Конспект урока по литературному чтению на тему " Стихотворение С. А. Есенина "Черемуха".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мирленко Елена Вячеславовна

Тема урока: С. А. Есенин "Черемуха"

Тип: Знакомство с новым произведением

Цель: создать условия для восприятия и воссоздания в воображении картин, созданных С.А.Есениным в стихотворении «Черёмуха». 

 

Планируемые результаты

Предметные

  • Читать выразительно;
  • Учиться воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в произведении;
  • Учиться воссоздавать в воображении картины, созданные автором

 

Метапредметные

  • Искать ответы на поставленные вопросы;
  • Понимать учебную задачу, планировать выполнение этой задачи;
  • Совершенствовать навык чтения;
  • Объяснять лексическое значение слов

Личностные

  • Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей и учителя

 

 

Межпредметные связи: Окружающий мир. 

Ресурсы урока:

1. Л. Ф. Климанова и др. Литературное чтение. Учебник для 3 класса, ч.2 – М., «Просвещение», 2019

2. Изображения цветущих растений (берёза, дуб, клён, рябина, черёмуха)

3. Аудиозапись песни «Под окном черёмуха колышется…» в исполнении Н. Кадышевой

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._a._esenin_cheryomuha.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

3 класс

Разработан учителем ГБОУ СОШ №466

Мирленко Еленой Вячеславовной

Тема урока: С.А.Есенин «Черёмуха»

Тип: знакомство с новым произведением

Цель: создать условия для восприятия и воссоздания в воображении картин, созданных С.А.Есениным в стихотворении «Черёмуха».

Планируемые результаты

Предметные

  • Читать выразительно;
  • Учиться воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в произведении;
  • Учиться воссоздавать в воображении картины, созданные автором

Метапредметные

  • Искать ответы на поставленные вопросы;
  • Понимать учебную задачу, планировать выполнение этой задачи;
  • Совершенствовать навык чтения;
  • Объяснять лексическое значение слов

Личностные

  • Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами,

учителем

Межпредметные связи: Окружающий мир.  Тема: Растения.

Ресурсы урока:

1. Л. Ф. Климанова и др. Литературное чтение. Учебник для 3 класса, ч.2 – М., «Просвещение», 2020

2. Изображения цветущих растений (берёза, дуб, клён, рябина, черёмуха)

3. Аудиозапись песни «Под окном черёмуха колышется…» в исполнении Н. Кадышевой

4. Таблица на доске:

Краски

Запахи

Звуки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент

Проверьте готовность к уроку.

Проверяют.

Мотивация познавательной деятельности. Подготовка к восприятию произведения

Чем замечательна весна?

В мае зацветает большинство деревьев и кустарников. Посмотрите на фотографии. (Представлены изображения деревьев). Какие растения здесь изображены?

Все эти растения и многие другие зацветают в мае. А какое растение открывает дивное майское цветение деревьев?

В народе черёмуху зовут лесной красавицей. Именем этого дерева назвал Сергей Александрович Есенин одно из своих стихотворений. Послушайте стихотворение и подумайте, согласен ли поэт с русским народом в том, что черёмуха, действительно, лесная красавица.

Речевые высказывания детей.

Узнают и называют растения: берёза, дуб, клён, рябина, черёмуха.

Первичное восприятие произведения

Чтение стихотворения.

Слушание.

Актуализация знаний. Выяснение первичного восприятия

Какой вы представили себе черёмуху, слушая стихотворение Есенина? Можно ли по этому стихотворению назвать черёмуху лесной красавицей?

Речевые высказывания детей.

Организация познавательной деятельности.

Постановка учебной задачи

В стихотворении черёмуха предстаёт удивительно живой. Как называется этот приём выразительности?

Давайте посмотрим, как же Есенину удалось создать такой незабываемый, впечатляющий образ черёмухи. Для этого проанализируем стихотворение, попытаемся прочувствовать, какие запахи, звуки разносятся вокруг этого дерева, какие краски возникают в воображении. В ходе анализа будем заполнять таблицу, чтобы посмотреть, что же делает образ черёмухи живым, ярким.

Олицетворение.

Анализ  произведения. Вторичное восприятие

Прочитайте первое четверостишие.

Какое настроение у вас возникает при чтении этих строк?

Появилось ли у вас ощущение, что черёмуха живая? Докажите это.

Какие слова-действия использует Есенин? Что означают эти слова?

С кем у вас соотносится образ черёмухи?

Известно, что у черёмухи в природе ствол и ветки покрыты чёрно-серой, не имеющей блеска корой. Почему же Есенин называет ветки золотистыми?

Как объяснить строки: «И ветки золотистые, Что кудри, завила»?

Как нужно читать эти строки?

Прочитайте второе четверостишие.

Какие прилагательные (определения) использует поэт в этом четверостишии?

Разберёмся, что значат эти слова. Выделите корень в слове медвяная. Слово родственно слову мёд.

Какой же поэт назвал росу?

Зелень Есенин называет пряной. Какому слову, по-вашему, родственно это слово?

Какие вам известны пряности?

Зачем используют пряные приправы?

Что же значит пряная?

Что подразумевает поэт, называя зелень пряной?

В какую графу отнесём эти прилагательные?

Почему роса сползает по коре? Почему не несётся, не бежит?

Какие краски вы увидели в этом отрывке?

Как понимаете: зелень «сияет в серебре»?

Как следует читать это четверостишие?

Прочитайте третье четверостишие.

Какую картину вы представили?

Появляются ли какие-нибудь звуки?

Роса «сползает» по коре, а ручей «бежит, струится». Почему?

В каком темпе будем читать это четверостишие по сравнению с предыдущим?

Прочитайте следующее четверостишие.

Какая вам представилась картина?

Что значит «развесившись, стоит»?

В каком значении употреблено слово горит?

Какие краски использует поэт?

Прочитайте последние строки стихотворения.

Какой образ завершает стихотворение?

А может быть это стихотворение не о черёмухе, а о ручье, ведь и до этого говорится о ручье?

Как поёт песни ручей? Прочитайте в толковом словарике значение слова вкрадчиво.

Где звенит ручей?

Что значит «под кручею»?

Волна гремучая – это какая?

Как понимаете строки: «Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт»?

Как будем читать последнее четверостишие?

Рассмотрите полученные записи в таблице.

Краски

Запахи

Звуки

Ветки золотистые;

зелень сияет в серебре;

серебряный ручей;

зелень золотистая на солнышке горит.

Черёмуха душистая;

роса медвяная;

зелень пряная.

Ручей струится, волной гремучею обдаёт,

песенки поёт.

Все ли слова и выражения, которые мы выписали, относятся непосредственно к черёмухе?

Посмотрим, как они связаны с образом черёмухи. Как связана роса с черёмухой?

Какая существует связь между черёмухой и ручьём?

Издаёт ли какие-то звуки черёмуха в стихотворении?

Что скажем о звуках?

Что символизируют зелёный, золотистый, серебряный цвет?

Читают.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

Расцвела, завила.

С молодой девушкой.

Такими их видит поэт. Ветки усыпаны белыми цветками, издающими аромат.

Густые кисти цветков выглядят, как кудряшки.

Чтение с душой, теплотой в голосе.

Читают. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу.

Медвяная, пряная.

Корень –мед-. Имеющая вкус и запах мёда.

Пряность – пряные приправы к кушаньям.

Горчица, тмин, корица, гвоздика, лавровый лист…

Для придания пище особого вкуса и аромата. Пряная – острая и ароматная по вкусу, запаху.

Графа – запахи.

Роса украшает черёмуху, ей нельзя спешить уходить, иначе быстро исчезнет это украшение.

Зелень, серебро.

Зелень тоже покрыта росой, переливающейся, как серебро.

Не спеша, таинственно, с восхищением.

Читают. Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

Журчание ручья.

Роса не спешит покинуть дерево, подчёркивая её красоту. Ручей маленький, озорной, бежит, пока тает снег.

Более оживлённо, весело.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Стоит, широко раскинув ветви.

В переносном – сверкает, блестит.

Заполняют таблицу.

Читают. Отвечают на вопросы. Образ ручья.

Стихотворение посвящено черёмухе, даже ручей ей песенки поёт.

Вкрадчиво, стараясь вызвать доверие, симпатию черёмухи, её расположение к себе.

Под кручею.

Под крутым спуском, под обрывом. Это тоже отводит ручей на второй план.

Производящая громкие звуки, гремящая.

Громкие звуки ручья пронизывают ветки черёмухи.

Первые две строки громко, задорно, так как ручей издаёт громкие звуки, а две последние строки тише, медленнее, ведь ручей поёт песни вкрадчиво.

Рассматривают.

Нет.

Роса украшает наряд черёмухи.

Ручей находится внизу, у корней дерева.

Нет.

Для черёмухи поёт ручей.

Зелень – символ молодости, жизни. Золото, серебро – символ ценности, щедрости, блеска (золото, серебро – дорогие металлы).

Выразительное чтение стихотворения в паре

Поработайте в паре. Прочитайте товарищу стихотворение выразительно. Оцените чтение соседа по парте.

Читают.

Взаимооценка.

Прослушивание песни

Русский народ любит природу и часто в песнях использует образы природы, связывая их с человеческими чувствами. Послушайте русскую народную песню «Под окном черёмуха колышется…» в исполнении Надежды Кадышевой.

Понравилась ли вам песня? Чем?

Почему я включила эту песню?

Какие ещё образы присутствуют в песне?

Почему, по-вашему, эти образы совмещаются в песне?

Слушают песню.

Речевые высказывания детей.

В песне есть образ черёмухи.

Образ соловьёв и любви.

Весна – пора любви, пробуждения природы и человеческих чувств.

Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия «Светофор»

В начале урока мы сказали, что черёмуха напоминает девушку. Как же выглядит эта девушка: во что она одета, какие у неё манеры, какое настроение она излучает? Запишите на карточке.

Желающие дома могут нарисовать эту девушку. Задание для всех: выучить стихотворение С.А.Есенина «Черёмуха».

Оцените свою работу на уроке: нарисуйте на карточке кружок.

Записывают высказывания.

Записывают домашнее задание.

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихотворение Б. Заходера «Что красивей всего»»", 2 класс, УМК "Школа России"+ презентация

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления со стихотворениями Б.Заходера; способствование развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. Планируемые результаты:...