«Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».
статья по чтению (1 класс)

Лепешкина Татьяна Витальевна

Выбор данной темы  неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки  в подготовке выпускников начальной.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие смыслового чтения  как  средство  формирования  универсальных учебных действий  у младших школьников».

Учитель начальных классов

Лепешкина Татьяна Витальевна

2021 год

«Развитие смыслового чтения как средство  формирования универсальных учебных действий  у младших школьников».

       Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитаннон- вот в чём главное.

К.Д.Ушинский

Выбор данной темы  неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки  в подготовке выпускников начальной.          

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, отражающий социальный, государственный заказ, устанавливает приоритет развития читательской компетентности и общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и «про себя», элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; умение осознанно воспринимать, оценивать со- держание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку героев.

В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности. Каковы причины этого явления?

Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.

В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.

Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:

- личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

-в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;

Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений. Учитель формирует следующие читательские умения:

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку;

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам;

- формулировать тему небольшого текста;

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться толковым словарём;

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию;

- обмениваться полученными сведениями;

- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение);

- находить в тексте описание к иллюстрациям;

- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника;

- составлять план к прочитанному тексту;

- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и дополнительной литературы;

- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекста;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета)

Согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.

2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.

3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.

Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения:

1. Активная работа со словом.

2. Применение метода «ведение диалога с текстом».

3. Развитие читательского воображения.

Задания Всероссийских проверочных работ (ВПР), PIRLS, PISA, TIMSS содержат объемные тексты, читая которые младший школьник демонстрирует основной навык чтения – адекватное зрительное восприятие информации, содержащееся в предъявляемом тексте. В случае нормального уровня развития смыслового чтения современные российские школьники способны успешно выполнить задания стандартизированной промежуточной аттестации, и, как следствие, результат их работы является индикатором  формирования  универсальных учебных действий учащихся.

Список используемой литературы. 

  1. Бабухина, А. В. Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения у младших школьников / А. В. Бабухина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – № 1 (34). – С. 69–77.
  2. Браус, Дж. А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах / Дж. А. Браус, Д. Вуд ; [пер. с англ.]. – NAAEE, 1994.
  3. В родном краю. Русский язык : учебно-методическое по- собие для учителя начального общего образования / под ред. Н. Е. Скриповой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 60 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников

Личностная диагностика  в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

Прием моделирования как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Использование метода моделирования на различных уроках в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников....