Конспект открытого урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс СтихиАлексея Плещеева "О весне" (с презентацией)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Романова Ирина Сергеевна

Файл содержит презентацию и конспект урока, картинки и словарик к уроку. К сожалению, не возможно загрузить презентацию с аудио и видеоматериалами. К уроку использовались аудио и видео материалы (Антонио Вивальди "Весна", аудио стихотворения, фрагмент из м/ф)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.

Цели: - познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;               - расширять, углублять эстетичесие представлеия о поэзии;

 - развивать навыки правильного, выразительного чтения.

Задачи: - обогатить словарный запас детей;  - развивать речь, память, внимание, наблюдательность,   воображение, способность высказывать своё мнение; - прививать любовь к природе и русской словесности; - воспитывать положительную мотивацию в обучении

Оборудование: учебник, мультимедийная установка, презентация, фрагмент м/ф, карточки с словарной работой, музыка, цветок для рефлексии

Ход урока

1. Орг.момент                                                                               (Слайд № 2  )

Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Мы сегодня постараемся показать, что знаем,что умеем. Все у нас получится!

Слайд 3

 Закройте глаза, послушайте музыку. Звучит композиция «Весна» Композитор Антонио Вивальди.

- Кто-то уже слышал ее? – Кто-то может сказать автора/название?

 

2. Постановка  целей урока.                                                             (Слайд №4 )

- Послушайте стихотворение «Весенняя гостья» Константина Льдова

Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»

 - О чем оно? (о ласточке)

- Что принесла с собой ласточка? (весну и солнце)

- как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (стихотворениям о весне)

Актуализация знаний

- С каким автором мы познакомились с вами на прошлом уроке?
- С какими стихотворениями? Чему они были посвящены?

3. Работа по теме урока. (Слайд №6 )

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева,                                                       

Слайд 7

Поэт Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До 13 лет мальчик учился дома, овладел 3 языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург.Утратив интерес к военной службе, Плещеев покинул данную школу.

Слайд 8 Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни».

Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у монастыря.

Слайд 9 подпись

4. Физминутка

Речевая разминка                                                            (Слайд № 10   )

 ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

Продолжение работы по теме                                                  

(слайд  11    )

- Рассмотрите портрет

 -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный…. Выбирают прилагательные с доски)

 -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

Слайд 12

Стихотворение «Весна» стр 112

- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»

 - Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

Включить аудио стих-ния

- Что описывает поэт?  (Приход весны)

- Какие картины весны наблюдает поэт?

-С каким настроением говорит о них?
- какие слова были не понятны?

Словарная работа                                                       (Слайд  13       )

Перед вами листочки с табличкой. Слева в табличке указаны новые слова, а справа значение слов.

лазУрь

Светло-синий цвет, синева.  цвет неба в ясный день 

миновАла

Прошла

засвищУт

запоют

прощебЕчь

пропой

повЕяло

Подуло, дуть

сЕни

Нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома.

- Вернемся к стихотворению «Весна» стр 112

Прочитайте стих-ие выразительно. Читают 3-4 человека.   Слайд 14-22)

- Какие слова помогают понять, что весна уже наступила? (тает снег, бегут ручьи..)

 - Что сказано о лесе, о соловьях, о метели? (лес оденется листвою, скоро засвищут соловьи, пора метелей миновала)

- Какие приметы весны мы можем слышать? (Пение птиц, звон ручейков)

- Какую картину вы можете представить по этому стих-ию?

4. Физкультминутка.                                                                    (Слайд 23)


По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.

5. Продолжение работы по теме урока.

Стихотворение «Сельская песенка»         слайд 24

- На с. 113 прочитайте название стих-ия. Как вы думаете, о чем оно?

Включить аудио песни

- Слышали вы это стих-ие раньше? Кто помнит? (стих-ие звучит в фильме 12 месяцев) Включить данный фрагмент         слайд 25

- Прочитайте стих-ие выразительно.

- Радуется поэт приходу весны или нет? (да)

- В каких строках это выражено? (травка зеленеет, солнышко блестит)

- Какие приметы весны можно услышать, а какие увидеть? Найдите и прочитайте о них.

(Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

Услышать: прощебечь с дороги, песню спой)

- Что означает слово «сени»? 

( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)

- Как вы думаете, почему автор дал такое название?

(Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)

- Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева? (Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)

- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»? (о ласточке)

 (Гнездо деревенской ласточки                                                          (Слайд 26)

Гнездо городской ласточки                                                         (Слайд 27 )

 Гнёзда ласточек – береговушек)                                                    (Слайд 28)

К сведению:  В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.

 Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.

Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

 Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

6. Мини-тест                                                                                    (Слайд 29)

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка»

А.Барто, А.Плещеев, Ф.Тютчев

2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев

Весна, зима, осень

3. Название птиц из стихотворения «Весна»

Ласточки, воробьи, соловьи

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева?

Природа, солнце, птицы

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

7. Рефлексия.

 - Закончите фразу «Весна – это….» (передача цветка)

 

- Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.                                                                              (Слайд №      )



Предварительный просмотр:

лазУрь

Светло-синий цвет, синева.  цвет неба в ясный день

сЕни

Нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома.

лазУрь

Светло-синий цвет, синева.  цвет неба в ясный день 

сЕни

Нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома.

лазУрь

Светло-синий цвет, синева.  цвет неба в ясный день 

сЕни

Нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома.

лазУрь

Светло-синий цвет, синева.  цвет неба в ясный день 

сЕни

Нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома.

лазУрь

Светло-синий цвет, синева.  цвет неба в ясный день

сЕни

Нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома. ясный день

Мини - тест

1. __________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

Мини - тест

1. __________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

Мини - тест

1. __________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

Мини - тест

1. __________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

Мини - тест

1. __________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Стихотворения Алексея Николаевича Плещеева о весне.

Слайд 3

Музыкальная минутка…

Слайд 4

Актуализация знаний…

Слайд 5

Весенняя гостья Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьётся С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою…» К.Льдов

Слайд 6

Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893

Слайд 7

Жизнь и творчество А.Н.Плещеева Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье. Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде . После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать.

Слайд 8

Поэт, переводчик, прозаик, драматург, критик Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни ». Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у монастыря.

Слайд 9

Подпись поэта

Слайд 10

Речевая разминка: ра – ра – ра – Кате спать пора ; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары ; ор – ор – ор – подмели мы двор .

Слайд 11

Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893 Поэт, переводчик, прозаик, драматург, критик

Слайд 12

«Весна»

Слайд 13

Лазурь

Слайд 23

ПЕРЕ- РЫВ! ПЕРЕ- РЫВ!

Слайд 24

«Сельская песенка»

Слайд 26

Гнездо деревенской ласточки

Слайд 27

Гнездо городской ласточки

Слайд 28

Гнёзда ласточек – береговушек

Слайд 29

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка» А.Барто , А.Плещеев, Ф.Тютчев 2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев Весна, зима, осень 3. Название птиц из стихотворения «Весна» Ласточки, воробьи, соловьи 4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева? Природа, солнце, птицы

Слайд 30

сегодня я узнал... я смог… было трудно… было интересно узнать, что… мне захотелось… я понял, что… меня удивило… я научился…

Слайд 32

Молодцы! Всем спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Н,н".

Урок по литературному чтению по теме "Знакомство с буквой Н, н". УМК: "Начальная школа XXI века"....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""...

конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса В. Катаев "Цветик - семицветик"

Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса п произведению В. Катаева " Цветик - семицветик" УМК Занков....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха».

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха»....

Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса с презентацией для интерактивной доски

Урок проводился во 2  классе во II четверти по теме "Русские писатели". ОС "Школа России". К уроку прилагается презентация....