Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
рабочая программа по чтению (2 класс)

В.М. Лунева
Адаптированная  рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).
Данную рабочую программу реализует учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 класс, М.: Просвещение, 2012г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к АООП

МБОУ « СОШ  № 30 им. А.А. Аматуни»  г. Симферополя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №   30

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.  АМАТУНИ»»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 УТВЕРЖДЕНА

Заместитель директора по УВР                                                                                        приказ

МБОУ « СОШ  № 30 им. А.А.               Аматуни» МБОУ « СОШ  № 30 им. А.А. Аматуни»

______________ Полякова М.В.                                           от "___" _________2021г. № __

«___»______2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению на ( родном русском языке)

для  учащейся  Ермаковой Екатерины

2-В класса, обучающейся на дому

Количество часов по БУП – 34 часа

Количество часов в неделю – 0,5 часа, количество часов за год – 34 часа

Количество часов на самостоятельное изучение - 18 часов

Учитель:Лунева Валентина Михайловна(первая квалификационная категория)

РАССМОТРЕНО

.школьное методическое объединение учителей

начальных классов

(протокол от  «___»_______2021г.№______)

г.Симферополь,2021 год

Пояснительная записка

Адаптированная  рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3) разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Данную рабочую программу реализует учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 класс, М.: Просвещение, 2012

Основная цель работы  по предмету литературное чтение на родном языке:

- открыть обучающейся родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

- формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

- осознание коммуникативно - эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Основными задачами литературного чтения на родном языке являются:

- развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;

- развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических,     лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;

- обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по     экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;

- развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;

- воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение;

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

- воспитание интереса к чтению и книге;

- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;

- понимание духовной сущности произведений.

Данная адаптированная программа предназначена для учащейся  2-В класса с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3) , которая нуждается в удовлетворении особых образовательных потребностей:

- развития художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- совершенствования всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладения осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования учащихся;

- формирования читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитания эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащения нравственного опыта учащейся, формирования представлений о добре и зле, справедливости и честности, развития нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ

Требования к результатам освоения  адаптированной   образовательной программы по предмету «Литературное чтение на родном языке» отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают:

Личностныерезультатыосвоения учебного предмета:

- осознание себя как гражданина России;

- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Метапредметные  результаты освоения учебного предмета:

- планирование своего действия с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информацию из текстов разных видов;

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- формулирование собственного мнения и позиции;

- построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что нет;

- умение задавать вопросы;

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания, владение диалоговой формой.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам;

- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

При составлении данной адаптированной программы учитывались психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

В литературном чтении на родном языке содержится коррекционно-развивающий потенциал, позволяющий использовать его в целях преодоления нарушений устной речи, чтения, вторичных отклонений в развитии мышления, памяти, воображения, развития коммуникативно-речевых умений обучающихся.

В программе сохраняется основное содержание образования по литературному чтению на родном языке, которое дополняется коррекционной направленностью обучения.

Коррекционная направленность образовательного процесса в рамках данной рабочей программы предусматривает:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

- коррекция недостатков развития познавательной деятельности;

- развитие артикуляционной моторики;

-звуковой аналитико-синтетический метод

- развитие и коррекцию устной и письменной речи;

- развитие памяти и внимания;

- развитие наглядно – образного мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

- расширение представлений об окружающем мире;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта и НОДА овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Тематическое планирование

№ п/п

Наименования тем раздела

Кол-во

часов

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Коррекционные

задачи

1

Любите книгу

5

День знаний

Международный день школьных библиотек

Формирование устойчивой познавательной мотивации, общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей объектов).

2

Краски осени

4

Всероссийский день чтения

Обогащение арсенала языковых средств умение вступать в контакт   умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий

3

Мир народной сказки

12

День российской печати

Обогащение арсенала языковых средств, выделение существенных признаков и закономерностей объектов

4

Здравствуй, матушка зима

3

Всемирный день писателя

Развитие памяти, концентрация внимания, умения осуществлять контроль своих действий.

5

Весёлый хоровод

3

Всемирный день поэзии. Всемирный день театра

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением вслух; умение использовать разные виды чтения выделять в тексте связующие лингвистические средства и использовать их в собственной речи

6

Весна, весна! И всё ей радо

7

140 лет со дня рождения К.И. Чуковского

Международный день детской книги

Всемирный день книги и авторского права.

Обогащение арсенала языковых средств умение вступать в контакт   умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий

итого

34

Содержание учебного предмета, курса

РАЗДЕЛ 1.  Любите книгу       5 ч.

Книги из далекого прошлого.

Рукописные книги Древней Руси

Н. Кончаловская. В монастырской келье

Сокровища духовной народной мудрости

Пословицы и поговорки о добре

Раздел 2. Краски осени             4 ч.

Осень в художественных произведениях А. Пушкин

Осень в художественных произведениях С.  Аксакова.

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

Народные приметы. Осенние загадки

 Раздел 3. Мир народной сказки     12 ч.      

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль Русская народная сказка «Заячья избушка»

Русская народная сказка «Заячья избушка»

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк».

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Восстановление сказки на основе рисунков

Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям  

Русская народная сказка « Хвосты»

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Русская народная сказка «У страха глаза велики».  Составление плана сказки

Русская народная сказка « Заюшкина избушка»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки  

Русская народная сказка « Гуси- лебеди».

Русская народная сказка « Лиса и журавль».

Русская народная сказка « Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

  Раздел 4. Здравствуй, матушка зима    3 ч.

Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское.

К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике      

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

Раздел 5. Весёлый хоровод                        3 ч.

Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине    

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

Раздел 6. Весна, весна! И всё ей радо            7 ч.

Весна в произведениях И. Никитина

Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева.  Стихи русских поэтов о весне.  

К нам весна шагает. И. Токмакова

Б. Заходер Ласточка.

Уж верба, вся пушистая… А. Фет

Весенний дождь. А. Фет

Весна идет. А. Барто. Итоговый урок.

 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ

Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных условий для коррекции и развития детей рекомендуется осуществлять текущий контроль учебной деятельности с индивидуальным подходом.

При проверке знаний, умений и навыков учитываются:

- понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух;

-  логичность построения ответа;

- знание терминологии (по изучаемой теме);

- практическое применение полученных знаний и умений.

«5» - учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;

- строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;

-  правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;

- самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно.

«4» - учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;

- нуждается в помощи при построении сложных предложений;

-  требует помощи в логическом построении предложения, диалога;

«3» - учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;

- употребляет при пересказе простые предложения;

- нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных высказываний;

- дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы;

- не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.

«2» - учащийся не овладел учебным материалом.

2 КЛАСС

Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.

Отметка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, понимает содержание прочитанного;

- в I полугодии читает плавно, осмысленно по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;

- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;

- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в конце предложения;

- умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Отметка «4» ставится ученику, если он:

- понимает основное содержание прочитанного;

- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту;

- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;

- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

- знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Отметка «3» ставится ученику, если он:

- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;

- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;

- во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;

- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;

- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Отметка «2» ставится ученику, если он не понимает прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя;

- в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;

- во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного

чтения со скоростью 25 слов в минуту;

- не воспроизводит текст по вопросам учителя;

- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

Календарно - тематическое планирование

по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

0,5 часа в неделю, всего 34 часа

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения урока

При

ме-

чание

По плану

По факту

Раздел 1. Любите книгу

5

Книги из далекого прошлого.

1

сам. изуч.

Рукописные книги Древней Руси

1

08.09

3.

 Н. Кончаловская.

В монастырской келье

1

сам. изуч

4.

Сокровища духовной народной мудрости.

1

    22.09

5.

Пословицы и поговорки о добре

1

сам. изуч

Раздел 2.   Краски осени

4

6.

Осень в художественных произведениях А. Пушкина\

1

06.10

7.

Осень в художественных произведениях  С. Аксакова

1

сам. изуч

8

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

20.10

9

Народные приметы. Осенние загадки

1

сам. изуч

  Раздел 3. Мир народной сказки

12

10

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка»

1

сам. изуч

11

Русская народная сказка «Заячья избушка»

1

17.11

12

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк».

1

сам. изуч

13

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Восстановление сказки на основе рисунков

1

01.12

14

Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям  

1

сам. изуч

15

Русская народная сказка « Хвосты»

1

15.12

16

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

сам. изуч

17

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

29.12

18

Русская народная сказка « Заюшкина избушка»

1

сам. изуч

19

Русская народная сказка « Гуси- лебеди».

1

19.01

20

  Русская народная сказка « Лиса и журавль».          

1

сам. изуч

21

Русская народная сказка « Лиса и журавль». Инсценирование сказки

1

02.02

Раздел 4. Здравствуй, матушка зима

3

22

Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское.

1

сам. изуч

23

К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике      

1

16.02

24

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

1

сам. изуч

                       Раздел 5.  Весёлый хоровод

3

25

Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине    

1

02.03

26

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

1

сам. изуч

27

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

1

сам. изуч

Раздел 6. Весна, весна! И всё ей радо

7

28

Весна в произведениях И. Никитина

1

15.03

29

Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева.  Стихи русских поэтов о весне  .

1

сам. изуч

30

К нам весна шагает. И. Токмакова

1

05.04

31

 Ласточка. Б. Заходер

1

сам. изуч

32

Уж верба, вся пушистая,
Раскинулась кругом. А. Фет

1

19.04

33

Весенний дождь. А. Фет

1

сам. изуч

34

Весна идет.  А. Барто. Итоговый урок.

1

    17.05

  Даты в календарно-тематическом планировании проставлены с учетом региональных и федеральных праздников.

Задания для самостоятельного обучения

Тема

Вопросы для самостоятельного изучения

Источники

Контроль

Любите книгу

Книги из далекого прошлого.

видео

    сравнительный анализ, диалог

Н. Кончаловская.  В монастырской келье

презентации

работа в тетради

Пословицы и поговорки о добре

стр. 5-7

лексическая работа

Краски осени

Осень в художественных произведениях  С. Аксакова

презентация, стр.8-9

иллюстрации

Народные приметы. Осенние загадки

стр. 10

работа в тетради

Мир народной сказки

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка»

презентация, детская литература

анализ, иллюстрация

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк».

стр. 12-15

чтение,  герои

Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям  

стр.16-18

чтение по ролям, основная мысль

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

стр.24-27

работа в тетради

Русская народная сказка « Заюшкина избушка»

стр. 30-32

сопоставление произведений

  Русская народная сказка « Лиса и журавль».          

стр.34-37

чтение, выводы

Здравствуй, матушка зима

Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское.

презентация

просмотр, диалог

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

стр.45-47

сопоставление, иллюстрация

Весёлый хоровод

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

стр.48-50

чтение, анализ

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

детская литература

работа в тетради

Весна, весна! И всё ей радо

Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева.  Стихи русских поэтов о весне  .

детская литература

обобщение, сравнительный анализ

 Ласточка. Б. Заходер

стр. 57-58

иллюстрация

Весенний дождь. А. Фет

детская литература

сравнительный анализ, чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 17часовПримерная программа по литературному чтению, составлена на основе авторской про­граммы Л. Ф. Климанов...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса (для детей с ТНР)

Эта программа поможет организовать преподавание учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке&quo...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...