Конспект открытого урока по обучению грамоте Тема: «А.С.Пушкин» Работа с текстом
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Садовникова Ольга Викторовна

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение, упражнять в подборе рифм к словам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока30.81 КБ
PDF icon Презентация к уроку926.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Садовникова Ольга Викторовна

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «А. С. Пушкин»

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение, упражнять в подборе рифм к словам.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

  6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:  ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:  учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства:  групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

  1. Организационный момент

                                                                                                               Слайд1

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь лицом к гостям и поздоровайтесь.

                                                                                                                    Слайд 2

Речевая разминка

Ой-ой-ой – Попрощались мы с зимой.

Арт-арт-арт – Наступает месяц март.

Ай-ай-ай – Приходи скорее май!.

  1. Повторение изученного материала.

1.Актуализация.                                                                                      

- Ребята, на уроке русского языка мы начали изучать  тему: « Текст, предложение, диалог». Давайте вспомним, всё, что мы уже изучили, а для этого вам нужно ответить на мои вопросы.

                                                                                                                   - Какая бывает речь?

- Из чего состоит речь?

-Из чего состоит предложение?

- Как мы можем разделить слова?

- Что мы можем поставить в слове?

2.Игра «Закончи предложение».

- Текст состоит из                                                   (предложений).

- Предложение состоит из                                         (слов).

- Предложение выражает                   (законченную)              мысль.

- Слова в предложении связаны            (между собою по смыслу).

- Первое слово в предложении записывается с                    (большой юуквы).

- В конце предложения ставится        (точка).

III.        Работа над новой темой.

1.Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр.92.

- Кого вы видите на картинке? Чей портрет изображён? (- Правильно, А.С.Пушкин)

                                                                                                                  Слайд 3

- Давайте прочтём, как правильно пишется имя поэта.Запомним.

Дети читают. (Обращаем внимание на написание большой буквы в именах собственных).

                                                                                                                   Слайд4

- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Его нарисовал выдающийся русский художник-портретист Тропинин Василий Андреевич. О нём мы будем говорить на уроках изобразительного искусства.

                                                                                                                 Слайд 5

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня  1799 года в Москве в небогатой дворянской помещичьей семье. Это было  более 200 лет назад. В последствии ,этому мальчику суждено было стать одним из величайших поэтов России. С раннего детства он воспитывался в литературной среде, так что с уверенностью можно сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец его был ценителем литературы, а дядя был известным  поэтом. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня Арина Родионовна, простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Пушкин говорил о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма». Говор у Арины Родионовны был особый певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню, ласково называл матушкой .Её поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений.

Пушкин рано научился читать. А в 4 года уже создавал свои первые литературные произведения.

За свою недолгую жизнь он  написал много поэм, романов, стихов и сказок.

 Звучит музыка.  (Если вы не так уж боитесь Кощея…»                      Слайд 6

-Ребята, может быть, кто-нибудь знает и может перечислить сказки Александра Сергеевича?(Ответы детей)

                                                                                                                    Слайд 7

- А.С. Пушкин сочинил 6 сказок, правда шестую ,«Сказку о Медведихе», он не успел окончить, т.к. погиб на дуэли. Об этом мы поговорим с вами в другой раз.

-Давайте посмотрим иллюстрации к сказкам поэта.

                                                                                                                     Слайд 8

- А сейчас прочитаем вывод из всего вышесказанного в учебнике на с.92(Хоровое чтение)

«Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А.С. Пушкин – слава и гордость нашей Родины.

IV.Физминутка

-Физминутка у нас сегодня тоже будет сказочная. Мы с вами покажем сказку «Купим мы бабушка…»

V.Закрепление

Работа с текстом

-Ребята, чем отличается стихотворный текст от прозаического?

Стихотворная речь - речь в форме рифмы, а в прозаической рифмы нету! Примером для стихотворной речи может служить любой стих, Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?

Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

                                                                                                                 Слайд 9

1.Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

2.                                                                                                                  Слайд 10

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

Вывод:

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

- А кто знает, что такое рифма?(Ответы детей)

                                                                                                                    Слайд 11

- Сегодня мы будем с вами работать с отрывком из сказки А.С.Пушкина о мёртвой царевне.

Стр.93

1.Первичное чтение учителем(дети следят глазами).

-О чём идёт речь в этом отрывке?

- Как вы думаете, мы слышим диалог или монолог? Почему? (ответы детей).

2.Словарно-орфографическая работа.

- Пробегите глазками ещё раз этот текст и скажите, есть ли слова, которые вам непонятны?(Если есть, то учитель объясняет значение непонятных слов, а если таких для детей не нашлось, то учитель сам предлагает слова для обсуждения).                                                                                              Слайд 12

  • Мольба (1. Горячая, страстная просьба; 2. Молитва о ком-то или о чем-то.
  • Рожок (1. Маленький рог; 2. Музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом. Сигнальный рожок. Пастуший рожок; 3. Изогнутая полукруглая лопаточка, помогающая надевать обувь.)
  • Светлоокий (1. Устар. То же, что светлоглазый.)
  • Красна дева (На Руси слово красный означало прекрасный, красивый. Таким образом, красная девица - это прекрасная девушка)
  • На сторОже (В значении сказуемого Насторожившись, чтобы предупредить возможную опасность, неожиданность. Быть, держаться настороже.)

3.Вторичное чтение

1)Чтение половинок слов при помощи листа А-4

2)Чтение перевёрнутого текста.

3)Выразительное чтение учащимися.

4)Нахождение рифм.(Выборочное чтение)

 - Т.К.сегодня мы работаем со стихотворным текстом, значит обязательно в нем есть рифмы. Что такое рифмы мы вспомнили чуть раньше. Рифма -

это звуковые совпадения в конце строк .

- А теперь найдите в тексте и назовите рифмы:                                   Слайд 13

Показался

Погнался

Дружок

Рожок

Глубокой

Светлоокий

Любя

Тебя

Ответе

Свете

Молодой

Мой

Ясный

Красной

Стою

Мою                                                                                                      Слайд 14

 - Какие вы сегодня молодцы.

5)Галерея иллюстраций к «Сказке о мёртвой царевне и 7 богатырях»

                                                                                                               Слайд 15

- Кто читал, или кому мама читала эту сказку полностью?

- Какие моменты изображены на иллюстрациях?

- А теперь взгляните на иллюстрацию в учебнике. Какая именно картинка соответствует прочитанному тексту?

 - К какой сказке А.С.Пушкина относится рисунок на стр.93?

6) Работа в группах                                                                              Слайд 16

1 ряд,2 ряд и 3 ряд.

Задание всем группам. За 1 минуту придумайте рифму к слову:

кошка

тучка

ночка

Подведение итогов работы в группах.

VI. Рефлексия

- Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

- С каким поэтом мы познакомились?

- С отрывком из какого произведения мы работали?

                                                                                                                 Слайд 17

- Перед вами лежат разноцветные кружочки. Возьмите в руки простой карандаш. Если вы остались довольны собой в течение всего урока, то нарисуйте улыбающееся личико, а если вы старались, но у вас не всё получилось, то у смайлика опустите уголочки  рта вниз.

- Покажите свой результат.

- Д.З. раскрасить иллюстрацию к сказкам А.С.Пушкина для создания классной художественной галереи, и читать дома этот текст 5 раз!

- Спасибо за урок, всего доброго!.                                                      Слайд 18


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

конспект открытого урока по обучению грамоте

Тема урока: "Звуки [л],[л\']. Буква Л,л...

Открытый урок по обучению грамоте. Тема: чтение слогов и слов с буквой Ш.

Закрепить у обучающихся знание о сочетании Ши в словах ; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим. Развитие речевого аппар...

Открытый урок по обучению грамоте.Тема: Чтение слогов и слов с буквой Ш.

Цель: Закреить у обучающихся знания о сочетании Ши; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление , внимание; воспитывать уважение к старшим....

Открытый урок по обучению грамоте/ Тема:" Буквы Э э, обозначающие гласный звук[э]"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС для 1класса....

Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Конспект  урока обучения  грамоте № 52   по теме «Мягкий знак  – показатель мягкости согласного звука». Данный  урок обучения грамоте в системе ур...