конспект урока литературное чтение "«В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чигинцева Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»»

 

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.А. Сухомлинского; развитие навыков выразительного чтения.

 

 

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать: содержание рассказа «Почему плачет синица?»;

-уметь: уметь понимать поступки героев, оценивать их; прогнозировать содержание текста по его заглавию; составлять план, пересказывать подробно по плану.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

 

 

 

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                                        ФИО учителя: Савушкина Т.П.

Школа: 104                                                                                                                               ФИ студента: Чигинцева А.

Класс: 2  «м»                                                                                                                                               ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 314

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.А. Сухомлинского; развитие навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать: содержание рассказа «Почему плачет синица?»;

-уметь: уметь понимать поступки героев, оценивать их; прогнозировать содержание текста по его заглавию; составлять план, пересказывать подробно по плану.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспектива» Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  учебная презентация.

2021 г.

№ П/п

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

 5 мин

- Давайте вспомним ваше домашнее задание. Что вам было задано?

- Кто хочет рассказать нам с какими произведениями вы ознакомились?

(Спросить 4-5 человек)

Разминка речевого аппарата.

- Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно.

Ты, синичка-невеличка,

Прилетай скорей сюда,

Хлеба крошки на окошке

Оставляю я всегда.

Ты, малютка-желтогрудка,

Жизни радость принеси,

Хлеба мало — будет сало,

Будет, только попроси.

Ты, вертушка-говорушка,

Хорошо с тобой вдвоем,

Сквозь метели до капели,

До весны мы доживем

- Прочитайте его «рычащим» способом.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте с раздражением.

- Прочитайте выразительно.

- Найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их.

Отвечать по домашнему заданию.

Читать рычащим способом.

Читать медленно, ускоряя темп.

Читать быстро, замедляя темп.

Читать с раздражением.

Читать выразительно.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Практический: упражнение

4 мин

- Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.

- Кто автор этого рассказа?

- Что вы знаете о Василии Александровиче Сухомлинском?

- Тогда сформулируйте тему урока.

- А почему рассказ называется «Почему плачет синичка?»? Предположите.

- А хотите узнать, что на самом деле расстроило синичку?

- Тогда поставьте цели на сегодняшний урок.

- Совершенно верно. Молодцы.

- «Почему плачет синица».

- Василий Александрович Сухомлинский.

- Мы о нём не знаем ничего.

- «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка»

- Она чем-то расстроена.

- Да, нам интересно.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о птицах. Узнаем

о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать

громко, выразительно, без ошибок.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Практический: упражнение

10 мин

- Обратите внимание на слайд. Там изображен Василий Александрович Сухомлинский. Давайте познакомимся с его биографией.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) - педагог.

Родился в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.

Полтавский педагогический институт Сухомлинский окончил в 1939 г., после чего работал преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт, был тяжело ранен, защищая Москву.

В 1948 году В.А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы и бессменно руководил ею в течение 22 лет. Тогда это была обычная, рядовая школа, к тому же почти разрушенная за годы войны.

Знаменитой ее сделал Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. Все труды дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

- Что вы запомнили из жизни автора?

- Молодцы, ребята. Как бы вы ответили на вопрос: почему плачет синичка?

- Как вы думаете, разве может синичка плакать?

- Проверим ваши предположения, прочитав рассказ В. Сухомлинского «Почему синичка плачет?»

Я начинаю читать, останавливаюсь, и прошу продолжить любого из вас, поэтому вы внимательно следите и слушаете.

«Почему плачет синичка?»

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся. 

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

Слушать биографию В.А. Сухомлинского.

- Педагог, новатор, автор произведений и т.д.

- Она чем-то расстроена.

- Возможно.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

5.

Первичное закрепление

Словесный: фронтальный опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

6 мин

- Как звали девочку и мальчика?

- Что они задумали?

- Кого они увидели, когда стали качаться?

- Что сказал Миша про птичку?

- Что ещё увидела Оля?

- Что сказала Оля про синичку? Какое наше предположение оправдалось?

- Чему удивился Миша?

- Что сказала Оля Мише?

- Мы узнали из текста ответ на второе предположение? Узнали из-за чего плачет синичка?

- Миша и Оля.

- Сделать качели.

- Синичку.

- Она радуется, ей тоже весело.

- Гнездо, птенчиков.

- Синичка плачет, а не радуется, она расстроена.

- Миша не понял, почему синичка плачет.

- Подумай.

- Нет.

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

6 мин

- Обратите внимание на карточки на доске.

- А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка?

На экране слова:

сопереживание

сочувствие

- Объясните значение слов: сопереживание, сочувствие.

- В словаре Ожегова так трактуются эти слова. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

СОЧУВСТВИЕ - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

- Кто из детей обладает этими качествами?

- Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? Докажите.

- Она боялась, что ребята обидят ее детенышей.

- Сопереживание – это переживать вместе с кем-то.

- Сочувствие – это разделять с кем-то его переживания.

- Девочка Оля.

- Рассказ.

- Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, события описываются как достоверные.

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический:

упражнение

6 мин

- Теперь давайте встанем. Разомнёмся.

Динамическая пауза.

- Почему автор назвал этот рассказ «Почему плачет синичка?»

- Определить, кто прав, нам поможет следующее задание. Мы с вами поработаем в парах. Прочитайте и обсудите с товарищем смысл пословиц на странице 111.

(Спешите делать добро.

Доброта без разума пуста.

Сделав худо, не жди добра.)

- Как вы думаете, какая пословица раскрывает смысл рассказа? Что же нам автор хотел сказать?

- Как бы вы поступили на месте ребят?

- Как вы думаете, как поступят ребята.

- Я думаю, что автор назвал рассказ так, потому что…

- Отвязали верёвку.

- Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.

- Не тревожили бы птенцов.

- Перестанут качаться.

- Найдут другое дерево.

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2 мин

- Вам понравился рассказ и чем?

- Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке!

- Откройте дневники, запишите дом.задание: Пересказать текст. Ответить на вопросы.

- Да, можно.

Записывать домашнее задание.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"

Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...