Конспект урока по литературному чтению В.Д. Берестов "Кошкин щенок" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данная разработка поможет Вам в организации урока литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_tk_1.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения, КРР

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я !

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

Эпиграф нашего урока:

С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ!

- Как вы объясните данное высказывание ?

Приветствуют учителя

Слушают наставление учителя

Обсуждают эпиграф урока совместно с учителем

ЛУУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Самоопределение к деятельности, формирование готовности  восприятия учебного материала

2.Актуализация опорных знаний(умений)

- Ребята, давайте вспомним, как люди называют животных?

-Почему животных называют нашими меньшими братьями?

-Как вы  думаете, о ком будем говорить сегодня на уроке?

- Верно, мы продолжаем изучать раздел « О братьях наших меньших» ( слайд 1 )

- А какие произведения  о животных вы прочитали на прошлом уроке?

Вывод: А что объединяет все произведения?

- Ребята, вам дома нужно было подготовить выразительное чтение этих стихотворений. Сейчас мы послушаем несколько человек.

- Ребята, у каждого из вас лежат на столах 4 полоски.(Б.Заходер, И. Пивоварова,А. Шибаев, В. Берестов.)

- Найдите среди 4-х полосок лишнюю

- Как вы думаете, этот писатель случайно здесь оказался?Почему? ( приложение 1)

- У нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством поэта на страницах учебника «Литературное чтение»

- Наши меньшие братья

- Животные пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь. Они наши соседи и земляки.  Животные доставляют человеку радость общения.

- Мы будем говорить о животных

- «Плачет киска в коридоре», «Жила – была собака», « Кто кем становится»

- Дружба людей и животных, люди не всегда обращаются к животным как к меньшим братьям

Читают выразительно стихотворения

Находят лишнюю полоску

- Нет, не случайно, мы сегодня будем знакомиться с его творчеством

МУУД: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами

Беседа

Демонстрация

Упражнение

Рассказ, демонстрация

3. Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть вам в игру « Найди маму» ( приложение 2)

- Кто из малышей не нашёл свою маму? Чья мама осталась?

- Может ли человек  воспитывать не своего ребёнка? Почему? А животное? Почему?

- Откройте учебник на странице 130 и прочитайте название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся

- Что необычного заметили в заголовке?

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

- А что мы должны для этого сделать?

Играют в игру. Соотносят животных

- Маму не нашёл щенок. Кошка.

Ответы детей

Читают название произведения

- Кошка не может быть мамой щенка

- уметь правильно читать и понимать о чем стихотворение

-Мы должны прочитать стихотворение выразительно , проанализировать его, сделать вывод

МУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Постановка системы перспектив

Работа с книгой

Подводящий диалог

3.2 Открытие нового знания

- Ребята, мы определили с вами цель нашего урока, проговорили план наших действий и уже сейчас мы можем начать  двигаться к успеху. А как вы думаете, что будет являться большим успехом сегодня на уроке?

- А начнем мы с ответов на вопросы.

- Как вы думаете, кто там главные герои?

- Ребята, а по названию мы уже можем определить о чем будет наше стихотворение?

- А какие отношения между кошками и собаками?

- А какие кошки? Собаки?

- Я предлагаю вам послушать данное стихотворение.

- Но перед тем, как мы будем читать, обратите, пожалуйста внимание на слайд. Сейчас мы разберем слова, которые будут мешать вам понимать это стихотворение.

- Перед приготовились все слушать стихотворение. Сели ровно, спины выпрямили, приготовились слушать.

-Какие слова вам были непонятны?

- Теперь, когда мы знаем значения непонятных слов, мы с лёгкостью можем приступить к прочтению стихотворения. Обратите внимание, что в стихотворение у нас если слова кошки. Сейчас мальчик будет читать за автора, а девочка за кошку.

- Ребята, вы большие молодцы. Вот опять мы сделали с ваши маленький шаг  к большому успеху.

- Большим успехом, будет являться наша работа на уроке, наши полученные знания

- Мама – кошка, сын-щенок

- Да, о том, как кошка стала мамой щенка 

- Кошки с собаками не дружат, они плохо относятся друг к другу

Ответы детей

Разбирают слова, которые будут мешать пониманию стихотворения

Слушают стихотворение

Ответы детей

Читают стихотворение по ролям

МУУД: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

Беседа

Объяснение

Выразительное чтение

3.3 Первичное закрепление

-Ребята, теперь мы будем читать выборочно. Сейчас, я буду задавать вопросы, а вы в стихотворении должны найти ответы.( Приложение 3)

- Обратите внимание на картинку на странице 131. Составьте по рисунку рассказ про цыпленка. Придумайте окончание этой истории

- Ребята, вот еще один наш с вами шаг к большому успеху!

Отвечают на вопросы из стихотворения

Составляют рассказ

ЛУУД:развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Беседа по содержанию

Творческое задание

3.4 Самостоятельная работа

- А теперь проверим наши знания по сегодняшней теме. Встаньте. Если вы согласны с моим высказыванием, то вы хлопаете, если не согласны, тогда топаете. Все готовы? ( Приложение 4)

- Теперь оцените правильность своих ответов с ответами на доске!

Отвечают на вопросы с помощью хлопков и топота.

Оценивают свои ответы с ответами на доске

МУУД:формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Упражнение

3.5 Повторение и включение в систему знаний

- Вот и еще один наш маленький шаг!

- Итак, ребята, сейчас у вас на столах лежат конверты, в этих конвертах находятся картинки и части нашего стихотворения . Вам нужно соотнести картинки с частью стихотворения и расположить картинки в нужно последовательности. Перед тем, как вы приступите к работе, давайте распределим роли: 4  ученика читают отрывки стихотворения и расставляют их в нужной последовательности ,  2– расставляют картинки в нужной последовательности опираясь на текст,  и 1 ученик из вашей группы в конце как все справятся прочитает нам отрывок и покажет картинку. Но вы можете помогать друг другу.

Работают в группах, расставляют картинки  и части стихотворения в нужной последовательности

МУУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Создание креативного поля  

- Откройте дневники, запишите домашнее задание : с 130 выразительное чтение стихотворения и дополнительно страница 131 задание 4

4. Рефлексия

Итог:

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Кто автор?

- Что вы для себя взяли из этого стихотворения? Какими вы будете?

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы цели?Как?

- Вспомните, наш эпиграф к уроку, достигли ли мы сегодня большого успеха?

Рефлексия:

У вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.

Синий  – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Жёлтый – Я могу лучше работать, у меня все получилось.

- «Кошкин щенок»

- В. Берестов

Ответы детей

Оценивают свою деятельность на уроке

МУУД:формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Беседа

Самооценка

Класс, предмет: 2 класс, «Литературное чтение»

Тема: В.Д. Берестов «Кошкин щенок»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: уметь правильно, осознанно, выразительно читать и понимать стихотворение

Задачи:

  • освоение знаний о биографии В.Д. Берестова и его стихотворении «Кошкин щенок»
  • овладение умениями читать выразительно
  • развитие умения сравнивать анализировать, делать выводы

Планируемые результаты*

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
  • формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

Межпредметные связи: окружающий мир

Оснащение урока:

для учителя: презентация, ТК, учебник, картинки, цветные полоски, смайлики

для обучающихся: учебник, цветные полоски, смайлики

Самоанализ

Урок литературного чтения  проведён 26.11.2019 во 2 «А» классе по теме В. Берестов « Кошкин щенок». Класс работает по программе  « Школа России» . Л.Ф. Климанова, Горецкий

 Класс хорошей подготовки. В классе нет детей с особыми образовательными потребностями.

Данный урок не первый в разделе и по логике связан с предыдущим

На уроке присутствовало 28 обучающихся. На протяжении всего урока дети были активны.

Перед уроками была поставлена цель урока: уметь правильно, осознанно, выразительно читать и понимать стихотворение

Задача «освоение знаний о биографии В.Д. Берестова и его стихотворении «Кошкин щенок»» решалась на этапе целеполагания и открытие новых знаний. Для этого была проведен  диалог, рассказана биография В. Берестова  и словарная работа над незнакомыми словами, выразительное чтение стихотворение . Использовались методы обучения: постановка системы перспектив , работа с книгой, подводящий диалог, беседа. выразительное чтение, объяснение.

Задача «овладение умениями читать выразительно » решалась на этапе открытие нового знания, первичное закрепление . Для этого учащиеся читали по ролям, отвечали на вопросы учителя из текста . Использовался метод обучения: беседа, объяснение, выразительное чтение, беседа со содержанию

Задача «развитие умения сравнивать анализировать, делать выводы » решалась на этапе самостоятельная работа, повторение и включение в систему знаний, рефлексия . Дети анализировали высказывания и устанавливали их правильность, также анализировали и сравнивали картинки и части стихотворения, которые нужно было распределить в нужной последовательности, сделали вывод и подвели итог своей деятельности на уроке. Использовались методы обучения: упражнение, создание креативного поля, самооценка, беседа

На уроке формировались УУД обучающихся:

Личностные УУД формировались на этапах  мотивация и первичное закрепление  при  помощи методов: мотивационный этап- самоопределение к деятельности, формирование готовности  восприятия учебного материала; первичное закрепление - беседа по содержанию

 Метапредметные УУД формировались на этапах актуализация опорных знаний, целеполагание, открытие новых знаний, самостоятельная работа, рефлексии, повторение и включение в систему знаний  с помощью методов: актуализация опорных знаний - беседа, демонстрация, упражнение, рассказ; целеполагание - постановка системы перспектив работа с книгой, подводящий диалог; открытие нового знания – беседа  объяснение, выразительное чтение, самостоятельная работа –упражнение ; повторение и включение в систему знаний - создание креативного поля ; рефлексия –самооценка

Урок был нацелен на достижение предметных УУД: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

На уроке уделялось внимание здоровьесбережению : скрытая физминутка, санитарно- гигиеническим требованиям – время урока, использование проектора

Таким образом можно сделать вывод, что цель урока достигнута о чём свидетельствует правильно выполненные задания по теме урока.

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Технологическая карта

Урока «Литературного чтения» проведенного 26.01.19

Во 2 «А» классе

МБОУ гимназии г. Зернограда

Студенткой 3 «А» группы

Лохмановой Екатериной

                                                                                                                                           Учитель:Беланова Е.С

Методист: Сердюкова Н.А.

Зерноград, 2019

Приложение1

Валентин Дмитриевич Берестов родился 1апреля 1928года в г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.

Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского.

По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.

Первая книга вышла для детей и называлась "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад».

Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.

Приложение 2

Медвежонок лисица            Медвежонок медведица

Жеребёнок корова               Жеребёнок  лошадь

Тигрёнок зайчиха                Тигренок тигрица

Лисёнок кошка                    Лисёнок лисица

Зайчонок лошадь                 Зайчонок зайчиха

Телёнок медведица             Телёнок корова

Щенок тигрица                    Кошка             щенок 

Приложение 3

- Каким был щенок?

- Как кошка ухаживала за ним?

- Каким стал сынок?

 - С какими трудностями встретилась кошка –мать?

- Какой выход она нашла?

- Скажите, так почему автор назвал стихотворение « Кошкин щенок»? Как по другому можно назвать стихотворение?

Приложение 4

  1. « Кошкин щенок» это стихотворение?
  2. И.А. Крылов написал это стихотворение?
  3. У кошки был котенок?
  4. Кошка – мать чистоплотная?
  5. Щенок злой?
  6. Щенок вырос огромным ?
  7. Когда щенок вырос, он начал умываться сам?
  8. Кошка бросила щенка, когда он вырос?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""

Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....