Литературное чтение. Стихотворения М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гасанова Милана Янушевна

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Стихотворения М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 22.04.2021

Класс: 2

Дисциплина: литературное чтение

Учитель: Самусева Екатерина Михайловна

Практикант: Гасанова Милана Янушевна

Тема: Стихотворения  М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка»

Тип урока: открытия нового знания

Цели:

Содержательная: углубление представлений учащихся о произведениях М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка».

Деятельностная:.формирование умения определять главную мысль стихотворений.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение читать выразительно, осознанно, без искажений, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Развивать умение объяснять смысл пословицы

3. Развивать умение соотносить иллюстрации учебника с текстом произведения

Развивающие:

1. Развивать умение понимать смысл произведений;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

4. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению, понимание значения книг в жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать выразительно, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. Умение объяснять смысл пословицы

3. Умение соотносить иллюстрации учебника с текстом произведения

Личностные:

1. Понимание значения книг в жизни человека.        

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение понимать смысл произведений.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

Оборудование: слайды презентации, учебник,  книги В. Берестова.

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 65-67.

План:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Речевая разминка.

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Работа с портретной галереей.

2.2.Работа с портретами М. Пляцковского, Г. Сапгира.

2.3. Рассказы об авторах.

2.4. Выставка книг.

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Антиципация по заглавию стихотворений «Цап Царапыч» и «Кошка».

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения  В.Берестова «Знакомый»

5.1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

5.2. Проверка первичного восприятия.

5.3. Анализ стихотворения.

5.4 Работа с иллюстрацией учебника.

5.5. Подготовка к выразительному чтению.

5.6. Выразительное чтение стихотворения.

6. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения  В.Берестова «Путешественники».

6.1. Чтение стихотворения про себя

6.2. Проверка первичного восприятия

6.3. Анализ стихотворения

6.4. Работа с иллюстрациями.

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Формулирование главной мысли стихотворения.

7.2. Выразительное чтение стихотворения «Кошка»

7.3.Обобщающая беседа по стихотворениям.

7.4. Работа с пословицами и поговорками о кошках.

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Рефлексия

8.2. Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на

личностно-значимом уровне «Хочу,

потому что могу» ИЛИ: создание

условий для возникновения у

обучающихся внутренней потребности

включения в УД

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Милана Янушевна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.

-А сейчас я попрошу тихо сесть девочек и ещё тише сесть мальчиков.

-Ребята, посмотрите, на ваших рабочих столах должны лежать: учебник по литературному чтению, пенал.

1.2. Речевая разминка.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум серые кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит,загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихоньку их у мальчишки....

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

-Попытайтесь его распутать.

-Прочитайте, четко проговаривая каждое слово.

-Прочитайте шепотом, громко.

-Прочитайте, меняя голос на каждой строке: громко-тихо, весело-сердито.

-Прочитайте выразительно.

Приветствуют

Старик садится играть на гармошке,
Ныряеют в аквариум серые рыбки,
Носки начинает вязать бабушка,
кошка на окошке лежит загорает,
А бабушкина внучка в куклы играет,
А собаки читают веселые книжки,
ОтняВ Их у мальчишки.

Фронтальная

ПР2

Л1

К1

2. Этап актуализации и пробного

учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной

деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся,

организация осознания ими внутренней

потребности к построению учебных

действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном

действии.

2.1. Работа с портретной галереей.

-Ребята, посмотрите на слайд.

(В. Осеева, М. Пляцковский, Г. Сапгир)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00e6/000c707d-e3eca1ea/2/img0.jpg https://stmegi.com/upload/resize_cache/iblock/f9a/1300_1300_1/f9a4d41fd3b4e40c851330c75afc05c3.jpg https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/anticvarium/cloned-images/53564/007/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_007.jpg

-Кто изображен?

-Какие произведения вы знаете?

2.2. Работа с портретами М. Пляцковского, Г. Сапгира.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

-Рассмотрите портреты писателей, как вы думаете, какими качествами они обладали?

-Как вы думаете, каким человеком был М. Пляцковский?

-Как вы думаете, каким человеком был Г. Сапгир?

2.3.Рассказы об авторах.

  Михаил Спартакович Пляцковский

Поэт-песенник и писатель. Прожив всего 55 лет, оставил большой след в музыкальной и литературной культуре нашей страны. Большое количество песен, стихов и сказок он посвятил детям.
Михаил Спартакович родился в городе Енакиево 2 ноября 1935 года. Поэт написал большое количество детских песен
«Настоящий друг», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Детства последний звонок», «Конопатая девчонка»...
Все они пронизаны добротой, сердечностью, теплом, искренностью и, поэтому, очень любимы разными поколениями

Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик. Родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера. Писать стихи начал в 11 лет. Их печатали в газете «Пионерская правда». Это газета для детей. Он работал над составлением «Букваря», «Забавной азбуки», написал много других детских книг… И ещё одно словечко вертится на языке, когда говоришь о поэзии Сапгира, — «театр». Часто его стихотворения — это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами

2.4. Выставка книг.

-Как вы видите, писатели написал много книг.

-Может быть, из вас кто-нибудь читал их произведения? Какие?

-Что вы видите на обложке учебника?

-Что вы можете сказать об обложке?

-Значит, какие будут произведения?

-Посмотрите, в этом сборнике помещены такие рассказы, как…

-Я, надеюсь, что вы после урока возьмете несколько книг и прочитаете его произведения.

-предположение детей.

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР1

Л1

К1

К1

3. Этап выявления места и причины

затруднения

Задача: организация анализа учащимися

возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит

недостаточность их знаний, умений или

способностей

3.1. Антиципация по заглавию стихотворений «Цап Царапыч» и «Кошка».

-Ребята, сегодня мы будем знакомиться со стихотворением М. Пляцковского  «Цап Царапыч». СЛАЙД.

-Как вы думаете, о чём может быть стихотворение с таким названием?

(Звук мяуканья кошки)

-Ребята, а кто привёл кошку в класс?

-а может ли в этом стихотворении говорится о кошке»?

-А второе стихотворение Г. Сапгира называется «Кошка». СЛАЙД

-О чём может быть это стихотворение, как вы думаете?

3.2.Формулирование проблемы урока

-Посмотрите, как много вариантов. Какова же проблема нашего урока?

-предположение детей

- о домашнем питомце, кошке.

-узнать, о чём стихотворения М. Пляцковского и Г. Сапгира. Какова главная мысль произведений. Какой урок преподаст нам автор.

 Фронтальная

Р1

К1

4. Этап построения проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей учебной

деятельности и на этой основе – выбор

способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока.

-Ребята, откройте стр. 66-65.

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какова же тема урока?

4.2. Формулирование цели урок.

-Какую цель мы перед собой поставим?

 

4.3. Планирование своей деятельности.

-Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

-Верно, ребята, чтобы узнать главную мысль мы должны с вами поработать с текстами стихотворения с иллюстрациями. Вы должны быть внимательными и отвечать на вопросы.

Стихотворения  М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка»

Узнать какова главная мысль стихотворений и узнать чему же учит нас авторы.

-будем читать выразительно стихотворения, отвечать на вопросы, анализировать.

Фронтальная

 

К1

Р1

5. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения  М. Пляцковского «Цап Царапыч»

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

-Ребята, закройте книжки. Я приготовила вам стихотворение наизусть.

5.2. Проверка первичного восприятия.

-Ребята, это веселое настроение стихотворение или грустное?

-Я согласна с вами, давайте его вместе перечитаем

5.3. Анализ стихотворения.

-Ребята, как вы думаете, почему кота прозвали Цап Царапычем?

-Любит ли мальчик своего кота?

-Как вы думаете, кличка Цап Царапыч ласковая или нет?

-Назовите строчки, которые вызвали у вас улыбку?

-Почему автор назвал своё стихотворение «цап Царапыч»?

5.4. Работа с иллюстрацией учебника.

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Подходят ли иллюстрации к нашему стихотворению?

-К какой строфе подходит иллюстрация?

-Помогают ли иллюстрации, передать настроение стихотворения?

5.5. Подготовка к выразительному чтению.

-Давайте отметим паузы в стихотворении, какие слово выделим?

-Как будем читать 1 и 2 строчки?

- А 3 и 4?

-5 и 6?

-7 и 8?

5.6 Выразительное чтение стихотворения.

-А сейчас, давайте прочитаем стихотворение выразительно.

-С первого ряда, кто хочет прочитать?

-Со второго ряда?

-С третьего?

-Ребята, давайте решим, кто смог передать настроение этого стихотворения. Похлопайте, кому понравилось чтение первого ряда, второго ряда, третьего.

-веселое.

-потому что он любит царапаться

-да

-ласковая

-спокойно

-радостно

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

П1

К1

К1

ПР3

ПР1

К1

6. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения Г. Сапгира «Кошка»

Задача: углубление

Восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Чтение стихотворения про себя.

-Ребята, прочитайте это стихотворение про себя.

6.2. Проверка первичного восприятия.

-Какое настроение передает автор в этом стихотворении?

6.3. Анализ стихотворения.

-как написано это стихотворение?

- Кто ведёт диалог?

-Почему последний ответ кошки отличается от других ответов?

6.4. Работа с иллюстрациями.

-Кого изобразил художник на иллюстрации?

-Ребята, рассмотрите рисунок. Что вы можете о нем сказать?

-веселое.

-в форме диалога

-потому что кошки не любят собак.

-ответы детей.

Фронтальная

Фронтальная

К1

ПР1

П1

К1

7. Этап обобщения и

интерпретации

Задача: уточнение идеи

произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Формулирование главной мысли стихотворения.

-Как вы думаете, какова главная мысль этого стихотворения?

7.2. Выразительное чтение стихотворения.

-Читает 2-3 человека.

7.3. Обобщающая беседа по стихотворениям.

-Что объединяет эти два стихотворения?

-Чему учит нас авторы в этих стихотворениях?

7.4. Работа с пословицами и поговорками о кошках.

-Прочитайте пословицы и поговорки о кошках. Объясните их смысл. Когда так говорят?

  • Знает кошка, чье мясо съела.
  • Живуч, как кошка.
  • Кошачьи глаза дыму не бояться.
  • Кошка из дому-мышки на стол.

-Ребята, а что вы еще знаете о кошках?

-На стр. 67 есть дополнительная информация о кошках. Давайте же прочитаем данный текст.

-Какой это текст?

-Что нового вы узнали о кошках?

-Как надо ухаживать за кошками?

-А у кого их вас есть коты? Какой они породы?

 

-оптимизму,дружить, радоваться жизни, не унывать.

-научный

 

Фронтальная

Индивидуальная

ПР1

К1

П1

8. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу. Давайте же вспомним цель нашего урока.

-Достигли ли мы её?

-Что особенно понравилось на уроке?

-Что вас радовало? Что огорчило? Почему?

-Какие произведения мы читали на уроке?

-Кто их авторы?

-Что вы нового узнали?

8.2. Домашнее задание.

Выразительное чтение обоих стихотворений

Спасибо за урок. До свидания.

- Узнать какова главная мысль стихотворений и узнать чему же учит нас автор.

Самооценка

 

Р2

К1

П1

Л2

Л1

ПР2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения: М.С. Пляцковский « Урок дружбы»

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского. Задачи: -создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью знакомства с новым произведением М .С ...

урок Литературного чтения "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится..."

тема урока: "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится...""...

Проектная задача по литературному чтению Стихотворение И.С. Никитина "Русь"- гимн отчей земле.

Проектная задача предназначена для использования на уроке  литературного чтения в 4 классе. Цель: Проектная задача способствует формированию совокупности УУД (универсальных учебных действий) Сист...

Урок литературного чтения. Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю Энтин «Про дружбу».

Цель: ознакомление с произведениями М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю Энтин «Про дружбу».Задачи:Обучающие:- познакомить с произведениями М. Пляцковский «Сердитый дог ...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...

Конспект урока литературного чтения на родном языке (ненецкий) 1 класс "С. Михалков Кошка Нюкця», «Е. Чарушин Хабартако»

ознакомление с произведениями СВ. Михалкова и Е. Чарушина; развивать инте­рес к творчеству писателей; формировать у детей индивидуальный опыт само­стоятельного чтения; учить доброте, дружбе, в...