Конспект урока по литературному чтению " Весна, весна красная!"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Митяева Светлана Павловна

Данный конспект будет в помощь учителям начальной школы по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературное чтение 2 класс31.35 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок литературного чтения

Тема: Народная песня « Весна, весна красная!»

А. Ахматова  «Перед  весной».

2 класс

УМК « Начальная школа XXI века».

  Провела:     учитель            Митяева  Светлана Павловна

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цели: развитие читательских умений.

Задачи урока:

познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Ахматова  «Перед  весной»;

пробудить познавательную активность;

работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

       воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к народному

       творчеству;

       -формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся.

 Ресурсы: персональный компьютер, мультимедиа-проектор; портрет писателя, иллюстрации с изображением весны, экран,  кроссворд, видеоролик. Ефросинина Л.А., «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»(часть вторая),2кл.,Москва, « Вента- Граф»/Учебник; Ефросинина Л.А., «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2кл.,Москва, « Вента- Граф»/ Рабочая тетрадь №2; листы с кроссвордом для индивидуальной работы;

                                                

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент. 

(Самоопределение к деятельности)

Цели:

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка  и помощь. Пожелайте друг другу удачи!

 

 II. Актуализация опорных знаний

Цели:

- организовать актуализацию знаний о народном и авторском творчестве с опорой на жизненный опыт обучающихся;

-организовать выполнение учащимися    пробного учебного действия;

 - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 Взаимопроверка по эталону.

-А начнем мы урок с того, что вы разгадаете кроссворд по произведениям прошлого раздела.      

Слайд 2

 - Перед вами лежит лист, на левой части которого расположен кроссворд. Ответы на вопросы впишите в нужные клетки.

- Если вам вдруг встретится вопрос, который вы не сможете разгадать, то пропустите его.

- Какой номер в кроссворде вы не знаете?

- Почему?

- Какая проблема перед нами возникла?

- Но прежде, чем перейдем к изучению нового материала, проверим кроссворд.

Слайд 3

III.Постановка учебной задачи.

 

Цели: - организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Методы постановки учебной задачи:

- подводящий к теме диалог.

IV.Открытие нового знания. 

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

Способы: индивидульная работа, парная работа, фронтальная работа.

Методы: частично – поисковый.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, сотрудничество в поиске и сборе информации.

-Как вы думаете, какова тема раздела?

    (Весна.)

- А наша цель на уроке?

- Правильно, на странице 97 учебника она звучит так:

(Весна, весна красная...)

Слайд 4

- А как вы думаете, что означает слово КРАСНАЯ .. особенно на Руси?

( красна девушка, Красная площадь, красное солнышко – красивое)

Весна- это прекрасное время года, время пробуждения природы. Время надежд. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов.

Слайд 5

  С давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали, звали закличками-веснянками. Эти песни пели в хороводе. Зачастую закличку начинали петь тогда, когда это показывала сама природа: снег начинает таять, с крыш капель начиналась, прилетали перелетные птицы.

Слайд 6

-С произведением: народная песня « Весна, весна красная!» мы и познакомимся. Но еще  мы прочитаем стихотворение А. Ахматова « Перед весной».

- Какие  цели и задачи вы поставите на урок?

(Познакомится с народной песней «Весна, весна красная!», отрывком из стихотворения А. Ахматовой «Перед весной».) 

- Задачи поставлены, нужно их решать. Но прежде, чем начнем читать стихотворение, познакомимся с некоторыми словами.

Милостыня –

Лён-

- Я предлагаю послушать выразительное чтение стихотворения «Весна, весна красная!».

-Почему весну встречали с радостью?

- Как люди зовут весну, привлекают её?

- Чтобы привлечь кого-то люди используют такой приём как ОБРАЩЕНИЕ.

- Что же такое обращение мы прочитаем в учебнике на стр 98

Слайд 7

_ Посмотрите на доску, прочитайте.

- Скажите. В этой закличке какие слова можно назвать обращением?  К кому обращаются?

 Затем каждый ряд получает учебную  задачу для работы с текстом в учебнике по отработке навыков выразительного чтения в парах.

 Главный девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!»

(Обучающиеся самостоятельно работают с текстом народной песни в парах ).

 -Представитель каждого ряда должен смоделировать обложку для данного произведения, которую вы будете защищать, а в дальнейшем она послужит первым листочком для самодельной книжки-малышки под названием « Весна».

- Взяли в руки карандаш и начали работать.

( Ученики выбирают условные обозначения для модели обложки из памятки в конце тетради по литературному чтению, составляют  модели обложек и защищают их).

  V. Физминутка.

 Закличка к солнышку:

Солнышко лучистое!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими ты нас научи!

( пять движений за ведущим командиром повторяет  весь класс; командир выбирает лучшего).

VI. Первичное закрепление

Цели:

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД: учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция

VII Домашняя работа

- Поделитесь впечатлениями, которые у вас возникли после знакомства с произведением « Весна, весна красная!».

- А как вы понимаете такой термин: Народная песня?

- Какие чувства испытываете вы с приходом весны?

Предлагаю вам сравнить ваши чувства и чувства автора произведения, с которым мы сегодня начнем знакомиться на уроке А. Ахматова  «Перед  весной бывают дни такие..».

 - С творчеством А Ахматовой мы еще ни разу не встречались. Поэтому я немного вам расскажу.

Слайд 11

Анна Ахматова родилась в 1889 г. Знаменитая российская поэтесса 20 в, переводчик. Проживала в Ленинграде и Москве.  Ее творчество приходилось на годы революции  и Великой Отечественной войны. Поэтому творчество Ахматовой затрагивает трагические темы. Многие ее стихотворения не были опубликованы при жизни.

Очень большое количество стихотворений посвящены любви, а также городам, где она проживала. Умерла в 1966 г.

- Как вы думаете, о чем это произведение?

- Прослушайте аудиозапись.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали?

- В каком темпе надо читать?

Самостоятельно прочитать стихотворение.

- Какие особенности природы перед приходом весны заметила Анна Ахматова?

( под снегом отдыхает луг, шумят деревья, и теплый ветер нежен и упруг)

- Ответьте на вопрос 2 на странице учебника стр 98.

Слайд 11

-Посмотрите какое домашнее задание можно подготовить к следующему уроку.

VII. Самостоятельная работа.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Способы: индивидуальная работа.

Методы: самоконтроль, самооценка.

- А теперь давайте подведем итог всему сказанному.

- Для каждого из нас весна это свои ощущения. Давайте напишем синквейн «Весна»

Слайд 12

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

(Познакомится с народной песней «Весна, весна красная!», произведением А. Ахматовой «Перед  весной».) 

- При помощи, каких задач мы реализовали нашу цель?

 1.Узнали как описывается приход весны как в народном творчестве, так и в авторском произведении.

 2. Определили какое  значение имеет для природы время года весна.

 3.Узнали о том, что приносит весна людям.

- Какими способами?

(Работали парами, индивидуально)

- А теперь мы все знаем о весне? ( Нет). 

- Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке?

-Оценивание.

-Продолжи фразу:

Мне было интересно узнать...

Урок заставил меня задуматься…

-Я надеюсь, что все вы будете: любознательными, наблюдательными  активными читателями, любящими и берегущими землю, на которой мы живем, уважающими народные традиции.

 

- Спасибо за урок!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. И. Дик Красные яблоки.

Данный урок является уроком из нового материала в разделе " Мы с мамой и папой" 2 части книги для чтения " В одном счастливом детстве"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

конспект урока по литературному чтению на тему: Соколов-Микитов «Весна красна» (отрывок из рассказа)

Открытый урок,  проведенный к конкурсу "Учитель года- 2015" в номинации "Молодой специалист"...

Конспект урока по литературному чтению "Шарль Перро "Красная шапочка"

Урок составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и направлен на развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий. Урок изучения...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Весна! Весна! И всё ей радо!" (УМК "Перспектива"), 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима...