Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Степанова Наталья Николаевна

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей является: развивать коммуникативно - речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста. Из данной задачи исходит следующая особенность методики преподавания литературного чтения: формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся средствами предмета литературного чтения. 

Любое творчество предполагает самостоятельное создание нового продукта на основе прочитанного или прослушанного текста. Ученики на уроке узнают художественные особенности произведения, знакомятся со способами выражения эмоций, определяют отдельные структурные элементы текста. Развитие устной и письменной речи  является составной частью каждого урока. Кроме того, выделяются специальные уроки, на которых происходит развитие речи: рубрики: «Мастерская писателя», «Праздник поэзии», «Мы сочиняем», «Наши проекты» и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov._lit_tvorchestva.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Вся наша совместная работа с детьми – это творческие поиски разных средств создания образов, которые рождались на уроках. Ребёнок уже с первых уроков встречается с авторскими образами. Которые вызывают у него различные чувства, эмоции. Ребёнок реагирует на них или добрым отношением, или неприятием, или вопросами, обращёнными к тексту, а значит к самому автору. Это положительные симптомы, от которых можно отталкиваться в дальнейшей работе.

        Когда мы предлагаем ученикам прочитать различные произведения, то мы учителя должны не забывать держать особый тон в разговоре с детьми: тон доверия, который поможет нас включить наших читателей в диалог о произведении. Это важный момент.

        Диалог идёт поэтапно:

- этап предпонимания (первоначальное принятие, познания текста);

- этап анализа текста(познание языка автора);

- этап интерпретации смысла произведения.

1. На этапе предпонимания слышим и видим наблюдение детей за текстом. Предлагаем ученикам задать друг другу вопросы, которые возникли в ходе чтения. В этих вопросах содержатся зачатки будущих «гипотез смысла». Дети пытаются обосновать собственную читательскую позицию. Они находятся в состоянии рефлексии. Идёт поиск смысла произведения.

2. На этапе начального анализа читатель, с пробудившимся интересом к осмыслению того, что сказал автор,  ученики- собеседники о прочитанном произведении, становится исследователем. Начинается путь к выдвижению собственной «гипотезы»(предположения, догадки). Вместе с учителем, владеющим инструментами анализа, дети намечают горизонт поиска ответов на поставленные ими же вопросы.

        Анализ помогает читателю найти ответы на самые волнующие вопросы: Как устроен текст? Из каких элементов он состоит? С какой целью текст построен так, а не иначе? И т.п. Те вопросы, которые задают дети, фиксируются учителем. А затем сделать их классификацию по тематике, проблематике. Идти следует от детских вопросов, ответов- впечатлений. И получится важный результат исследования текста.

        Этап анализа помогает детям проникнуть в глубь авторского образа:

- знакомит с героями, его чувствами, переживаниями;

- учит видеть, как построен текст, каков внутренний мир произведения;

- знакомит с главной авторской идеей, которую он пытается донести до читателя.

3. Этап интерпретации смысла произведения соединяет предпонимание детей с результатами анализа. Это творческое, сознательное стремление детей обнаружить, истолковать смысл произведения в каждой его части.

        Интерпретация приобщает участников диалога к кругозору автора, но никогда не исчерпывает смыслового потенциала прочитанного. Каждый читатель, учась понимать авторскую позицию, несомненно, имеет полное право на собственную точку зрения о том, что ему удалось «увидеть», почувствовать, понять в словах автора. Интерпретация даёт возможность на собственное толкование смысла произведения. В этом её уникальная роль.

        Вот формы работы с текстом, которые могут быть названы интерпретацией:

- интонирование произведения (отрывка)вслух, т.е. выразительное чтение, позволяющее представить личную точку зрения читателя;

- устное выступление перед классом по поводу прочитанного произведения ( устное изложение точки зрения своей и групповой);

- создание нового текста (сочинения): 1) «по следам» прочитанного произведения; 2) на свободную тему; сопряжённую с уже знакомой идеей поэта или писателя.

- создание комикса на сюжет прочитанного художественного текста;

- чтение произведения по ролям, где показываются особенности личного восприятия роли каждого персонажа в произведении;

- драматизация произведения (подготовка и постановка спектакля по продуманному сценарию);

- перевод произведения с языка на одного литературного рода на язык другого рода (например, подготовить текст драмы на основе повествовательного произведения);

- иллюстрирование произведений, прочитанных на уроке и самостоятельно. Создание индивидуального образа героя, события;

- составления проекта (научно- исследователькой работы по прочитанному художественному тексту).

        Важно учить детей видеть «сквозь строчки» авторских мыслей, слышать голос автора, чувствовать его неповторимый язык, улавливать особенности стиля. Все эти умения придут не сразу, а в процессе кропотливой, медленной, долгой, глубокой работы с текстами разных авторов.

Практическая часть

        На примере прохождения текста А. Платонова «Цветок на земле» рассмотрим этапы  начального анализа произведения, а затем постепенно  переходим к этапу интерпетации.

     После того,  как класс прочитал текст, предлагаю детям задать друг другу вопросы по тексту. Фиксирую вопросы и ответы детей:

- Почему Афоне стало скучно жить на свете? (отец у Афони был на фронте, мать с утра до вечера работала на ферме, а старый дед с которым он оставался всё время спал).

- Сколько лет было деду Титу? (87 лет было деду Титу).

- А как ты догадался , что ему было 87 лет? (Из 90 отнял 3, получилось 87 ).

- Как выглядел дед Тит? (Глаза у деда слабые, в бороде были хлебные крошки и комарик, руки большие, кожа на них как кора на дереве, видны толстые чёрные жилы).

- О чём просил Афоня у деда (Проснуться и рассказать про всё.).

- Куда отправились Афоня и дед Тит? (Они отправились полевой дорогой на пастбище).

- Почему дед осерчал на внука? (Афоня не понял, о чём хотел рассказать дед Тит).

На этом же уроке  постепенно переходим к этапу интерпретации текста. На данном этапе в основном дети отвечают на вопросы учителя. Но есть и задания: прочитать эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку; есть задание выполнить рисунок цветка, о котором рассказал автор.

Класс делится на группы, совещаясь, каждая группа  отвечает на следующие вопросы учителя.

 1 группе: - Как вы понимаете слова деда Тита: «А цветок , ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом»? (цветок осенью отсвёл, а весной из его семени вырос новый цветок. А земля всегда есть – почва, она даёт ростки ).

2 группе: - Почему дед Тит говорит: «Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь». Как вы понимаете эти слова деда. (цветок превращается в плод, а плод, в яблоко, в ягоду, и  употребляется в пищу. Например,  пчёлы собирают нектар, а пчеловоды получают мёд. И плоды , мёд дают жизнь не только людям, но и насекомым, животным, птицам).

3 группе:- Как вы понимаете слова Афони: «Ты спи, дедушка, а когда умрёшь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты дедушка, не бойся!»? (Когда дед умрёт, его внук продолжит его дело-  он станет земледельцем. Он обещает это деду).

- 4 группе:- Почему дед невидимо улыбнулся доброму внуку? (Дед радуется тому, что из внука вырастет хороший человек, который будет работать, а не лениться).

- 5 группе задание:- нарисуйте цветок, о котором рассказал Андрей Платонов?

К концу урока задаю вопрос всему классу: - Определите, какова же главная мысль текста? (Человек рождается на свет, чтобы трудиться, любить труд, уважать труженика).

Следующая работа относится к этапу интерпретации, двое мои учащиеся (Афанасьева Люба и Иванов Боря),  составили проект под руководством учителя.  Название проекта «Увлечение мальчиков на примере  рассказа «Мальчики» А. Чехова».

Начинает выступление Боря: Цель проекта: создание условия для выявления мальчишеских увлечений и ценностей, определение главной мысли произведений на примере литературного произведения

Задачи:

- Прочитать произведение;

- Познакомиться с писателем;

- Задать вопросы одноклассникам и ответить на вопросы по прочитанному;

- Выявить основную мысль текста.

Актуальностью данной работы является – всегда ли увлечения, желания и поступки уместно совершать и содеять.

Люба: Основной темой произведения является желание мальчиков совершить путешествие  в далёкую страну. Гимназисты - второклассники, начитавшись книг об индейцах, решили убежать в Америку. Но постойте, получилось ли у них это? Вечером Чечевицын, красочно описывая предстоящие приключения уговаривает Володю бежать «куда – то в Америку», чтобы там добывать золото. Кульминация наступает, когда мальчики не являются на обед. Обеспокоенная семья Володи начинает их поиски. Развязка событий  наступает спустя сутки, когда мальчиков  привозят домой.  В отличие от невозмутимого Чечевицына Володя сильно раскаивается в своём поступке. В ходе рассказа Чехов постоянно противопоставляет этих героев.

Боря: Володя «пухл и бел», Чечевицын «худ, смугл, покрыт веснушками», Если Володя «всегда весёлый разговорчивый», то Чечевицын был «угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся…». Писатель показывает в этом противопоставлении  различие характеров мальчиков: Володя – добросердечный ребёнок, привязанный к своей семье, Чечевицын – «герой , решительный, неустрашимый человек», лидер по натуре. Не зря  он себя называет из приключенческого романа именем Монтигомо Ястребиный Коготь. Он стремится добиться своих целей любыми способами: убеждениями, уговорами, шантажом.

Неудачу своего замысла герои пережили по разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался. Чечевицын, напротив был горд, он не понял, что заставил страдать близких людей.

Так вот, прочитав рассказ, мы поставили вопрос классу:  Что хотел сказать автор нам этим рассказом?

Получили следующие ответы:

- надо думать не только о себе, но и о  родителях;

- надо уважать интересы семьи;

- нельзя быть эгоистом;

- жалеть маму.

Дети завершают выступление: Этим рассказом Антон Павлович Чехов хотел сказать нам, что надо внимательно относиться к своим родным и близким, быть ответственным перед ними. Прежде чем действовать, надо хорошо подумать.

Работа по  созданию нового текста (сочинения) вслед за авторским замыслом требует от учителя тщательной подготовки:

  1. Знакомство и разбор текста;
  2. Толкование слов;
  3.  Обратить внимание на построение словосочетаний и предложений;
  4. Выбор адресата;
  5. Предложить ученикам наблюдать за происходящим в окружающем мире;
  6. Проведение работы над орфографическими, грамматическими, речевыми ошибками.

 На уроке прочитали рассказ И. Соколова – Микитова «Весна-красна». Представляю работы детей.

Сочинение 1.Иноятова Амира

Летели воробьи по весеннему небу. Вдруг один воробей увидел охотника с собакой. Воробей испугался. Он отстал от своих друзей-воробьёв. Долго летел по небу. Наступила ночь. Воробей уснул на мягкой ветке ели. Тёплый ветер раскачивал ветку.  Утром рано с первыми лучами воробей проснулся, и увидел свою стаю.

Сочинение 2. Иванов Боря

В лесу солнце всегда яркое и радостное. Воздух наполнен свежим ароматом весеннего леса. Небо чистое. В такое время года воробьи всегда радуются. Весело чирикают, летают высоко друг за другом. При полёте делают большие круги. Затевают громкий воробьиный разговор. Папа-воробей чирикает: Скоро лето! Мама- воробьиха подхватывает: Лето! Лето!

Сочинение 3.Ахмедова Карина

Солнце сверкает. Воздух чистый-чистый. Небо ярко-голубое. Воробьи рады весне. Круглый шустрый воробей увидел жука. Тот стукнулся о берёзу. Не дав опомниться жуку, круглый воробей быстро поймал острым маленьким клювиком жука. Воробей сел на ветку, подпрыгнул и улетел.

Заключение.

Безусловно, работа по развитию речевых умений, творческих способностей детей, она многосторонняя  и  сложная,  потому данное изыскание не охватывает все аспекты, а является исследованием узкой темы, попыткой разработки путей реализации взаимосвязи и последовательности, систематичности в обучении литературного  чтения в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения"

Мастер-класс по теме "Проектно-исследжовательская деятельность на уроках литературного чтения"...

«Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»

1.        Значение исследования для развития универсальных учебных действий.2.        Описание мастер-класса.2.1.   Имит...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...