Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
статья по чтению

Рогачёва Наталия Витальевна

Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Речь человека- это визитная карточка. Недаром Сократ сказал : "Заговори, чтоб я тебя узнал".

Вспомним также слова российского юриста и литератора  Анатолия Фёдоровича Кони: "Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе — оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя".

Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Научить ребёнка правильно строить свою речь- значит научить его мыслить. Задача начальной школы систематически работать над содержанием речи, учить детей вдумчиво строить предложения.

Выделяются следующие уровни работы по развитию речи в начальных классах:

1. Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями - фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Кроме того, многим детям необходима помощь в преодолении психологического барьера, медленных реакций в диалоге, пассивности, застенчивости.

2. Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Для достижения эффективности, словарную работу стоит строить не только в форме говорения, но и в аудировании, в чтении, в письменной форме.

Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по

степени влияния на речь детей:

1. Речевая среда в семье, среди друзей.

2. Книги, газеты, радио, телевидение.

3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).

4. Словари, справочники.

Таким образом, можно сделать вывод, что ведущим фактором, влияющим

 на словарный состав речи детей, является его среда обитания и круг

общения.

3. На грамматическом  уровне развития речи  на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций:

словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями,

тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений

 разнообразных типов.

4. Уровень текста предполагает работу над связной речью и проходит по двум направлениям: работа над созданием связных устных речевых высказываний (устные пересказы и рассказы) и работа над связными письменными речевыми высказываниями (сочинение, изложение и т.д.).

Развивая речь учащихся, следует соблюдать определенные требования речи:

1. Содержательность речи.

2. Логичность речи.

3. Точность речи.

4. Богатство языковых средств.

5. Ясность речи.

6. Выразительность речи.

7. Правильность речи.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и выступают в комплексе.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

- последовательностью упражнений;

- перспективностью упражнений;

- разнообразием упражнений;

- их взаимосвязью.

Работая над данной темой, мною были выделены упражнения, наиболее эффективно влияющие на развитие речи учащихся младших классов.

1. - Составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;

2. Составление предложений по сюжетным картинкам;

3. Деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

4. Восстановление деформированного текста;

5. Устный пересказ прочитанного;

6. Составление отзывов к прочитанному произведению (в устной или письменной форме);

7. Выступления учащихся, связанные с чтением и анализом произведений: доклады, сообщения, обсуждения;

8. Инсценировки сказок и рассказов;

9. Импровизации различных видов: сочинение сказок, рассказов, пословиц, загадок, стихотворений;

10.  Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.

Например:

· сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора;

· озаглавьте текст (придумайте заголовок);

11. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового).

Например:

· составьте план текста, тезисы к нему;

· ответьте на вопрос, поставленный в тексте, и т. д.;

· перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни. Именно через речь школьник познаёт мир!

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"

Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....

Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения

Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща....

Статья «Развитие речи на уроках русского языка посредством игровых технологий в начальной школе»

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологийУмение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит чел...

«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»

Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....

Приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах.

В данной статье представлены эффективные приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах....