"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Беломытцева Ирина Анатольевна

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах

Слайд 2

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 3

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что такое читательская грамотность?

Слайд 4

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Слайд 5

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Слайд 6

Мастер (1 класс) Федя сделал маме на кухню полку для посуды. Из фанеры смастерил пароход для детского садика. А сестрёнке нарисовал картинку к сказке про храброго портного. Недаром Федю хвалят: «На все руки мастер!» Ответь на вопросы. 1. Кто главный герой рассказа? 2. Подчеркни в тексте, какие поделки сделал Федя? 3. О ком читала сказку сестрёнка Феди? Найди ответ в тексте и подчеркни – синим карандашом. 4. Подчеркни в тексте волнистой линией, что говорят о Феде?

Слайд 7

До первого дождичка. Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали. - Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня. - Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, —сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. (В. Осеева)

Слайд 8

Ответь на вопросы, выполни задания. Определи жанр произведения. 1) рассказ 2) сказка 3) стихотворение Куда направлялись девочки? 1) шли в магазин игрушек 2) шли на прогулку 3) шли в детский сад Изменилась ли погода, пока девочки шли по дороге, и как? 1) Да, внезапно начался дождь. 2) Да, внезапно началась гроза. 3) Нет, весь день светило яркое солнышко. У кого из героев был плащ? 1) у воспитательницы 2) у Тани 3) у Маши

Слайд 9

Что можно сказать о дружбе девочек? Девочек нельзя считать настоящими подругами. Девочки всегда во всём помогают друг другу. Между Таней и Машей — настоящая дружба. Какая пословица или поговорка подходит к данному тексту? Семеро одного не ждут. Друг познаётся в беде. После дождичка в четверг. Чему удивилась воспитательница? Почему рассказ называется «До первого дождичка»? Почему покраснела Маша?

Слайд 10

10. Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, что предложила Таня своей подруге, когда начался дождь. 11. Расположи фразы из текста в логической последовательности. Пронумеруй предложения. Обе девочки покраснели ... Таня и Маша были очень дружны ... В детском саду воспитательница сказала ... 12. Сформулируй и запиши главную мысль текста.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...