Урок литературного чтения по теме "И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна"", 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Олеся Викторовна Матина

Представлены конспект урока "И.А.Крылов "Зеркало и Обезьяна", презентация к уроку, медиафайл к басне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon i.krylov_zerkalo_i_obezyana.zip2.3 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 7 г. Горно-Алтайска»

Учитель начальных классов Матина Олеся Викторовна

УМК: «Школа России»

Тема урока: И. А. Крылов  «Зеркало  и  обезьяна»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

Развивающие:

  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
  • Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, заготовки для создания книжки-проекта.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация знаний.

  • Посмотрите на доску. (на доске картинки Обезьяны, Зеркало и Очки)
  • Из какого произведения эти герои? (Мартышка и очки. И.Крылов). Что же тут лишнее? Как вы думаете почему здесь зеркало? Для чего оно нужно?

3. Постановка темы урока, целей урока, проблемы. 

  • Какова же цель и тема нашего урока?
  • Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.
  • Давайте вспомним, что же такое басня? (Это краткий поучительный рассказ в стихотворной форме)
  • Какова же цель басни? Её можно сформулировать словами самого Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (слайд 1)
  • Как вы понимаете эти слова? Что значит пороки?

Порок - недостаток, свойство, позорящее общество.

Щипать - защемлять до боли, выдергивать, Следовательно, пороки пощипать означает выявить недостатки.

  • «Где случай есть» - как вы понимаете смысл этих слов? (при каждом удобном случае)
  • А какие пороки и недостатки вы знаете? (трусость, зависть, злорадство, злость, неблагодарность, лесть, глупость, жадность, лень, хвастовство)
  • Что всегда присутствует в басне? (мораль - нравоучение, вывод, главная мысль)
  • Какой литературный прием применяет автор в басне, когда изображают животных, а имеют ввиду людей? (Аллегория или иносказание - прием, где высмеиваются человеческие пороки, приписывая их животным)

4. Изучение нового материала

1) Умение прогнозировать содержание по заголовку. 

И познакомимся с его новой басней «Зеркало и обезьяна» (слайд 2)

  • Перед вами «Корзина идей».

 Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).

- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)

- Для чего нам нужно зеркало?  

- А для чего зеркало обезьяне?

 - А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

2) Словарная работа. (слайд 3)

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

образ - вид, облик. внешность;

кум, кума - крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;

ужимки- гримасы; неестественные телодвижения;

сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА.

украдкой - скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.

По пальцам перечесть - о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо

На себя оборотиться- посмотреть на себя

Совет попусту пропал- не слушала 

На руку не чист -  склонен к воровству

- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

3) Первичное чтение.

 –Просмотр диафильма «Зеркало и обезьяна».

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

4) Проверка первичного чтения.   

- Кто главные действующие герои?

-Что вам показалось смешным?

5)  Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали).

- Из скольких частей состоит басня?

- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ) Читаем 1-ую часть.

- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

- Узнала ли она себя в нём? (Нет)

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)

 - Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).  

- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)

- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

- Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

- А у людей вы встречали такое качество?  (Да)

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

ИТОГ: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя  она пропускает мимо ушей.  

- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

 «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»  

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.  

- Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

– Самостоятельное чтение басни.

 - Таких людей, как эта обезьяна много.  

- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

- Прочитайте только мораль. (Не любит узнавать никто себя в сатире.)

Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.) (слайд 4)

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

5. ФИЗМИНУТКА (Гимнастика для глаз)

6. Первичное закрепление материала.

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

- А И.А. Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему?

(Выслушиваются предположения)

- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)

- Кто главные герои басни?   (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

 (Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в группах)

- Сейчас мы поработаем в шести творческих группах. Создадим мини-проект: книжку-помощницу «Зеркало и обезьяна И.А.Крылова» Наша книжка будет состоять из 6 страниц, каждую из которой приготовите вы сами в группах.

Красная группа (ЧУВСТВО) - что вы чувствуете по отношению к герою?

*Обезьяна вызывает у читателя смех и неуважение к своей персоне

*Обезьяна символизирует человек, не разбирающегося в науке.

*Она не умеет мыслить, анализировать

*Она глупа, невежлива

Желтая группа (ОПТИМИЗМ) - что хорошего можно взять из произведения для себя?

*узнать об устаревших словах

*можно исправить свои недостатки, посмеявшись над ними

*не поступать так, как поступает обезьяна

*быть терпеливым, спокойным и справедливым, как медведь

Синяя группа (РАЗМЫШЛЕНИЕ) - дайте совет героям

*совет обезьяне - нельзя судить других по внешности

*нужно смотреть за собой, своими недостатками и ошибками

*окружающих лучше оставить в покое и не сравнивать ни с кем

*внешность не самое главное, и это очень некрасиво называть ког-либо «рожей»

*нельзя обсуждать людей за спиной

Белая группа (УЧЁНЫЙ) - чему следует поучиться у героя?

*у героев следует научиться как нужно и как нельзя себя вести

*медведь умен, справедлив, пытается раскрыть глаза обезьяне, обратить ее внимание на себя

*на примере обезьяны научиться обращать внимание на положительные черты других людей

*уметь признавать свои ошибки

Черная группа (КРИТИК) - что бы вы изменили в поведении героя7

*в поведении обезьяны изменили бы самоуверенность, глупость, неумение видеть недостатки в себе

*в поведении медведя доказать обезьяне, что в зеркале она видит самого себя, через например, собственное отражение

Зеленая группа (ТВОРЧЕСТВО) - продолжить басню рассказом

*Как бы вы поступили на месте Обезьяны или Медведя?

8. Итог урока. (слайд 5)

             

- Продолжите незаконченные предложения.

  1. За портретом обезьяны я вижу людей, которые……..
  2. За портретом медведя я вижу людей, которые….
  3.  Прочитав басню, я задумался о …

9. Рефлексия.  

 Выберите то, как вы поступите с информацией, полученной на уроке. Чемодан (беру с собой), мясорубку (надо обдумать, переработать), урну (выбрасываю, не нужна)

10. Домашнее задание.

 Выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс

Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, чере...

урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  "Таинственный мир Японии. Барсук -любитель стихов". В ходе урока ученики не только познакомятся с японской сказкой, но и попробуют сами сочинить хокку....

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...