Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Максакова Диана Алексеевна

Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_literature.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного урока литературного чтения

        

ТЕМА:

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Составила: Максакова Диана Алексеевна

Класс: 3

Дата проведения урока: 26.10.2020

Сыктывкар, 2020

Тема урока: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:        

Деятельностная: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна», её иносказательным смыслом. 

Содержательная: способствовать формированию ууд.

Методы и формы обучения: словесные, наглядные методы; формы работы – фронтальная, парная, самостоятельная.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- совершенствование навыка формулировать тему и цель урока;

- умение находить мораль в произведении;

- умение применять знания, анализировать;

- участвовать в обсуждении и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- видеть иносказательный смысл басни.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные:

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

1 минута

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Алексеевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Приветствие.

Этап проверки домашнего задания.

4 минуты

- На прошлом уроке, мы работали с басней Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки», сейчас я предлагаю вам, в парах, решить небольшой тест. Правильные ответы обводим в кружочек ручкой.

Пока я раздаю карточки, вспомните, какие правила работы в парах?

1.Каким недугом, страдала Мартышка?

А) У неё была бессонница;

Б) У неё ухудшилось зрение;

В) У неё болела спина

2.От кого Мартышка услышала, что можно добыть очки?

А) От людей;

Б) От черепахи;

В) От её врача

3.Сколько очков, достала Мартышка?

А) С полдюжины;

Б) С две дюжины;

В) С пять дюжин

4.Какие действия, произвела Мартышка с очками?

А) Съела;

Б) Надела на нос;
В) Лизала, нюхала, нанизывала на хвост

5.Что решила Мартышка, когда очки не сработали?

А) Мартышка решила, что её обманули;

Б) Мартышка поняла, что не умеет пользоваться очками;
В) Мартышка подумала, что ей попалась неправильная пара очков

- Проверим, что у вас получилось. По цепочке, зачитываем вопрос и ответ, который вы выбрали. Если всё верно, ставим «+». Если неверно, найдите место ошибки и поставьте знак вопроса. Кто допустил ошибку? Где?

Вспоминают правила работы в парах.

Работа в парах.

Оценивают правильность решения теста.

Этап речевой разминки.

2 минуты

- Посмотрите на доску. Предлагаю выполнить упражнение на выработку отчетливого произношения звуков. Я проговариваю, три, четыре. Вам необходимо сделать глубокий вдох, а на выдохе прочитать, отчетливо произнося звуки.

АОУИЭ, АЫУЭИ, ОУАЭИ

З-С-Ж,  Ш-Ж-Щ, Б-Д-Т-П

- Замечательно!

Выполняют речевую разминку.

Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения.

10 минут

- Обратите внимание на портрет. Знакомы ли вы с творчеством этого поэта?

- Как зовут поэта?

- А что вы помните, о его биографии?

- Хорошо. Давайте, я дополню, сказанное вами.

Иван Андреевич Крылов — поэт-баснописец. Родился в Москве, в семье бедного армейского офицера. Воспитанием мальчика занималась мать. Она научила его читать и писать. Крылов усиленно занимался самообразованием, играл на музыкальных инструментах. В 14 лет написал комическую оперу в стихах «Кофейница»,  в 19 лет — комедию «Проказники», затем ещё ряд пьес. Издавал сатирические журналы. Когда Крылову было 40 лет, вышла его первая книга басен. Всего Крылов создал более 200 басен. Николай Васильевич Гоголь назвал их «книгой мудрости самого народа».

Много басен Крылов создал для детей, такие как «Ворона и лисица», «Квартет», «Слон и Моська», «Стрекоза и муравей» и многие другие.

Почти 30 лет Крылов проработал в Императорской Публичной библиотеке в Петербурге. Был избран академиком и награждён большой золотой медалью Академии наук.

- Как вы думаете, почему мы сейчас говорили, именно об этом поэте?

- Хорошо. Давайте вспомним, что такое басня. Сейчас я раздам карточки. В парах, вам необходимо вставить пропущенные слова в определение. Пишем ручкой.

- Итак, Арина, прочитай определение, которое у вас получилось. Правильно. У кого получилось также, поднимите руку.

- Посмотрите на картинку. Какое название, вы бы ей дали?

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Сформулируйте цель урока.

- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Я буду их зачитывать,  а вам необходимо подумать и сказать, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

Кум – приятель, обращение к знакомому пожилому мужчине.

Кумушка - женщина, склонная к пересудам, сплетница.
Ужимки – неестественные телодвижения, искажение выражения лица.
Перечесть (по пальцам перечесть) – посчитать.
Оборотиться – посмотреть на себя.
На руку нечист – нечестен, вороват.

Сатира - смешное в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают.

Украдкой - скрытно, незаметно от других, тихо, чтобы никто не знал.

- Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет речь в басне.

Да.

Иван Андреевич Крылов.

Говорят, что помнят, из биографии поэта.

Сегодня мы будем изучать басню И. А. Крылова.

Работа в парах.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
В баснях обычно действуют животные.

«Обезьяна у зеркала», «Красивая Мартышка», «Обезьянка и зеркало», «Зеркало и обезьяна».

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

Познакомиться с басней

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна», дать характеристику героям, определить мораль басни.

Заменяют устаревшие слова.

Предполагают, о чем пойдет речь  басне.

Этап первичного чтения текста.

2 минуты

- Я включаю аудиозапись. Вы внимательно слушаете басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

Слушают басню.

В басне рассказывается о Мартышке, которая увидела свое отражение в зеркале. Глупышка не знала, что это она и есть.

Этап вторичного чтения текста.

1,5 минуты

- Читаем произведение еще раз. Не забываем назвать автора и название басни. Все внимательно слушаем, следим по тексту. Настя, прочитай, пожалуйста.

Один ребенок читает вслух, остальные слушают и следят по тексту.

Этап первой ступени анализа произведения.

3 минуты

- Давайте попробуем дать характеристику героям. Сколько у нас главных героев?

- Кто главные герои?

- Посмотрите на картинку на доске. Какую характеристику дадим Мартышке?

- Какое описание дадим Медведю?

- Верно.

Двое.
Мартышка и Медведь.

Хвастливая, глуповатая, в зеркале не узнала свое отражение, зато вовсю начала его обсуждать, говоря, как же оно ей не нравится.

Более смышленый, справедливый, делает замечание Обезьяне, но она пропускает все мимо ушей.

Физминутка.

2 минуты

- Предлагаю, немного отдохнуть. Выполним физминутку, встаем так, чтобы никому не мешать.

Мишка лапки подними. Мишка лапки опусти. Мишка, Мишка покружись. А потом земли коснись. Влево, вправо повернись. А теперь животик свой потри.

 Раз, два, три!

- Молодцы! Присаживайтесь.

Выполняют физминутку.

Этап второй ступени анализа произведения.

4 минут

- Подберите отрывок,  к данной иллюстрации.

- Давайте разберемся, как вы понимаете слова:

 «Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра»?

- Верно, т.е. в данных строках рассказывается о человеке, обвиняющем других в собственных грехах.

- Какие примеры вы можете привести, с похожей ситуацией?

- А сейчас, мы познакомимся с новым понятием – иносказательный смысл. Иносказательный смысл басен заключается в том, что с реальных людей переносится характер на животных. Например: лиса - хитрая, волк - глупый, медведь - грозный и т.д.

- Как вы думаете, в этой басне, есть иносказательный смысл?

- В литературе по научному это называется аллегория.

- Какова аллегория басни «Зеркало и обезьяна»?

- Отлично. Давайте определим мораль басни. Ребята, что такое мораль?

Мораль – это поучение, выраженное в краткой форме. - Итак, какова мораль басни «Зеркало и обезьяна»?

«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Климыч – это человек, который ворует, Петр – человек, который не воровал. Все обвиняют Климыча, что он вор, что это неправильно. А Климыч, свое воровство не признает, и перекладывает всё на Петра.

Приводят примеры из жизни.

Знакомятся с новым понятием.

Да.

С реальных людей переносится характер на животных.

Обезьяна – глупая, невежественная, а медведь – рассудительный и мудрый.

Вспоминают, что такое мораль.

Некоторые люди отказываются видеть свои недостатки и несовершенства, но при этом  замечают их в других. 

Этап обобщения прочитанного.

3 минуты

- Применима ли данная басня к современной жизни?

Почему?

- Кто из героев басни был прав?

- Какой мудрый совет, он дал Обезьяне? Найдите  в тексте.

- Послушала ли героиня Медведя? Найдите  в тексте.

- Ребята, а какой бы вы, дали совет Обезьяне?

- Какое у вас сложилось мнение о персонажах, их поступках?

Да.

Медведь.

«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Героиня не послушала совет:

«Но Мишенькин совет лишь попусту пропал».

Говорят, какой совет дали бы Обезьяне.

Делятся своим мнением.

Этап выразительного чтения произведения либо отрывка.

3 минуты

- Теперь, я предлагаю выразительно прочитать произведение еще раз. Какие правила выразительного чтения, вы знаете? (Представить автора и название текста, читать громко, внимательно, без ошибок, соблюдать знаки препинания).

- Маша, прочитай выразительно басню, пожалуйста.

Озвучивают правила выразительного чтения.

Этап творческой работы.

5 минут

- Сейчас, мы выполним небольшую творческую работу. Вам необходимо, нарисовать афишу к произведению.

Рисуют афишу к произведению.

Этап домашнего задания.

1 минута

-  Я вижу, что вы еще не успели дорисовать, отложите, пожалуйста, карандаши. Эту работу закончите дома, также, дома, вам необходимо потренироваться в выразительном чтении этой басни.  

Не забываем правила выразительного чтения!

Слушают домашнее задание.

Заключительный этап рефлексии.

4,5 минут

- Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель, мы ставили на урок?

- Достигли этой цели? Почему?

- Ну, а наш урок подошел к концу. Предлагаю вам, выбрать две фразы и продолжить их:

Мне было интересно…

Сегодня на уроке я научился (научилась)…

Я понял (а), что…

Больше всего, мне понравилось…

Сегодня на уроке я повторил (повторила)…

Мы сегодня разобрались…

- Урок окончен. До скорых встреч.

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

Познакомиться с басней

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна», дать характеристику героям, определить мораль басни.

Да. Мы познакомились с произведением И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна», дали характеристику героям, определили мораль басни.

Оценивают работу на уроке.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения. Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Аннатация.Тип урока: урок получения  новых знаний.Цель: изучить  пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать  о театральном искусстве на примере сказки С....