Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Какие бывают доджи"" УМК "Школа России" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)

Конспект урока литературного чтения

Тема: К. Паустовский «Какие бывают дожди» 

 

Цели деятельности учителя: ознакомление с содержанием произведения К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди», создание условий для формирования умения работать с текстом, совершенствования навыков чтения.

Предметные:

знать:  о творчестве и деятельности К. Паустовского, знать произведение «Какие бывают дожди»

 уметь:   анализировать текст

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, Л.А. - М: «Просвещение»\ Учебник,- Ч.2.; раздаточный материал; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паустовский "Какие бывают дожди"39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2021                                                                                        ФИО учителя: Тарабаева С.Б.

Школа: МОУ СОШ №13                                                                                ФИ студента: Шестакова Т., 41 гр.

Класс: 3 «К»                                                                                                ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 22                                                                                                                                                                                 

Конспект урока литературного чтения

Тема: К. Паустовский «Какие бывают дожди» 

Цели деятельности учителя: ознакомление с содержанием произведения К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди», создание условий для формирования умения работать с текстом, совершенствования навыков чтения.

Предметные:

знать:  о творчестве и деятельности К. Паустовского, знать произведение «Какие бывают дожди»

 уметь:   анализировать текст

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, Л.А. - М: «Просвещение»\ Учебник,- Ч.2.; раздаточный материал; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

самоопределение (Л)

 II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: выполнение упражнения

Словесный

5мин

Фронтальная форма работы.

Речевая разминка.

- Прочитайте самостоятельно чистоговорку.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

 - Понравилась вам чистоговорка?

- Какой звук повторяется? (Звук [ч].)

- Прочитайте медленно, быстро, медленно, выразительно

Фонограмма “Звуки дождя”. На фоне звука дождя – загадка.

Он застучал по нашей крыше,
Пробежался по дорожке.
Мне досталось, всем прохожим,
И соседской рыжей кошке.
А потом с каким-то звоном
Налетел он на скамейку.
Я решил, наверно кто-то
Опрокинул в небе лейку. 

– Нравится ли вам, когда идет дождь?

– Какое настроение у вас вызывает дождь?

“Корзина” идей

– Что такое дождь?

– Какие бывают дожди?

Запишите на листе всё, что вы знаете о дожде.

На доске корзина.

Собираем в корзину идеи. Работа в группах (3-4 человека).

Алгоритм:

  • Каждый ученик вспоминает и записывает всё, что знает о дожде – 1-2 минуты.
  • Обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным. Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  • Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  • Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
  • Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

.

 

Чтение чистоговорки

Дождь

Ответы на вопросы

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

III. Постановка учебной задачи

Словесный.: подводящий диалог

5 мин

Фронтальная форма работы

Подводящий диалог

-Тогда о ком мы будем сегодня говорить?

Прочитайте тему урока

-Какая цель перед нами стоит?

Давайте попробуем составить план нашей работы

1. Узнаем о К. Паустовском

2. Познакомиться с произведением   К. Паустовского  «Какие бывают дожди». 

3. Узнаем какие дожди бывают

-  К. Паустовский «Какие бывают дожди» 

-Вспомним  творчество  К Паустовского   и познакомимся с произведением «Какие бывают дожди»

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

IV. Открытие нового знания

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Наглядный: предъявление термина в презентации

Практический: чтение произведений

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Словесный: беседа

Частично-поисковый: выборочное извлечение слов из текста.

8 мин

Фронтальная форма работы

 - Давайте познакомимся с автором К.Г. Паустовским. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной. «Там до конца я понял, – вспоминает писатель, – что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине».

 Каждый из вас прочитает текст “про себя”, используя “Пометки на полях”.

Слайд

“v” – уже знал,
“+” – новое,
“–” – думал иначе,
“?” – не понял, есть вопросы.

Индивидуальное чтение с пометами. Во время чтения идёт дождь. Звуки дождя.

“Маркировочная таблица”

  • Материал обсуждается в парах – 2-3 мин.
  • Дети заполняют общую таблицу:

+

-

V

?

 

 

 

 

  • Ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске.

Выборочное чтение.

Как меняется погода перед дождем?
Какие приметы описаны  в рассказе?  Прочитайте.
Какие приметы слышали вы?
Какие бывают дожди? О  каких видах дождей рассказывается в тексте?

  • спорый  дождь,
  • грибной  дождь,
  • слепой  дождь.

Как вы понимаете  слово “спорый”? Найдите ответ в тексте.

Найдите и прочитайте описание  спорого дождя в тексте.

-да!

Отвечают на вопросы

Дают определения слов, если знают

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

структурирование знаний (П)

извлечение из текстов необходимой информации (П)

выполнение пробного учебного действия (Р)

воспринимать на слух  художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся (П)

V. Первичное закрепление

Практич: работа в парах

5 мин

        Парная форма  работы

Прочитайте ещё раз и расскажите товарищу более подробно (работа в парах).

- Какие дожди приходилось видеть вам? (учащиеся делятся жизненным опытом).

- Почему нам легко представить любой дождь из рассказа Паустовского?

(автор описывает не только внешнюю сторону дождя, но и описывает запахи земли, травы, пыльной дороги и различные звуки дождя)

-Работают в парах

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа

VII. Включение в систему знаний

Словесный

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений

4 мин

7 мин.

2 мин.

Индивидуальная форма работы. 

 Сейчас каждый из вас попробуйте составить синквейн с названием «Дождь»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Поиск. Из текста  выпишите названия грибов.
Слепой дождь
Как вы понимаете выражение слепой дождь?  
Почему в народе говорят “Царевна плачет”? Найдите ответ в тексте.
Перечислите признаки слепого дождя.

А теперь мне бы хотелось посмотреть какое впечатление произвел на вас урок.

 Кому было интересно, узнал для себя новое поднимите зеленую карточку.

Кому  урок показался скучным, поднимите желтую карточку.

Кто сожалеет о том что попал на этот урок и потерял время зря поднимите красную карточку 

Выполняют самостоятельно.

рефлексия

рефлексия способов и условий действия (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока литературного внеклассного чтения, проведенного в 1 «В» классе с использованием ИКТ для воспитателей и методистов детских садов

Цели: прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге, поэтическому слову;развивать память, речь, внимание, творческие способности детей;расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина....