Проект на тему: Дети Великой и страшной войны… Может герои, но, в сущности – дети. (По произведениям отечественной литературы)
творческая работа учащихся по чтению (4 класс)

Муравьева Татьяна Юрьевна

Проект на тему:  Дети Великой и страшной войны… Может герои, но, в сущности – дети.                           (По произведениям отечественной литературы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klochkova_kristina.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сокольская средняя школа

Проект на тему:

Дети Великой и страшной войны…

Может герои, но, в сущности – дети.

                          (По произведениям отечественной литературы)

 

Выполнила: Клочкова Кристина

ученица 4 «А» класса        

Руководитель: Муравьева Татьяна Юрьевна

        

п. Сокольское

2018-2019 учебный год

Содержание

  1. Введение
  1. Актуальность выбранной темы
  2. Гипотеза
  3. Проблема
  4. Цель проекта
  5. Задачи
  6. Объект исследования
  7. Методы исследования
  8. Новизна проекта
  9. Практическая значимость
  10. Продукт проекта
  1. Основная часть

                     Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов

  1. А.Твардовский «Рассказ танкиста»
  2. М.Зощенко «Храбрые дети»
  3. Л.Кассиль «У классной доски »
  4. Л.Кассиль «Мальчишка с подплавы»

  1. Вывод

Актуальность выбранной темы

 В современном мире проблема чтения является  общенациональной и государственной.  Падение  интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда  было занятием исключительно значимым. С целью сохранения и повышения читательского интереса обучающихся  наш класс совместно с родителями  работает по проекту «Семейное чтение»,  одним из разделов которого являются произведения отечественной литературы о войне.

 Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 74 годовщина  со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. Мы помним о подвиге народа, который встал на защиту страны в той войне и  не должны забывать, что частью этого подвига был подвиг наших с вами сверстников: девчонок и мальчишек. Они были такими же, как мы с вами. И в трудное для страны время стали настоящими героями. Они лишились своего детства - ради нашего счастливого будущего.

В преддверии этой даты в нашей школе и в классе запланировано и проводится много мероприятий: проведение открытого урока  по литературному чтению на тему «Родина - мать, умей за нее постоять!», участие в школьном конкурсе военно-патриотической песни, подготовка к  проекту «След войны в моей семье», подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Никто не забыт, ничто не забыто!», конкурсы чтецов стихотворений и  прочтение книг о войне. 

Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников.  По проекту я  прочитала  много интересных  книг  писателей и поэтов о Великой Отечественной войне, в которых они прославляют   мужество и героизм тех, кто отстоял нашу землю в грозные годы. Но, на мой взгляд, важно знать и о подвигах детей на войне, которые  заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Мне стало интересно узнать о судьбах  маленьких героев, моих ровесников, многие из которых отдали свою жизнь за наше  мирное, счастливое детство.

  Прочитывая снова и снова героические страницы литературы, я глубоко заинтересовалась  подвигом отважных «детей войны». Это побудило меня принять участие в районной детской исследовательской конференции   «Юный исследователь».  

Гипотеза

Слово поэтов и писателей на войне и о войне трудно переоценить. В их произведениях изображена правда о героической судьбе детей  в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведения о войне, не знают о подвигах своих сверстников.

Проблема

Для современных детей Великая Отечественная война – это далекая история. Чтение детской литературы о войне поможет нам осознать важность сохранения памяти у нынешних поколений об истории нашей Родины и  на примере героических поступков «детей войны» воспитать  чувство патриотизма и любви к Отчизне.

Цели проекта

  1. Расширить свои знания о героическом прошлом юных героев  Великой Отечественной войны,  путем прочтения произведений русской литературы
  2. Выяснить, знают ли мои ровесники о подвигах «детей войны»          

Задачи:

  1. Изучить художественную литературу по данной теме
  2. Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой
  3. Выяснить сходство или различие причин, побудивших маленьких героев выступить на защиту Родины
  4. Выявить авторское отношение к изображаемому
  5. Дать свою оценку произведениям
  6. Узнать, что известно младшим  школьникам о юных героях Великой Отечественной войны
  7. Заинтересовать одноклассников чтением книг о войне

Объект исследования

Объект исследования – художественные произведения о подвиге моих сверстников на войне:

1.        А.Твардовский «Рассказ танкиста»

2.        М.Зощенко «Храбрые дети»

3.        Л.Кассиль «У классной доски »

4.        Л.Кассиль «Мальчишка с подплавы»

Методы проведения исследования:

  1. Анализ художественной литературы
  2. Сравнительный метод
  3. Описательный метод
  4. Анкетирование

Новизна

Новизна проекта заключается в том, что,  принимая участие в подготовке к 74 годовщине  со дня Великой Победы,  читая книги о героических подвигах «детей войны», мы обязаны узнать имена своих ровесников-освободителей. Сейчас необходимо приобщать подрастающее поколение  к чтению произведений о войне.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать в начальной школе  как дополнительный материал по внеклассному  чтению на уроках литературы по теме «Прошла по земле война»; и как дополнительный материал к  урокам окружающего мира  по теме  «Тыл в годы войны. Победа над фашизмом»;

Основная часть

Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Когда мужчины уходили на фронт, дома оставались женщины и дети, которые с этого момента детьми быть переставали. Они заботились о своих матерях, стояли в очередях за хлебом или сбегали воевать.

Дети и война – понятия несовместимые. И сколько бы их ни пытались оградить от войны, она была повсюду, и дети все видели и замечали. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как мы, наших сверстников.  Из прочитанных произведений я узнала, что детям в  годы войны   пришлось наравне со взрослыми работать в тылу врага, ухаживать за ранеными, выносить их с поля боя, помогать задерживать шпионов, захватывать у фашистов оружие, совершать совсем не детские подвиги.  Из них выросли герои этих книг — очень разные, с удивительными судьбами, за каждой из которых стоят воспоминания человека, бывшего ребенком во время войны.

Особенно ярко тема войны прозвучала в советской литературе. В годы войны и в послевоенное время одним из самых популярных жанров была лирика. Она поднимала боевой дух у каждого. В это время появляются стихотворения, посвященные детям.  О них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие.

 Многие из них  во время Великой Отечественной  войны работали корреспондентами во фронтовой газете. Не раз  приходилось им бывать на самых разных участках фронта и быть очевидцами геройских поступков не только взрослых, но и детей.

                             А.Твардовский «Рассказ танкиста»

Главный герой баллады «Рассказ танкиста» А.Твардовского на пыльной улочке небольшого прифронтового городка, который советские войска пытались отбить у фашистов подошел к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. Мальчик наш ровесник. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём.

«Лет десяти-двенадцати. Бедовый

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас ка дорогих гостей…»

Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, проехав незамеченным путем, зайти в тыл к противнику.

«Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.»

Именно так описывает поэт героя своего произведения. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий,

«эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем».

Таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми посвящено произведение  А.Т.Твардовского.  Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её.

Значительна в литературе военных и послевоенных лет роль прозаических произведений.

М.Зощенко «Храбрые дети»

  «Русские люди очень храбрые. Это всем известно. И взрослые храбрые, и многие дети почти ничего не боятся. Это очень приятно знать, что у нас такие храбрые дети.

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Храбрые дети» школьники. В начале войны ребята убирали в поле картошку. В это время неподалеку от них произошел воздушный бой, в котором был подбит немецкий самолет.

Летчик этого самолета успел спрыгнуть с парашютом. Он приземлился на краю того самого поля, где работали ребята. Сначала он схватился за оружие, но, увидев, что рядом только дети, успокоился и стал изучать карту.

Самый старший из ребят, Петя Соловьев, предложил захватить летчика в плен. Ребята засмеялись и сказали, что они маленькие и не смогут этого сделать. Но Петя сказал, что их больше сорока человек и если все продумать, то они смогут захватить врага в плен.

Ребята постарались подойти поближе к летчику, изображая при этом обычное детское любопытство. Летчик не увидел в них никакой угрозы. Но по команде Пети все дети разом бросились на летчика и схватили его так, что он не мог двигаться. И хотя летчик отчаянно сопротивлялся, ребятам удалось его связать.

Некоторые школьники в схватке сильно пострадали и нуждались в помощи врача. Пленного летчика школьники привели в деревню. В это время там находилась машина с военными, которыми командовал полковник. Он поблагодарил ребят и отправил пленного в штаб. А еще он отвез в госпиталь всех пострадавших ребят. Они вскоре вылечились и вернулись в школу. А через месяц ребята получили письмо с благодарностью от командования за пленение вражеского летчика.

Главная мысль рассказа Зощенко «Храбрые дети» заключается в том, что храбрость и смекалка присущи не только взрослым, но и детям. Школьники, решившие пленить врага, сумели спланировать свои действия и выполнить задуманное.

В рассказе мне понравились главные герои, школьники, которые не побоялись вступить в схватку с вооруженным врагом. 

Л.Кассиль «У классной доски»

Во время Великой Отечественной войны Л.Кассиль отправился на фронт военным корреспондентом. События этих времен побудили его написать о героизме людей, смелости и отваге которых не стоит забывать.

Лев  Кассиль  написал много рассказов о Великой Отечественной войне. Рассказ «У классной доски» был написан  в первые годы войны и часто передавался по радио. Впервые был опубликован в сборнике Л. Кассиля «Друзья-товарищи» в 1942 году. Речь в нем идет о событии войны, происшедшем в классе, в котором учительствует Ксения Андреевна, вырастившая многих хороших людей.

«Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые…»,- пишет автор.

Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе.»

Местечко, где находится школа, занято немцами. Три немецких мотоциклиста подъехали к школе и двое из них вместе с начальником пришли в класс Ксении Андреевны. Начался допрос: где скрываются партизаны.

«Ксения Андреевна сделала шаг вперед, подошла к партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала:

– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?»

Дети знали местонахождение партизан, но молчали до тех пор, пока начальник не наставил на учительницу пистолет и на счет «три» должен был произвести выстрел.

Тогда один из школьников – Костя Рожков, – чтобы спасти Ксению Андреевну, вызвался показать по карте, где скрываются партизаны.

Но подойдя к классной доске, где висела карта, он ударил по ней со всей силой так, что доска повернулась вокруг оси и с размаху ударила фашиста по лицу, а сам Рожков мгновенно выпрыгнул в открытое окно, находящееся за классной доской.

Выстрелы немцев не догнали мальчика, а немцев захватили наши партизаны, которым Костя успел сообщить о налете фашистов. Учительница и напуганные дети были спасены. А Костя Рожков проявил находчивость и подлинный героизм. 

Главным моментом этого рассказа  является то внутреннее напряжение, в каком находились дети и учительница, поставленные  в ситуацию нравственного выбора. Фашисты рассчитывали запугать детей с помощью оружия и насилия, чтобы выведать нужную им информацию о партизанах, и никак не ожидали, что Костя Рожков окажется таким сообразительным и храбрым. Мальчик, рискуя своей жизнью,  спас любимую учительницу и ребят. Это был геройский поступок. И таких во время Великой Отечественной войны было  много.

Один немецкий солдат сказал: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».

Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.

2.1. Результаты анкетирования.

 Я решила узнать, что  знают  мои  одноклассники о  своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что  вообще  знают о войне, о детях, которые были непосредственными  участниками  или  свидетелями  тех страшных дней.  Решила выяснить,  читают  ли  мои ровесники литературу  о войне. Интересует ли  их эта тема. С  этой  целью  в классе я   провела  анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:

1.  Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?

1. Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.

2.  Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?

3.  Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.

  Проведя анкетирование, я  выяснила, что  мои одноклассники знают военную литературу недостаточно хорошо. И тогда я решила устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать  ребятам прочитать книги о маленьких подвигах юных героев. На часе общения провести читательскую конференцию с целью привлечения внимания к книге, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят патриотических качеств, чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны.

Вывод

Проанализировав  образы главных героев художественных произведений, я отметила, что маленькие дети во время войны рядом со взрослыми сражаясь с врагом, совершали героические поступки приближая  победу. У них разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. А ведь в сущности это были дети. Я хочу, чтобы люди всегда  помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"...

Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы

На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном ...

Внеклассное мероприятие посвященный к 70 летию великой победы над фашизмом по теме «Дети войны» Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечествен

Очень хороший материал для всех классов начального звена для поведения классных часов или внеклассного мероприятия о детях войны....

презентация на тему: "Дети Великой Отечественный войны"

Классный час на тему: "Дети Великой Отечественной войны"...

Классный час, посвященный 70-летию Великой Отечественной войне на тему: «Дети на войне», 1-2 класс

Рассказать детям 6-7 лет о войне иногда довольно сложно. Данная разработка представляет собой классный час о Великой Отечественной войне -  своего рода "урок мужества". Классный час требует опред...

Сопереживание – великая тема искусства. Жизнь твоего ровесника, жившего в19 веке на примере произведений худ. литературы и живописи.

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Занкова. Произвеление Л.В. Андреева "Петька на даче"...