошлым. Цель, сформулированная выше автором курса (Одеговой В.Ф.) «Нижегородская сторона», реализуется через ряд задач

развивать:

- познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;

- представления о достопримечательностях Нижегородского края;

- эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья;

- историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала

 воспитывать:

- духовно-нравственные качества младшего школьника;

- потребность к духовно-нравственному совершенствованию при создании необходимых условий и факторов в процессе восприятия краеведческих текстов;

- бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;

- положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации системно-деятельностного подхода в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Цель программы кружка «Народные увлечения для развлечения»:

-  воспитание патриотических и духовно-нравственных качеств личности первоклассника как результат интериоризированных нравственных норм в процессе трудовой творческой деятельности, основанной на интеграции этнических ценностей декоративно-прикладного и литературного искусства нижегородцев.

Цель программы кружка «Народные увлечения для развлечения» реализуется через решение ряда приоритетных задач воспитания и развития.

Воспитывать/ формировать:

- духовно-нравственные качества младшего школьника;

- патриотическое отношение к своей малой родине;

- бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;

- творческую личность процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической и др. видов деятельности.

Развивать:

- познавательный интерес к своей малой родине через знакомство с декоративно-прикладным искусством и литературными текстами о родном крае и различные формы работы с ними;

- историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;

- эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и авторским и фольклорным литературным наследием Нижегородского Поволжья.

Слайд 11

На этом слайде представлены базовые ценности курса «Истоки» В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 1 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос, и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

Слайд 12

В целях реализации муниципальной программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Сергачского муниципального района на 2014-2018 годы» ежегодно проводится районная ярмарка «Наши Истоки». Тема ярмарки в 2015 году была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - «Подвигу лежит дорога в вечность», в 2016 году –тема ярмарки - «Традиционные семейные ценности».

 Её целью является духовно-нравственное развитие личности и создание условий для развития межкультурного взаимодействия в районе с поликультурным составом населения.

Дети и родители участвовали  в номинациях «Мои семейные истоки» - «Война в истории семьи» (2015 г.), «Родители – главные путеводители» (2016 г.); «Школа родительской любви» - «Подвиг отцов – сыновьям в наследство» (2015 г.); «Книга – кладезь мудрости» - «Войны священные страницы-навеки в памяти людской» (2015 г.), «Истоки семейного чтения» (2016 г.); «Живое слово» - «Живу и помню» (2015 г.); «Юный художник» - «Во имя жизни на земле» (2015 г.), «Наши семейные традиции» (2016 г.); «Костюм «Стиль истоков»; «За Веру и Отечество!», фотоконкурс «Не гаснет памяти свеча» (2015 г.), « Духовные традиции нашей семьи» (2016 г.); «Традиции народной кухни», «Юный корреспондент».

В 2012 году я принимала участие в конкурсе педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Радуга» с защитой программы «Истоки», где заняла 3 – место. В 2016 году в этом же конкурсе представляла программу «Нижегородская сторона», где была отмечена грамотой за участие. В 2013 году участвовала в работе XI Всероссийской конференции «Развитие духовно – нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки» в городе Москве. Где делилась своим опытом по реализации данной программы.

Слайд 13

Для достижения поставленных задач мною созданы следующие условия: При проведении мероприятий в программу обязательно включаются стихи, песни, как русские, так и татарские, дети исполняют свои национальные танцы. Это создает атмосферу уважительного отношения к национальной культуре, помогает учащимся осознать, что представители разных народов должны жить в дружбе и согласии.

Внеклассные мероприятия:

- Тематические утренники, фестивали (патриотической песни, национальных игр), конкурсы чтецов, посвященные Дню пожилого человека, Дню Матери, Дню Победы; выставки, праздники («Праздник Дружбы», «Сто народов одна семья», встречи со знаменитыми людьми, экскурсии, посещение музеев. Участвуем в социальных проектах, которые помогают становлению неравнодушной личности, способствуют гражданской позиции ребят. («Подарок ветерану», «По дорогам войны прадедов», «Книжкин дом», «Покормите птиц!»;

В исследовательской деятельности, способствующей изучению истории, культуры родного края («Национальный костюм», «Герои-земляки», «Летопись Нижегородского Кремля»).

Тесно взаимодействуем с семьей, проводим беседы, круглые столы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания; семейные выставки «Мир наших увлечений», презентации «Опыт семейного воспитания», проекты «Моя семья в истории моего Отечества».

Слайды 14-15

 На этих слайдах представлены социальные проекты «По дорогам войны», «Покормите птиц».

Слайд 16

Новизна моего опыта актуальна в современное время. Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование их в среде нравственных ориентиров и ценностных установок – актуальная задача духовно – нравственного воспитания и развития обучающихся.

Слайды 17-18

 Внеурочная деятельность – это не только поиск и представление информации, но и участие в творческих конкурсах. Ежегодно мы принимаем участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Слайд 19

Предлагаю вашему вниманию таблицу участия в различных конкурсах, которые направлены на формирование у школьников уважительного отношения к своей семье и старшему поколению, традициям своего народа и любви к Родине.

Данный слайд демонстрирует результаты внеурочной деятельности школьников, ее эффективность. Мы видим, что увеличилось количество участников и количество призовых мест.  Эффективность участия на муниципальном уровне составила

 2014-15г.  (8 участников-5 грамот) -62%

 2015-16г. (7 участников – 6 грамот) -85%

На региональном уровне

2014-15 г.  (1участник-1 грамота) -100%

2015-16 г. (3 участника – 3 грамоты) -100%

Слайд 20

Проведен мониторинг достижения планируемых результатов на основе методик: «Цветопись», «Выделение существенных признаков», «Кто прав? и получен следующий результат:

Мониторинг уровня умений следовать в поведении нравственным нормам проведен по методикам: «Методика оценки уровня воспитанности ученика», «Учет мотивов героев в решении моральной дилеммы» (модифицированная задача Ж. Пиаже), «Оцени поступок»

Уровень развития ценностных ориентаций проведен по методикам «Оценка усвоения нормы взаимопомощи», «Если бы я был волшебником», «Ты гражданином быть обязан».

Отсюда следует вывод, что все проводимые мероприятия имеют положительный эффект.

Слайд 21

Тема «Духовно – нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде» была представлена на педагогическом совете, на методическом объединении школы.

В 2015 году статья «О проекте «По дорогам войны прадедов» печаталась в журнале «Практика школьного воспитания» № 2(95) 2015 год.  

Данный опыт работы направлен на приобретение детьми культурного богатства русского народа. И может быть, детская душа наполнит добром, милосердием и сопереживанием не за себя, а за других людей.

Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние ученики достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями национальной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать, ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу – это и есть моя главная педагогическая задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников"  и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников

В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»

Программа  предусматривает все стороны развития личности ребенка:-  патриотическое;-  нравственное;-  эстетическое;-  воспитание гражданственности, толерантности;-  эколо...

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.

Методическое объединение учителей нашей начальной школы разработало проект "Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников. Калейдоскоп путешествий по МАЛОЙ РОДИНЕ". Наш проект б...

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников.

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников в усливиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования  их нравственных ценностей...