Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Деянова Татьяна Николаевна

Содержание:

 

Стр.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

3- 5

  1. Содержание учебного предмета

5

  1. Тематическое планирование

5-7

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_rod._liter_3_kl.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»

РАССМОТРЕННО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №1

от 26.08.2022 г.

Руководитель ШМО

___________

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________Иванова М.Н.

                26.08.2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Н.П. Мельникова

Приказ №   от 26.08.2022 г.

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Наименование учебного предмета: литературное чтение на родном (русском) языке

Класс:  3А, 3Б, 3В

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учителя: Томнатова Галина Геннадьевна, Жесткова Влада Николаевна, Деянова Татьяна Николаевна

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Количество часов по учебному плану: 34 учебных недель, 17 ч. в год, в неделю 0 ,5 час.

Планирование составлено на основе: основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»;

Учебник: Литературное чтение на родном русском языке. О. М .Александрова, М.И. Кузнецова д.р.3 класс   -М.,Просвещение, 2022г.

 

Рабочую программу составила     ____________         Деянова Т.Н.

                                                              подпись                        расшифровка подписи

Содержание:

Стр.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

3- 5

  1. Содержание учебного предмета

5

  1. Тематическое планирование

5-7

                                                                 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

            Личностные УУД: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.

Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).

Предметными результатами изучения предмета являются:

           Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

                          Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;  устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

                Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

 Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

    Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

      Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.

    Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

   

II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» 3 класс  (17 часов)

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ – 10ч.

1.        В.И. Даль «Правда и Кривда»

2.        Э. Шим «Приключения зайца»

3.        К. Г. Паустовский «Золотая роза»

4.        Б. Петров «Морозные слова»

5.        А. Майков «Ласточки» (Птухина стр.29)

6.        М. М. Пришвин  «Первые ручьи» (Птухина стр.41)

7.        Ф.С. Журавлёв «Пряха», А.Е. Архипов «Прачки»

8.        С.Я. Маршак «Умные вещи»

9.        О. В. Колпакова «Гербы городов российских» (г. Ульяновск)

10.        Фрагменты из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ – 5ч

11.        Д. Харрис «Смоляное Чучелко» (Птухина стр.54)

12.        И. Шиммер «Он шёл по улице и тихо плакал» (Птухина стр.36)

13.        Из истории старинных предметов быта.

14.        И. Пивоварова «Плохие сны» (Птухина стр.60)

15.        И. Крылов басня «Демьянова уха» (Птухина стр.13)

СЕКРЕТЫ ТЕКСТА И РЕЧИ – 2ч

16.        Народные художественный промыслы России: Гжельская роспись, Богородская резная игрушка, Городецкая деревянная игрушка.

17.        Народные художественный промыслы России: Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушки.

III. Тематическое планирование

предмета «Литературное чтение на родном русском языке» 3 класс  (17 часов)» 

В тематическое планирование включен модуль «Школьный урок». Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников команд-ной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию  детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
  • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся.

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке»

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Взаимосвязь с программой воспитания (3 ч.)

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ – 10ч

1.

В.И. Даль «Правда и Кривда»

1

2.

Э. Шим «Приключения зайца»

1

3.

К. Г. Паустовский «Золотая роза»

1

4.

Б. Петров «Морозные слова»

1

5.

А. Майков «Ласточки»

1

6.

М. М. Пришвин  «Первые ручьи»

1

7.

Ф.С. Журавлёв «Пряха», А.Е. Архипов «Прачки»

1

8.

С.Я. Маршак «Умные вещи»

1

9.

О. В. Колпакова «Гербы городов российских» (г. Ульяновск)

1

Викторина «Гербы российских городов»

10.

Фрагменты из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1

ЯЗЫК В ДЕЙЧТВИИ – 5ч

11.

Д. Харрис «Смоляное Чучелко»

1

12.

И. Шиммер «Он шёл по улице и тихо плакал» (Птухина стр.36)

1

13.

Из истории старинных предметов быта.

1

Видео-урок «Старинные предметы быта»

14.

И. Пивоварова «Плохие сны»

1

15.

И. Крылов басня «Демьянова уха»

1

СЕКРЕТЫ ТЕКСТА И РЕЧИ – 2ч

16.

Народные художественный промыслы России: Гжельская роспись, Богородская резная игрушка, Городецкая деревянная игрушка.

1

Онлайн-экскурсия в Художественный музей

17.

Народные художественный промыслы России: Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушки.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 17часовПримерная программа по литературному чтению, составлена на основе авторской про­граммы Л. Ф. Климанов...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса (для детей с ТНР)

Эта программа поможет организовать преподавание учебного предмета "Литературное чтение на родном русском языке" предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке&quo...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому

Адаптированная  рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...