Методический маршрут "Коллаж как продукт реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Сафронова Наталья Геннадьевна

В данном методическом маршруте предлагается рассмотреть организацию работы над учебным проектом по литературному чтению "О чём может рассказать школьная библиотека" во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая информация

Ф.И.О. автора идеи маршрута: Сафронова Наталья Геннадьевна

Место работы, должность: МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области, учитель начальных классов

Название маршрута: Коллаж как продукт реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека" 

Краткое название маршрута: Коллаж "Школьная библиотека"

Раздел 1. О методическом маршруте

Целевая аудитория: учителя начальных классов

1.1. Общая информация о методическом маршруте

Одним из требований реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является достижение результатов основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных и предметных).

Достижение новых результатов образования возможно только новыми средствами, в том числе посредством использования новых образовательных технологий, в частности метода проектов, который является наиболее эффективным способом актуализации, целеполагания и планирования деятельности обучающихся, развития их социальных компетенций и самоопределения.

В данном методическом маршруте предлагается рассмотреть организацию совместной работы над проектом по литературному чтению во 2 классе "О чём может рассказать школьная библиотека". Методический маршрут опирается на реальный педагогический опыт.

1.2. Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут

        В рамках представленного маршрута педагоги познакомятся с этапами работы над коллективным проектом "О чём может рассказать школьная библиотека":

  • планирование проекта;
  • реализация проекта;
  • защита проекта;
  • самооценка проекта.

        Данный методический маршрут предполагает повышение уровня:

1. Профессиональной готовности к реализации требований ФГОС:

  • формирование познавательных УУД с помощью средств ИКТ;
  • формирование коммуникативных УУД в ходе организации групповой работы над проектом;
  • формирование регулятивных УУД в ходе целеполагания, планирования работы, прогнозирования продукта проекта, самооценки результатов работы.

2. Методической подготовки педагога:

  • освоение педагогом различных ролей в ходе работы над проектом: тьютор, руководитель, консультант, эксперт;
  • организация работы по планированию проекта;
  • организация совместной деятельности творческих групп обучающихся по поиску и обработке информации, необходимой для реализации проекта;
  • организация работы при выполнении продукта проекта и его защиты.

3.Технологической компетентности педагога:

  • организация работы с интерактивной доской;
  • организация работы с цифровым фотоаппаратом;
  • организация работы по созданию коллажа с помощью текстового редактора и с помощью программы Picture Collage Maker Free.

1.3. Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся

        Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей, подготовки к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Метод проектов позволяет создать естественные условия для формирования результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные

регулятивные УУД

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

познавательные УУД

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

коммуникативные УУД

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные

  • понимание значения книги как средства сохранения и передачи информации;
  • осознание значимости библиотеки как хранилища книг;
  • формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • формирование навыков и умений при работе с цифровым фотоаппаратом и компьютерными программами.

        В ходе работы обучающиеся получат возможность освоения проектной деятельности на различных её этапах (планирования, реализации, защиты, самооценки проекта).

1.4. Какие приемы и методики используются в маршруте

        Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность, умение решать проблемы, ответственность, инициативность) могут быть достигнуты в проектной деятельности младших школьников        . Однако, чтобы обучающиеся смогли справиться с этой деятельностью, они должны чётко представлять, что такое проект, из каких этапов он состоит и что нужно делать на каждом этапе.  

        Работа над проектом начинается с его планирования. Обучающиеся вместе с учителем составляют план работы. Для визуализации этапов работы над проектом  и повышения мотивации используется интерактивная доска. При её отсутствии возможно использование проектора.

        Используемое дидактическое средство: интерактивные средства, помогающие наглядно показать этапы работы над проектом.

Используемый приём: "Строим дом, в котором живёт проект", помогающий обучающимся оперировать понятиями, используемыми в  проектной деятельности, и составлять план работы над проектом.

Фишка маршрута

        «Фишка» маршрута заключается в том, что используемые приёмы планирования и реализации проекта могут быть использованы при организации работы над любыми другими проектами.

1.5. Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока (проекта, внеклассного мероприятия и т.п.)

        В проектной деятельности применяются следующие формы учебно-познавательной деятельности обучающихся:

  • фронтальная работа на этапе планирования проекта (выявление проблемы, формулирование темы проекта, постановка цели и задач, определение продукта проекта);
  • групповая работа на этапе реализации и защиты проекта (поиск, сбор и обработка информации; совместное создание продукта проекта в виде коллажа; защита проекта);
  • индивидуальная работа на этапе реализации проекта (при формулировании ответов на вопросы: Что сделаю сам? Кого и в чём попрошу помочь?), а также самооценки выполнения проекта (при формулировании ответов на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему?)

Раздел 2.  Знания, необходимые для прохождения методического маршрута

2.1. Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?

        Для прохождения данного методического маршрута учителю потребуются знания требований Федерального государственного образовательного стандарта и способов реализации деятельностного подхода, а именно, навыков организации проектной деятельности с обучающимися начальных классов.

        Создание организационных условий: метод проектов требует освоения педагогом различных ролей:

  • тьютор - создание индивидуальных условий для каждого обучающегося при выполнении работы над проектом;
  • руководитель - осуществление педагогом общего руководства на всех этапах выполнения   проекта;
  • консультант - консультирование обучающихся на этапе реализации проекта, избегая, прямых подсказок и замечаний;
  • эксперт - организация экспертизы с привлечением других педагогов и библиотекаря.

        Технологическая подготовка: прохождение данного методического маршрута потребует от педагога умения организовать работу обучающихся второго класса с цифровым фотоаппаратом с последующим сохранением результата в памяти ПК и на сменных носителях, организовать работу по созданию коллажа из полученных фотоснимков с помощью текстового редактора и с помощью программы Picture Collage Maker Free.

        Содержательный компонент: педагог должен понимать, что успех проекта зависит от чётко спланированной работы, поэтому он должен организовать деятельность обучающихся так, чтобы им были понятны виды работ на каждом этапе: составление плана проекта, работа над реализацией проекта в соответствии с составленным планом, защита проекта с использованием памятки, выполнение самооценки проекта.

        Методический компонент: в силу возрастных особенностей младших школьников степень их самостоятельности при работе над проектом не является полной, поэтому педагогу потребуется умение организовать деятельность родителей как тьюторов в процессе проектной деятельности их детей.

2.2. Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами

        Для того, чтобы организовать работу над проектом "О чём может рассказать школьная библиотека", педагогу необходимо работать в тесном сотрудничестве с библиотекарем, который научит обучающихся ориентироваться в библиотеке и предоставит необходимую информацию.        

Раздел 3.  Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс?

3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?

        Представленный маршрут "Коллаж как форма реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека" направлен на формирование предметных результатов по литературному чтению и ИКТ- компетентности обучающихся в соответствии с ООП НОО ФГОС.

        Что касается литературного чтения, то данный проект включён в программу 2 класса. Обучающиеся знакомятся с понятием "библиотека", с историей возникновения библиотек, с назначением библиотеки. Затем происходит планирование проекта "О чём может рассказать школьная библиотека", после которого обучающиеся в течение недели собирают информацию, готовят продукт и защиту проекта.

3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?

Этап 1. "Деление на группы"

        Класс делится на мини-группы, которые собирают информацию по одному из вопросов проекта:

1. Алфавитный каталог школьной библиотеки.

2. Художественная литература школьной библиотеки.

3. Словари и справочники, имеющиеся в библиотеке.

4. Энциклопедии школьной библиотеки.

5. Периодические издания для детей.

6. Выставки, проводимые в школьной библиотеке.

7. Школьная библиотека в будущем.

Этап 2. "Сбор информации"

        Каждая группа беседует с библиотекарем по своему вопросу, учится ориентироваться в библиотеке, находит нужную информацию, делает необходимые снимки с помощью цифрового фотоаппарата.

Этап 3. "Создание коллажа"

        Обучающимся выдаются карточки с инструкциями по созданию коллажа. Каждая группа выбирает один из вариантов создания коллажа.

Создание коллажа в текстовом редакторе

  1. Создайте папку «Проект о библиотеке».
  2. С внешнего носителя скопируйте фотографии в папку.
  3. Создайте текстовый документ «Коллаж» в программе Microsoft Office Word.
  4. Задайте параметры страницы (ориентацию и поля страницы).
  5. Напечатайте заголовок (тему своего проекта) по центру страницы: выберите шрифт, размер, цвет.
  6. Вставьте фотографии в документ.
  7. Отформатируйте фотографии: обтекание, стиль, яркость, размер.
  8. Сделайте подписи под фотографиями: выберите шрифт, размер, цвет.
  9. В нижнем правом углу документа напечатайте фамилии, имена авторов и класс.
  10. Сохраните и распечатайте документ.

Создание коллажа с использованием программы Picture Collage Maker Free.

  1. Создайте папку «Проект о библиотеке».
  2. С внешнего носителя скопируйте фотографии в папку.
  3. Откройте программу Picture Collage Maker Free и вставьте в неё фотографии.
  4. Выберите форму расположения рисунков, сохраните коллаж в папку.
  5. Создайте текстовый документ «Коллаж» в программе Microsoft Office Word.
  6. Задайте параметры страницы (ориентацию и поля страницы).
  7. Напечатайте заголовок (тему своего проекта) по центру страницы: выберите шрифт, размер, цвет.
  8. Вставьте полученный коллаж в документ и отформатируйте его (обтекание, размер).
  9. В нижнем правом углу документа напечатайте фамилии, имена авторов и класс.
  10. Сохраните и распечатайте документ.

Этап 4. "Защита проекта".

        Каждая группа готовит коллективную защиту проекта с использованием плана. На урок, посвящённый презентации проекта приглашаются ученики первых классов и школьный библиотекарь.

План защиты проекта

  1. Сформулируйте проблему и тему проекта.
  2. Назовите цель и задачи проекта.
  3. Раскройте основное содержание проекта (расскажите, что вы узнали о возможностях библиотеки по своему вопросу).
  4. Расскажите о продукте проекта (из чего состоит коллаж, как вы его изготовили).
  5. Сделайте вывод, поблагодарите слушателей.

Этап 5. "Экскурсия по школьной библиотеке".

        После представления результатов работы каждой группы в школьной библиотеке оформляется стенд из коллажей, по школьному телевидению показывается видеофрагмент.

Этап 6. "Самооценка выполненной работы".

        После завершения работы над проектом необходимо предоставить каждой группе и каждому ученику позволить увидеть плюсы и минусы в своей работе, соотнести получившиеся результаты с ожидаемыми, наметить возможные перспективы деятельности. Самооценка выполненной работы над проектом осуществляется формулированием ответов на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему?

Раздел 4.  Ресурсы для реализации маршрута

4.1. Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?

        Для работы необходимы цифровые фотоаппараты, персональные компьютеры.

Технологическое сопровождение

Педагог должен уметь и научить обучающихся и их родителей:

  • делать фотографии на цифровой фотоаппарат с последующим сохранением результата в памяти персонального компьютера и на сменных носителях;
  • набирать, редактировать и форматировать текст;
  • использованию функции вставки изображения из файла в текстовом редакторе;
  • работать в программе Picture Collage Maker Free.

Раздел 5.  Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут?

5.1. Рассмотрите и оцените каждый урок с учетом индивидуальной и групповой рефлексии.

Задание для индивидуальной рефлексии

        Педагогу предлагается провести анализ своей готовности к участию в маршруте, ответив на вопросы.

Направляющие вопросы

Технические возможности

  • Есть ли у вас возможность проведения урока - планирования проекта с использованием интерактивной доски или проектора?
  • Имеется ли у вас возможность организовать работу обучающихся с использованием цифрового фотоаппарата?
  • Имеется ли у вас возможность организовать работу обучающихся в программе Picture Collage Maker Free?

Технологическая компетентность

  • Имеете ли вы опыт работы с интерактивной доской?
  • Имеете ли вы опыт работы в программе Picture Collage Maker Free?

Готовность обучающихся

  • Готовы ли обучающиеся к совместной работе над проектом?
  • Смогут ли обучающиеся сделать фотоснимки с использованием цифрового фотоаппарата?
  • Справятся ли обучающиеся с работой в программе Picture Collage Maker Free?

Методические приёмы

  • Испытываете ли вы трудности в планировании работы над проектом?
  • Испытываете ли вы трудности в организации самостоятельной работы обучающихся над проектом и осуществлении руководства ею?
  • Испытываете ли вы трудности в оценке работы, выполненной обучающимися?

        После ответов на данные вопросы педагогу предлагается подсчитать количество положительных и отрицательных ответов. Затем проанализировать отрицательные ответы и составить план работы по изучению этих вопросов.

Задание для коллективной рефлексии

        Педагогам предлагается определить своё отношение к данному методическому маршруту, составив синквейн.

5.2. Определите направления для оптимизации будущих занятий.

        Продолжение работы над маршрутом может быть реализовано следующим образом:

  • составить задания, направленные  на проверку сформированности умений самостоятельно выбирать интересующие книги, пользоваться справочной, энциклопедической литературой и периодическими изданиями для получения дополнительной информации;
  • коллаж может стать продуктом следующих проектов по литературному чтению "Любимый детский журнал", "Мой любимый писатель".

5.3. Каким образом участники смогут применять данный маршрут в других учебных ситуациях (например, с обучающимися других образовательных ступеней или предметов)?

        В дальнейшей профессиональной деятельности педагоги, успешно прошедшие этот маршрут, могут применять следующие навыки:

  • организации совместной деятельности обучающихся при работе над другими проектами;
  • активного включения обучающихся в познавательную деятельность с использованием интерактивных средств обучения;
  • формирования ИКТ - компетентности обучающихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Классификатор маршрута

Классификаторы:

1. Ступени обучения: начальная школа

2. Предметы: литературное чтение

3. Тип урока: практическое применение знаний, умений

4. Преобладающая деятельность: проектная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"

Работа над проектом способствует развитию художественно-творческих и познавательных способностей обучающихся, интереса к чтению и книге, формированию читательского кругозора,приобретению опыта в самос...

Проект "О чем может рассказать школьная библиотека"

Проект "О чём может рассказать школьная библиотека" выполнен обучающимися 2 класса под моим руководством. Характеристика деятельности детей: участие в коллективном проекте, работать в паре и индивидуа...

Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) по теме Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"

2 класс. Технологическая карта по литературному чтению по теме Проект " О чём может расскзать школьная библиотека". УМК "Школа России"....

Проект Что может рассказать школьная библиотека

мини-экскурсия в школьную библиотеку...

Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Цели урока: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, выразительного чтения....