Презентация "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
презентация к уроку по чтению

Альджипарова Наталья Михайловна

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД Альджипарова Наталья Михайловна у читель начальных классов, I кв. категория МАОУ « Кваркенская СОШ»

Слайд 2

Велика роль в речевой деятельности, в формировании коммуникативных универсальных действий принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка .

Слайд 3

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Слайд 4

В развитии речи выделяются четыре направления: Работа над чистотой звукопроизношения, темпом, плавностью и чёткостью речи (фонетический уровень) Работа над словом (лексический уровень) Работа над словосочетанием и предложением(синтаксический уровень) Работа над связной речью (уровень текста).

Слайд 5

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются 3 направления: Во-первых, обогащение словаря , т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов; Во-вторых, уточнение словаря , т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; В-третьих, активизация словаря , т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложение, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

Слайд 6

Фонетическая зарядка. Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду … ) Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж … ) Как кричит осел ? ( Иа-иа ! ) Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! ) Самолёт взлетает: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш . Муха бьётся в стекло: з-з-з .

Слайд 7

Чтение чистоговорок Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стул стоит в углу. Оль-оль-оль - мы купим соль. Ра-ра-ра - начинается игра. Ги-ги-ги – Гена, маме помоги. Га-га-га – У меня болит нога. Гу-гу-гу – Мыть посуду не могу. Ги-ги-ги – Не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу –Вот гулять то я могу Га-га-га – Не болит уже нога. (При чтении раздела «О труде и трудолюбии» Шо-шо-шо –Буду делать хорошо. Ать-ать-ать – Дома маме помогать. Жать-жать-жать- Малышей не обижать. Ать-ать-ать – Взрослых уважать. Рать-рать-рать – Никогда не врать. Рить-рить-рить - Грубых слов не говорить Ся-ся-ся – Хорошо учиться (При чтении раздела «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение скороговорок. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. У маленькой Сани сани едут сами. У Сени и Сани сом с усами. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. У ужа- ужата, У ежа – ежата. Коси коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Слайд 8

. Энциклопедия одного слова Копилка слов : Родина, человек, солнце, зима, весна, глаза, сердце, лист, день, ночь, радость. Схема – план. Слово … и его лексическое ( ие ) значение ( ия ) (в толковом словаре). История происхождения слова (в этимологическом словаре). Слово … и «слова-родственники». Слово … и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов). Слово… и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов). Слово … во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре). Слово … и слова (сочетания) – рифмы. Слово … в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах; легендах, сказках; в русских народных песнях. Слово … в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе). Слово … в названиях газет, журналов, в рекламе. Слово … в названиях картин художников.

Слайд 9

Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…" Плачет киска в коридоре. У нее большое горе . Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски! Качу, лечу во весь опор . Я сам шофер, я сам мотор . Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль… Подарил мне папа льва, Ох и струсил я сперва . Я два дня его боялся, А на третий он сломался.

Слайд 10

Копилка фразеологизмов «С ГОЛОВЫ ДО ПЯТ» Голова, нос Человек с головой Вскружить голову Не сносить головы Задирать нос Вешать нос Водить за нос Глаза, уши Мозолить глаза Хлопать глазами Говорить в глаза Держать ухо востро Пропустить мимо ушей Покраснеть до ушей

Слайд 11

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ. а). Вместо точек вставьте названия животных. Голоден как … Нем как … Хитёр как … Грязный как … Труслив как … Упрям как … Здоров как Болтлив как … Изворотлив как … Колючий как … Надут как … (волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осёл , сорока, ёж).

Слайд 12

Замени фразеологические обороты словами-синонимами . В час по чайной ложке (медленно) Рукой подать (близко) Кривить душой (лгать) Повесить нос (грустить) Себе на уме (хитрый) Гонять лодыря (бездельничать) Во все лопатки (быстро) Раз два и обчелся (мало) Куры не клюют (много) Кожа да кости (худой)

Слайд 13

Упражнение «Скажи наоборот»: У Пьеро лицо грустное, а у Буратино... У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса ... У Карабаса Барабаса волосы длинные, а у Пьеро... У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро... У Буратино глаза добрые, а у Карабаса Барабаса ... У Буратино нос длинный, а у Мальвины ...

Слайд 14

Подбери слова, противоположные по смыслу Подбери слова близкие по значению Ум-глупость. Храбрость- трусость. Богатство- бедность. Печаль- радость. Слабый – сильный. Сладкий- горький. Здоровый – больной. Маленький – большой Свежесть –прохлада, холодок. Ребята – дети, школьники. Бой – битва, сражение. Работа – дело, труд. Зной – жара, духота .

Слайд 15

Загадка, по мнению К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Отгадывание загадок. Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Лежал, лежал Да в речку побежал. Белые мухи на поле сели.

Слайд 16

Пояснение пословиц Чище мойся – воды не бойся. Себя губит, кто других не любит. Худо тому, кто не делает добра никому. Труд человека кормит, а лень портит. Птица красна пером, а человек - умом. Январь – году начало, а зиме – середина.

Слайд 17

Работа над словосочетанием Выделение словосочетаний из предложения; Установление связей между словами с помощью вопросов; Составление самостоятельных словосочетаний

Слайд 18

Приемы работы над предложениями . Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций. Конструктивные упражнения –это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструкций

Слайд 19

Виды школьных текстовых упражнений Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца; пересказ сжатый, выборочный, творческий; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение. Различные текстовые выступления учащихся: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения. Различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п. Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложению или самостоятельно составленному плану, по заданной схеме сюжета. Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы личных дневников. Различные виды драматизации. Сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией. Отзывы о прочитанном, письма, деловые документы и т.п

Слайд 20

Разделить текст на предложения . Составить предложений из данных слов . Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ Заменить картинки словами. Вставить в рассказ слова, подходящие по смыслу Составить предложение, используя слова из правого столбика Восстановление деформированного текста Заменить выделенные слова близкими по смыслу

Слайд 21

Перечень картинок к рассказу: небо, солнце, ветер, снег, ручейки, почки, грачи, скворцы, жаворонки. Весна Весной небо голубое. Солнце светит ярко. Дует теплый ласковый ветер. Тает снег. Журчат веселые ручейки . На деревьях набухают почки . Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки .

Слайд 22

Заключение Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»

Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....