Мой щенок С. Михалков | План-конспект урока по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мусиенко Карина Игоревна

Конспект на тему: "Мой щенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_shchenok.doc448 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 04.02.2020

Класс: 2

Дисциплина: Литературное чтение

Учитель: Николаева А.А. 

Практикант: Мусиенко Карина Игоревна

Тема: Мы в ответе за тех, кого приручили (по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок»)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: 

Содержательная: углубление знаний учеников о творчестве С. Михалкова.

Деятельностная: формирования умения через анализ произведения определять его идею.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3.  Развивать умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации;

4. Формировать умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;

5. Формировать умение работать с деформированным планом.

Развивающие:

1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

2.Развивать умение понимать смысл произведений;

3. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

4. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;

5. Развивать умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

6. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;

7. Развивать умение  слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

Воспитательные:

1. Формировать понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3. Умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации;

4. Умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям;

5. Умение работать с деформированным планом.

Личностные:

1.  Понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

2. Умение понимать смысл произведений;

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач;

3.  Умение планировать пути достижения целей, познавательных задач.

Коммуникативные:

1.  Умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

2.  Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;

3.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

Оборудование: слайды презентации, учебник, рабочая тетрадь.

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 36-38

План урока:

1.Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с высказыванием

2.Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка

2.2. Беседа об авторе

2.3. Литературная викторина (по произведениям Михалкова)

3.Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Антиципация содержания стихотворения по названию

3.2. Работа с иллюстрациями

4.Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

4.3 Планирование своей деятельности

5.Этап реализации построенного проекта

5.1. Самостоятельное чтение стихотворения

5.2. Проверка первичного восприятия текста

6.Этап анализа произведения

6.1. Чтение стихотворения с остановками

6.2. Работа с иллюстрациями

6.3. Характеристика героев стихотворения

6.4. Подготовка к выразительному чтению

7.Этап обобщения и интерпретации

7.1. Выразительное чтение стихотворения по ролям

7.2. Работа с деформированным планом

7.3. Творческая работа

8.Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Рефлексия

8.2. Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их

задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  1. Работа с высказыванием

- Ребята, поднимите руки те, у кого дома живут домашние животные. Какие домашние животные у вас живут?

- Расскажите,  нужно ли заботиться, ухаживать за домашними питомцами?

- Послушайте внимательно слова французского писателя Антуана Де Сент Экзюпери : Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Ребята, как вы понимаете смысл данного высказывания?

- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этих слов?

- Хорошо, сегодня мы проверим ваши предположения и узнаем, были ли вы правы или нет.

Если ты привязал к себе кого-то, заставил полюбить себя, то ты за него в ответе. Ты не должен бросать его, обижать.

Наверно, сегодня мы будем изучать произведение, связанное с данным высказыванием.

Фронтальная

Л1

К1

К2

К3

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

(У учащихся на столах лежат карточки с текстами.)

Лисичка-сестричка сидит за кустом,

Машет лисичка-сестричка хвостом,

А бедный зайчишка глядит из куста,

У зайчика нету такого хвоста.

- Прочитайте стихотворение. Какие звуки в нём повторяются? Прочитаем стихотворение, выделяя голосом эти звуки.

- Прочитаем стихотворение быстро. Прочитайте с весёлой интонацией. С интонацией удивления. Молодцы.

2.2. Беседа об авторе

- Ребята, в этом стихотворении зашифрована фамилия автора. Будьте внимательны. Прочтите её. (Михалков).

- Рассмотрите его портрет, который размещён на слайде. Знаком ли он вам?  Как вы думаете, какой он?

- А, что вы знаете об этом авторе?

Зовут Сергей Владимирович, родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет.   Раннее детство  Сергея Владимировича   прошло в     Подмосковье. Ходить в школу было далеко, и начальное образование  он  получил  дома.  В обычную школу Михалков  пошел с четвертого класса после переезда семьи в Москву. Стихи Сергей Владимирович  начал писать лет с девяти. Его произведения знают во всём мире. Также Михалков написал Гимн России.  В армии Сергей Михалков работал во фронтовой печати. Позже он стал военным журналистом. Он был награжден двумя боевыми орденами и шестью медалями, а так же множеством орденов различной степени. В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.  За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал много разных произведений.

- Для кого пишет писатель? И о ком?

- Хорошо.

2.3. Литературная викторина (по произведениям Михалкова)

-Давайте проверим, как  вы помните произведения С. Михалкова.

«Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить…»
- Из какого произведения этот отрывок?

«В той удивительной Стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнилось мне

И пять, и десять лет…» 

-Из какого произведения эти строки?

Сорока, недолго думая села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! — вежливо попросила Ёлочка. — Ты мне сломаешь макушку!

— А на что тебе твоя макушка! — грубо прострекотала Сорока. — Тебя всё равно срубят под Новый год!

- Из какого произведения эти строки?

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

- Из какого произведения этот отрывок?
-Молодцы, ребята,  вы хорошо знаете произведения писателя.

Читают стихотворение

- Звуки, «ч», «ш», «х», «к».

Читают с разной интонацией

- Михалков.

Учащиеся рассказываю. Что знают об этом авторе.

- Писатель пишет для детей. О детях, животных.

- Стихотворение «Сила воли»

- Стихотворение «Мой секрет»

- Сказка «Ёлочка»

- Дядя Стёпа

Фронтальная

П1

ПР1

П1

Р1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация содержания стихотворения по названию

-Откройте учебники на стр. 36

- Прочитайте название стихотворения.

- Почему автор назвал стихотворение «Мой щенок»?

- Предположите, о чём может быть данное стихотворение?

- Хорошо.

3.2. Работа с иллюстрациями

- Посмотрите внимательно на иллюстрации к стихотворению.

- Что вы видите?

- Какие вопросы у вас возникают, смотря на данные иллюстрации?

- Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в ходе нашего урока.

Мой щенок

О щенке.

- Девочку и игрушки.

- Почему девочка грустная? Почему она не играет с игрушками? Что её огорчило? Что-то произошло со щенком? Что с ним произошло?

Фронтальная

К2

К3

ПР3

ПР4

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Как вы думаете, как звучит наша тема урока?

(Мой щенок)

- Я назвала наш урок «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Как вы думаете, почему?

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться?

4.3 Планирование своей деятельности

- Хорошо. А как вы думаете, что нам сегодня нужно выполнить?

Формулируют тему урока.

Узнать, что нам хотел рассказать автор. Узнать, чему учит нас это стихотворение.

- Научиться правильно, читать, пересказывать прочитанное, читать с выражением, работать с иллюстрацией.

Фронтальная

К2

Р2

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Самостоятельное чтение стихотворения

- Сейчас я вам предлагаю самостоятельно прочитать данное стихотворение. Прочитайте про себя.

5.2. Проверка первичного восприятия

-  Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение?

- Понравилось вам произведение? Какие чувства вы испытали, прочитав стихотворение?

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение

- Да.

Высказывают свои предположения

Выполняют физминутку

Фронтальная

Индивидуальная

П1

К2

К3

Л1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Чтение стихотворения с остановками.

Чтение первой части

Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.

- Как вы понимаете словосочетание «сбилась с ног»?

- Почему девочка сбилась с ног?

- Почему она не могла ничего делать?

Чтение второй части

В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.

Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…

- Как вел себя щенок с самого утра?

- Что главное в этой части?

- Как  автор пишет о шалостях щенка?

- Почему так решили?

- Как вы понимаете слово «жбан»?

- Давайте проверим ваши предположения.

ЖБАН – кувшин с крышкой.

Чтение третьей части

Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?

Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?


Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
— Подождём.

Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка? Докажите словами из стихотворения.

- Как вы думаете, поему девочка так переживает за щенка?

- Как вы думаете, виновата ли девочка в том, что щенок пропал? Почему?

Чтение четвёртой части

Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.

Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?


Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.

- Каким вернулся щенок домой? Почему?

- Как вы думаете, эта часть стихотворения грустная или смешная?

- Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что нам грустно и в то же время смешно?

- Почему он щенка называет «страшный зверь»?

Чтение пятой части

Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.


Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.

- Как теперь ведет себя щенок?

- Что значит «лежит пластом»?

- Как девочка относится к своему щенку? Будет ли в следующий раз девочка внимательней и ответственней относится к своему другу?

6.2. Работа с иллюстрациями

 - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 37, кого вы здесь видите?

- Какими словами из текста можно подписать эту картинку?

- Смотрим следующую стр. 38. Какие иллюстрации вы видите?

- Найдите строки, к которым они относятся.

6.3. Характеристика героев стихотворения

- Каким вы представляете себе этого щенка?

- Как вы думаете, какими качествами он обладает?

(любопытный, озорной, шаловливый, игривый,  непоседливый, непослушный, глупый)

- Какой вы представляете девочку? Какими качествами она обладает?

(добрая, заботливая, любящая, ответственная, сострадающая)

- Молодцы!

6.4. Подготовка к выразительному чтению

-Ребята, какое это стихотворение по настроению?

-Определите действующие лица (автор, мама, девочка). 

-Как  вы думаете как нужно читать данное стихотворение? Как нужно читать за автора? За маму? За девочку?

-Что нужно передать при чтении?

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

- Это значит сильно устать от хлопот, суеты.

- Она искала щенка.

- Она сильно беспокоится за щенка.

- Щенок сильно проказничал, вёл себя как все непослушные дети.

- Главное в данной части, то, каким образом пропал щенок.

- Девочка чувствовала себя грустной, она сильно беспокоилась за щенка.

- Потому что девочка сильно любит своего питомца, поэтому она о нём так сильно беспокоится.

- Щенок вернулся домой весь покусанный пчёлами, сильно взъерошенным.

- Данная часть и грустная, и смешная.

- Потому что нам одновременно жалко щенка и одновременно смешно наблюдать, за тем, как из-за своих же шалостей он сам же и получил.

- Потому что щенок вернулся непохожим на себя.

- Щенок стал смирнее и спокойней.

- Неподвижно.

- Девочка заботится о щенке, она его сильно любит. В следующий раз, чтобы такого не произошло, девочка будет внимательней.

Рассматривают иллюстрации, соотносят с текстом из стихотворения.

Характеризуют героев стихотворения.

- Стихотворение одновременно весёлое и одновременно грустное.

- Стихотворение местами нужно читать с тревогой, местами весело, местами грустно.

- Нужно передать тревогу девочки, её переживание и любовь к щенку в конце стихотворения.

Фронтальная

ПР2

Р1

Л1

К2

К3

ПР3

ПР3

ПР2

К2

К3

ПР3

К1

ПР4

ПР1

К1

К2

К3

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение стихотворения  

- Сейчас я предлагаю вам выразительно прочитать стихотворение в парах, по партам! Каждая парта по очереди будут читать по две строчки, потом мы выберем лучшую пару, путём аплодисментов!

7.2. Работа с деформированным планом

- Ребята, как вы думаете, на сколько частей можно разделить данное стихотворение?

- Хорошо, давайте попробуем разделить данное стихотворение на пять частей.

- Как мы озаглавим первую часть?

- Вторую часть?

- Третью? Четвёртую?

- Как озаглавим пятую часть?

1. пропажа щенка ( Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал щенок)
2. Утренние проказы щенка ( В это утро очень рано)
3. Переживания девочки (Может быть, его украли)
4. Возвращение щенка (Вдруг, какой-то странный зверь…)
5. Лечение щенка (Весь укутанный в постели, мой щенок лежит пластом)

- Молодцы!

7.3. Творческая работа

- Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о том, как пропал щенок. С чего началась эта история? Запишите её в рабочую тетрадь.

- Откройте рабочие тетради на стр.60. Найдите на данной странице последнее задание И запишите свой небольшой рассказ.

- Кто желает зачитать, что у него получилось?

- Молодцы!

Читают стихотворение с выражением.

- На 5.

- Пропажа щенка.

- Утренние проказы щенка.

- Переживания девочки. Возвращение щенка.

- Лечение щенка.

Составляют рассказ, записывают в рабочую тетрадь.

Один из учащихся зачитывает, что у него получилось.

Фронтальная

 Индивидуальная

ПР1

Р1

К3

Л1

ПР5

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия

- Какова была цель нашего урока?

- Вы согласны с высказыванием «Мы в ответе за тех кого приручили»?  Подтвердились ли ваши предположения в самом начале урока?

- Так чему же учит нас это стихотворение?

- А у вы заботитесь о свих домашних животных? Любите их?

- Что на уроке было самым интересным?

- Посмотрите на слайд. Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

8.2. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Читать выразительно стихотворение С. Михалкова «Мой щенок». Выполнить все оставшиеся задания в рабочей тетради стр.60-61.

Понять смысл произведения Михалкова «Мой щенок»

Оно учит нас любви к животным.

Высказывают свои предположения.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Индивидуальная

К3

Л1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...