Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Заюшкина избушка"
методическая разработка по чтению (1 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_kopiya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91»

Конспект

урока по предмету «Литературное чтение»

по теме:

«Заюшкина избушка (русская народная сказка)»

в 1 классе

Учитель:

Страхова Вера Юрьевна

Ульяновск

2021 год

Цель занятия: познакомить с новым видом сказки (о животных) на примере сказки

«Заюшкина избушка»

Задачи: 

1. Образовательная: совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; закреплять умение самостоятельно работать с текстом; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

2. Развивающая: развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;  расширять и обогащать словарный запас; развивать творческие способности и воображение обучающихся; способствовать развитию мыслительных процессов; развивать связную речь обучающихся; развивать умение аргументировать свою точку зрения; развивать личностную оценку.

3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, уважительное отношение друг к другу; воспитывать правильное отношение к отрицательным и положительным  поступкам; развивать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; уважение к защитнику отечества.

Формируемые УУД:

Личностные: 

эстетически относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, проявлять сопереживание; оценивать собственную учёбную деятельность и выражать положительное отношение к процессу познания; мотивировать свои действия.

Регулятивные: 

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; учиться работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные:

прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентироваться в учебнике, в словаре; находить нужные книги в библиотеке; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничать с одноклассниками, аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра, вырабатывать общую позицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование урока: картинки животных, картинки предметов животных,  презентация, компьютер, проектор, карточки с текстом сказки, клей, конверты с иллюстрациями.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

- Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Много сказочных событий

Поджидает нынче нас.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня на урок к нам придёт необычная гостья. А чтобы узнать, кто же к нам сегодня придёт, предлагаю вам ознакомиться с характеристикой наше гостьи.

Она способна погрузить нас в волшебный мир, учит нас быть добрым и честным, учит противостоять злу, быть справедливым, презирать хитрецов и льстецов. Она передаёт нам глубокий жизненный смысл! Она может рассказывать нам о волшебстве, о животных, которые могут говорить, ходить друг к другу в гости, о доброте, уме, смекалке бедных и жадности, скупости, глупости богатых людей.

- Вы догадались, кто же это? (Сказка)

- Любите ли вы читать сказки? Почему? (ответы детей)

- Сказка придет, если вы выполните 2 задания.

1 задание. Тест «По страницам сказок»

1. «Не плачь, дед. Не, плачь, баба.» Чьи это слова?

а.Колобок б.Лиса в.Курочка Ряба.

2. «Эй, мужик, что ты делаешь в моем лесу? Я тебя заломаю!» Кто так говорит?

а.Медведь б.Маша. в.Колобок

3. «Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» Кто это говорит?

а.Маша б.Колобок в.Курочка Ряба

- Молодцы! А вот и наша сказка пришла. (На слайде)

2 задание. Прослушайте описание и по названным признакам угадайте, о каком животном я говорю. (Картинки с животными висят на доска обратной стороной. После того, как дети отгадывают каждого животного, картинки переворачиваются)

1.Он живет в лесу. О нем мы говорили вчера на уроке «Человек и мир». Он неуклюжий, косолапый. Зимой спит в берлоге, а весной просыпается. Что ещё вы знаете о нем? Дополните. (Дети: «Медведь»)

2.Это домашнее животное. Сидит во дворе на цепи. Сторожит дом, чужих не впускает, хозяев защищает. (Дети: «Собака»)

3. Это домашняя птица. По утрам он кукарекает и будит людей. (Дети: «Петух»)

4. Он живет в лесу. Зимой имеет окраску белую, а летом –серую. Любит морковку. (Дети: «Заяц»)

5.Она живёт в лесу. У неё шубка рыжая (оранжевая). В сказке она хитрая. (Дети: «Лиса»)

- Эти животные и есть герои нашей сказки. Но чтобы они стали похожи на сказочных персонажей, прикрепим им разные аксессуары. (Раздаются детям картинки) Медведю-фуражку, петуху-косу, собаке-ружьё, лисе-бант, зайцу-«бабочку».

- Ребята, так к какому жанру будет принадлежать наша сказка? (О животных)

3. Открытие нового знания

- А сейчас мы с вами познакомимся с нашей сказкой. Вы, наверно, заметили, что на доске нет названия нашей сказки. После того, как мы её прочитаем, вы должны будете её озаглавить. В этой сказке есть много старинные слова, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными. Итак, давайте же поработаем с этими словами.

Изба – жилище, дом

Лубяная изба – деревянная, сделанная из дерева

- Теперь усаживайтесь поудобнее. У вас на столах лежат карточки с текстом сказки. Прослушайте и попутно следите за ее содержанием. А после прослушивания скажите, чем вам понравилась это сказка.

Чтение 1 части сказки. От «Была у Лисы изба ледяная, а у Зайца – лубяная…» до «Медведь испугался и убежал.»

Работа по содержанию 1 части сказки.

а) У кого была изба лубяная? Что такое «лубяная»?

б) У кого была изба ледяная? Что с ней стало?

в) К кому пошла Лиса?

г)Почему Заяц впустил Лису? Испугался или пожалел? Он злой, добрый?

д)Кого встретил Заяц? Помог он ему?

е) Кого еще встретил Заяц? Помог ли он ему?

Физминутка.

Зайцы бегали в лесу,

(бег на месте)

Повстречали там лису

(повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок,

(прыжки на месте)

Убежали под кусток.

(присесть)

Чтение 2 части сказки. От «Идет Зайчик , плачет пуще прежнего…» до конца.

 Работа по содержанию 2 части сказки.

а)Кого встретил Заяц ещё?

б)Почему Заяц ему не поверил? Как ты думаешь?

в)Что сделал Петух?

- А теперь главный вопрос, как вы назвали бы сказку? (Заюшкина избушка). Правильно. Молодцы. (Учитель пишет на доске)

4. Закрепление изученного материала

1. «Выбери пословицу». 

- На слайде представлены пословицы. Выберите пословицу, выражающую главную мысль этой сказки.

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

2. Кто на чужое зарится, тот всего лишается. 

3. Что посеешь, то и пожнешь.

4.Глупый киснет, а умный все промыслит.

2. Работа с иллюстрациями к сказке

- Ребята, сейчас вы должны разделиться на 3 группы. Я раздам вам конвертики, в которых находятся иллюстрации к нашей сказке. Но они перепутаны. Вам нужно расставить иллюстрации походу развития событий сказки, а затем приклеить на листок в правильном порядке.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Что нового мы узнали на уроке?

- Кто из героев положительный, почему?

- Кто отрицательный, почему?

- Какая главная мысль сказки?

- Чему учились на уроке?

- Что было легко на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

6. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

3) Найти и прочитать другие сказки о животных.

-Нам пришло время прощаться с нашей сказкой. Но она у нас в гостях не последний раз. И я надеюсь, что у вас появилось желание встретиться с ней снова. Урок окончен. Вы хорошо поработали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока литературного чтения. Мир народной сказки. Заюшкина избушка

Конспект урока литературного чтения, проведенного на семинаре-практикуме...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....