Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Миляшова Лилия Наильевна

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_uroka.docx39.65 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt502 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4 классе на примере изучения произведения Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Миляшова Лилия Наильевна, учитель начальных классов МБОУ «Среднедевятовская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ

Цели урока:

создать необходимые условия для:

1. раскрытия смысла художественного произведения;

2. формирования читательской грамотности у учащихся с помощью приёмов «Мозайка», «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», «Иллюстратор»;

3. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, речевых и мыслительных навыков;

4. развития умения анализировать поступки окружающих.

Задачи:

1. обучающие: раскрыть главную мысль рассказа, учить делать выводы на основании анализа поступков героя;

2. развивающие: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; развивать навыки         выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом, обогащать словарный запас детей;

3. воспитательные :формировать положительные качества личности;
 воспитывать любовь к чтению.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

учащиеся смогут определить и сформулировать цели на уроке.

научаться проговаривать последовательность действий;

работать по коллективно составленному плану;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

смогут оформлять свои мысли в устной, иллюстративной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группах.

Познавательные УУД.

смогут ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

осуществлять анализ и синтез;

формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.

Предметные:

научатся использовать простейшие виды анализа текста;

устанавливать причинно-следственные связи;

определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, технология сотрудничества, проблемного обучения.

Метопредметные связи: Русский язык, Математика.

 Профориентация.

Наглядно-демонстрационный материал: портрет писателя В.В. Голявкина, учебник «Литературное чтение 4 класс» (автор Климанова Л.Ф.), проектор, мультимедийная презентация, колонка JPL, карточки для работы в парах, листы А4 для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтобы был урок наш ярким,

Поделись своим добром.

Вы ладошки протяните

И друг другу улыбнитесь.

Сразу ярким станет день,

Ведь учиться нам не лень!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Давайте с вами вспомним, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? («Что любит Мишка»)

- Кто автор этого произведения? (В.Ю. Драгунский).

- Назовите главных героев рассказа? (Борис Сергеевич, Дениска, Мишка)

- Музыку какого композитора любит Борис Сергеевич?

- Что любит Дениска? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Что любит его друг Мишка? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Что ждал от учителя Мишка после своего рассказа? (Похвалы)

- Попробуйте определить главную мысль произведения, разгадав анаграмму:

 «Ен кат онжав юукак уде ым мибюл, одзарог еенжав огок ым мибюл, яакак у сан атчем». (Не так важно какую еду мы любим, гораздо важнее кого мы любим, какая у нас мечта).

III. Самоопределение к деятельности.

Учитель включает видеозапись, на которой звучит стихотворение Ю. Тувима «Всё для всех».

-Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о том, что нельзя лениться)

-Ребята, как вы думаете, каков ваш труд? (нужно хорошо учиться, чтобы многое

уметь и знать)

-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд). 

-Чтобы справиться со всеми заданиями успешно, проведём речевую разминку.

IV. Речевая разминка с помощью приёма «Мозайка» (см. приложение 1) (работа в парах)

- Перед вами лежат конверты. В них – карточки, на которых представлены части одного целого текста. Совместно с соседом по парте, вы должны будете сложить части текста в правильной последовательности. Вспомните как нужно работать в паре?

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. Дети собирают текст в правильной последовательности, проверяют по образцу:

«Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку или собачку, птичек или кроликов и многих других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей – помогать им!»

- Прочитайте еще раз внимательно текст. Какова главная мысль этого текста? (забота о животных)

- Ребята, чтобы понять какая «болезнь» была у главного героя, с которым мы познакомимся сегодня, и можно ли эту «болезнь» вылечить, мы узнаем, прочитав произведение Виктора Владимировича Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

V. Первичное усвоение новых знаний.

Целеполагание.

Какие главные цели мы поставим на уроке?

1) познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;

2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы не ел».

Автор рассказа Виктор Владимировича Голявкин. Перед вами его портрет.

Учитель знакомит с биографией писателя:

        Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец мальчика - Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка. Однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор очень любил читать книги об изобразительном искусстве.

         Позже Виктор поступил в художественное училище. Будущий художник начинает интересоваться жизнью и искусством Востока. После солнечных городов Азии Виктор переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств.

         Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костёр". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем".

         В 1976 году писатель внезапно заболевает, и у него перестает работать правая рука. Но, не смотря на все трудности, Виктор Валентинович продолжает трудиться дальше. Рассказы помогает записывать жена, а картины он пишет левой рукой.

        Виктор Голявкин умер 27 июля 2001 года.

- Ребята, Виктор Голявкин писал про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Мальчики из его рассказов всегда озорные, что у читателя дух захватывает.

- Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы? (Примерные ответы детей: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. Человеку, у которого выражение лица «горькое», грустное, т. п.. Герой, скорее всего, мальчик.)

- В чём мы должны разобраться, читая рассказ? (Выявить причины грустного настроения героя).

- А какие есть предположения по этому поводу? (Кто-то обидел. Не хотел учиться).

- Итак, необходимо выяснить, почему мальчику грустно.

- Для начала проведем словарную работу тех слов, которые вам встретятся в тексте.

Словарная работа.

Горчица - травянистое растение с желтыми цветками, семена которого используются в медицине, в пищевой промышленности. Из семян этого растения, получается очень острая приправа к пище.

Патент - документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Проспект – большая широкая и прямая улица.

VI. Физкультминутка «Сколько звуков в слове»

На доске на листе А4 написано слово «Литература»

        Приседайте столько раз, сколько гласных букв в слове «литература» (5)

Подпрыгните столько раз, сколько согласных букв в этом слове.  (5)

Наклонитесь столько раз, сколько мягких звуков в этом слове. (2)

Потянитесь столько раз, сколько твёрдых звуков в этом слове. (3)

VII. Первичное чтение текста с использованием приема «Чтение с остановками» (см. приложение 1)

- Мы приступаем к чтению рассказа. Читать будем блоками. (Первый ученик читает до слов «…Ходи себе и ходи».)

Примерные вопросы, которые можно задать после прочтения данной части рассказа:

- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.

- Как можно озаглавить эту часть? (Прогульщик)

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

- Продолжим чтение до слов «вздохнул и дальше пошел»…

- Как можем озаглавить эту часть? (Шофер)

-Какие чувства испытывал герой после встречи с шофером? (Вздохнул и дальше пошел, т.е. бессилие)

- Какое отношение у шофера к мальчику? (Он его прогнал (не умеешь, не надо).

- Чему научила эта встреча мальчика? (Делать то, что умеешь).

- Прочитайте следующую часть рассказа до слов «значит, я опоздал немножко».

- Озаглавьте часть.

- Какие чувства испытывал мальчик?

- Как относятся изобретатели к мальчику?

- Чему могла научить эта встреча?

- Читаем 4-ю часть до  слов «Ребят никого не видно».

- Озаглавьте. (Дворник)

- Какие чувства испытывал мальчик? (Обида, скука)

- Как отнесся дворник к герою? (Со злостью на безделье мальчика).

- Чему учит эта встреча? (Не мешать другим работать)

- Сколько встреч еще будет у мальчика?

-Давайте прочитаем эти части по ролям. (Учитель распределяет роли между учениками)

VIII. Рефлексия с помощью приёма «Работа с вопросником»

(см. приложение2)

- А сейчас я предлагаю поработать в группах. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист формата А4 с таблицей (см. приложение 2). На слайд выводятся ответы на первый вопрос «Какие чувства испытывал герой?». Каждая группа самостоятельно подбирает и записывает верные ответы в соответствующие графы. Следующий вопрос и ответы к нему выводятся так же на слайд.

- Проверим по образцу, правильно ли вы заполнили таблицу. (см. приложение 3). (Таблица с правильными ответами выводится на слайд)

IX. Итоги урока.

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Какова главная мысль данного произведения? Чему учит нас этот рассказ?

- В чём причина грустного настроения мальчика?

- Ответьте на вопрос: подходит ли к рассказу пословица:

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»?

X. Домашнее задание с помощью приёма «Иллюстратор».

Нарисовать иллюстрацию к любой из части произведения.

Подготовиться к выразительному чтению по ролям.

Приложение 1

Материал для учителя

На современном этапе развития общества формирование читательской грамотности младших школьников стоит на первом месте при обучении литературному чтению в начальной школе. От уровня сформированности читательской грамотности младшего школьника зависит его уровень успеваемости в старших классах. Читательская грамотность сегодня является одним из главных параметров готовности жить в современном обществе.

Существует множество различных приёмов для развития читательской грамотности у детей младшего школьного возраста. Некоторые из них представлены в данной разработке:

Прием «Мозайка» (реконструкция текста) - сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Чтение с остановками» - непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1.Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2.При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3.После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Приём «Работа с вопросником» — один из методов работы в парах. Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Оформление допускается в виде таблицы.

 

      Приложение 2

№ 1

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми  встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить  мальчика?

1

Шофер

2

Изобретатели

В

3

Дворник

Не

4

Строители

5

Кондуктор

6

Экскаваторщик

Не

        Приложение 3

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1

Шофер

Вздохнул и дальше пошел.

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Делай то, что умеешь.

2

Изобретатели

Удивление, обида, возмущение.

Смеются над ним, Иронизируют.

В мире много неопознанного. Познай!

3

Дворник

Нечем заняться, скучно, обида.

Злится, прогнал. Метла для работы.

Не мешай другим работать.

4

Строители

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

Прогнали, накричали.

Знай правила безопасного поведения.

5

Кондуктор

Усталость, испуг, стыд, страх.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Тайное становится явным.

6

Экскаваторщик

Удивление, желание работать на экскаваторе.

Не захотел разговаривать.

Учиться надо, чтобы стать профессионалом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

VI республиканская научно - практическая конференция «Все мы родом из детства», посвященная памяти Ю.И. Коваля «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4 классе на примере изучения произведения Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел» Выполнила: Миляшова Лилия Наильевна, учитель начальных классов МБОУ «Среднедевятовской»СОШ Лаишевского муниципального района РТ

Слайд 2

Цели урока: создать необходимые условия для: 1. раскрытия смысла художественного произведения; 2 . формирования читательской грамотности у учащихся с помощью приёмов «Мозайка», «Чтение с остановками» , «Работа с вопросником» , «Иллюстратор» ; 3. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, речевых и мыслительных навыков; 4. развития умения анализировать поступки окружающих; Задачи: 1. обучающие: раскрыть главную мысль рассказа, учить делать выводы на основании анализа поступков героя; 2. развивающие: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; развивать навыки выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом, обогащать словарный запас детей; 3. воспитательные : формировать положительные качества личности; воспитывать любовь к чтению.

Слайд 3

Разгадайте анаграмму: Ен кат онжав юукак уде ым мибюл, одзарог еенжав огок ым мибюл, яакак у сан атчем.

Слайд 5

. Проверим: «Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку или собачку, птичек или кроликов и многих других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей – помогать им!»

Слайд 6

Виктор Владимирович Голявкин (31.08.1929 – 27.07. 2001)

Слайд 7

Словарная работа . Горчица - травянистое растение с желтыми цветками, семена которого используются в медицине, в пищевой промышленности. Из семян этого растения, получается очень острая приправа к пище. Патент - документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Проспект – большая широкая и прямая улица.

Слайд 8

«Работа с вопросником» . № Название части . Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Шофер Изобретатели Дворник Строители Кондуктор Экскаваторщик

Слайд 9

Какие чувства испытывал герой? Вздохнул и дальше пошел. Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Удивление, обида, возмущение. Усталость, испуг, стыд, страх. Нечем заняться, скучно, обида. Удивление, желание работать на экскаваторе.

Слайд 10

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Прогнал (Не умеешь, не надо). Не захотел разговаривать. Злится, прогнал. Метла для работы. Смеются над ним, Иронизируют. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Прогнали, накричали.

Слайд 11

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Делай то, что умеешь. Знай правила безопасного поведения. Учиться надо, чтобы стать профессионалом В мире много непознанного. Познай! Не мешай другим работать. Тайное становится явным.

Слайд 12

Проверим: № Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? 1 2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь. 3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай! 4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать. 5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения. 6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным. 7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом

Слайд 13

Итоги урока. С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Какова главная мысль данного произведения? Чему учит нас этот рассказ ? В чём причина грустного настроения мальчика?

Слайд 14

Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к произведению. Подготовиться к выразительному чтению по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО....

Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...