«Значение чтения для ребенка и взрослого»
статья по чтению

Луцик Надежда Валентиновна

В данной статье рассмотрим проблему; как научить ребенка не только читать. но и понимать, осознавать прочитанное. Как увеличить объём читаемого материала. Дадим ответ на вопрос: "Почему так важно с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению, интерес к книге". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_chteniya_i_knigi_kak_sredstva_obrazovaniya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Значение чтения для ребенка и взрослого»

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.

    Известный библиофил и психолог Н.И. Рубакин, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, «что вы передумаете, читая её».

     Поэтому так важно с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умению читать.

     Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

     Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

    Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

    Я считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

    Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений и является навык чтения. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.

      Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и осознанно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было связано неразрывно с совершенствованием урока, его содержания и структуры.

    В своей статье я хочу рассказать о системе мер, необходимых для преодоления трудностей чтения. Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Даже при разнообразных подходах к ее решению и учителю, и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка читать и осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении, привить к нему любовь.
   А нерешенная проблема – прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.      

        Как уже отмечалось, навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.

    Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается, в целом, из двух сторон: смысловой – понимания содержания и смысла, читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей ее – способом, правильностью и выразительностью чтения.

1. Ведущее место в комплексе, «навыком чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено все той же смысловой стороне. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.  

Осознанность содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обуславливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста, и уровня образованности.

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста: фактического, предметного плана и смысла предметного плана.

Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значение слов, предложений и т.д.

Смысл предметного плана – это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

2. Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения.

На технической стороне чтения я и хотела заострить ваше внимание.

     Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов; т.е. к самому продуктивному способу чтения.

В течении многолетних поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся.

Эта система предполагает в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения:

1) зрительное восприятие;

2) произношение;

3) скорость чтения.

Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильного чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова, фонетические зарядки:

1. Какая буква, слог, слово «лишние»?  

   -  а, у, ы, р, о;

   - ма, ла, ра,ся, ны;

   - река, ручей, ручка, ручеёк.

       2. Что общего, чем отличаются?

    - мел – мель,  мал – мял, мыл, мил.

      3.  Найди спрятанное слово.

   - а п р а н к р а н  а н  к р а

      4. Даются таблицы слогов, найти, например, пять названий рыб и т. д. (по вертикали или по горизонтали). (Приложение 1)

      5. После приобретения навыка быстрого схватывания одного – двух слов можно перейти к прочтению трех или более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями:

- Например:

Лара

сама

мыла

раму

(Составляют: Лара сама мыла раму).

 6. * Игра «Фотоглаз».

Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?

Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

    7. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

    8. Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

   9. Чтение «Разведка». Это чтение используется в целях обучения детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети с максимальной для них скоростью просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети не только учатся вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

10. Чтение слов, предложений справа налево.

  С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция основа чёткости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя упражнения для артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным, со словами, текстом, чтение скороговорок с тренируемым звуком, в любом темпе речи.

1. Дыхательные упражнения. (Приложение 2)

2. Артикуляционные упражнения.

3. Чистоговорки. (Приложение 3)

4. Чтение слов  громко и тихо, быстро и медленно.

5. Чтение предложений с разной интонацией.

4. Чтение пословиц. (в разном темпе)

Упражнения на повышения беглости чтения.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.    (Приложение 3,4)

Направления, над которыми надо работать, чтобы повысить технику чтения:

-    Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения (цепочка слов, слова, отличающиеся одной буквой или часть одинаковая);

      - Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

-    Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя,

      - «Доскажи словечко…»;

      - «Лесенка слов» (чтение вверх, вниз);

- «Жужжащее чтение».  Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах;

- Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.  Это упражнение активизирует деятельность учащихся, т.к. они видят свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

     Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, которые разработаны И. Т. Федоренко. (18 наборов по 6 предложений)

Так же для развития оперативной памяти используются таблицы Никитин, Шульте

, Дынко и Швайко. Они расширяют угол зрения, вертикального и горизонтального движения глаз.

    Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребенка возможности свободно определять свое отношение к нему. Необходимо, чтобы родители и педагог прививали любовь к чтению, к детской книге.

   Приобретение учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения дает определенные гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.

     

                                        Список использованной литературы:

  1. Баннова А. Ф.Обучение младших школьников оптимальному чтению.Армавир,2000 г.

  2.Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать. – Саратов: Лицей, 2005. –   290с.

  3.Ефиминкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –   М.: Владос,2001- 335с.

  4.Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – Тула.: АСТ АСТРЕЛЬ,2004. – 237с.

   5.Лопухина И.С. Логопедия. – Санкт –Петербург: Дельта,1999.

  6. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для   учащихся (1-4 кл). – М.:ВАКО,2005. – 240 с.

  7.Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: Вако,2004.

  8.Обухова Л.А., Жиренко О.Е., Дубинина И.В., Лукина.Т.М. Как хорошо уметь читать…-Воронеж,2009.

 9.  Молокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.:2001.

10.Федорин Д. Я учусь читать. Москва, 1998 г.

                           

                                                                                                                    Приложение 1.

О Д Е Ж Д А

 (12 СЛОВ)

А

К

Ш

А

Б

У

Р

П

К

Е

О

Д

П

С

Ф

Л

А

П

Т

Л

Е

В

И

А

Ж

И

А

Е

А

И

К

Т

Д

Щ

К

Т

Р

Т

Ю

О

И

Л

Ф

С

Р

Е

Р

К

П

О

Б

У

О

Р

Б

П

К

А

К

Б

Ю

Н

Ш

У

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Приложение 2.

                                            Упражнения дыхательной гимнастики.

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические-сопровождаются движением.

Гуляем по полянке.

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагиваем через предметы.)

Дыхательная гимнастика.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головою мозга, а гакже снимает стрессовое состояние.

Дышим глубже. Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

А выдох - ртом, (Свободное опускание рук- на выдохе.)

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1.        Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

  1. Как паровоз выпускает пар? «Из- из-из...»
  2. Как шипит гусь? «Ш- ш-ш...»
  3. Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха...»
  4. Как воздух выходит из шарика? «С-с-с.»
  5. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф.»

Ныряние.

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха «нырнуть под воду» и не дышать, зажам при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                   

                                                                                                                                   Приложение 3.

1.За-са-за        зю-сю-зю          зу-су-зу              зо-со-зо          зя-ся-зя

   сё-зё-сё        си-зи-си            сы-зы-сы            сэ-зэ-сэ           ся-зя-ся

2.  злю   злу   зло    злё   зла   зля   зле   злэ    зли   злы  

     слю   слу   сло   слё   сла   сля   сле   слэ   сли   слы

     аза    аса   осу    ОЗУ  асы   азы  есы  езы  ИСО   изо  

     зкё    зко   зки   зкы  зкю   зку  зка   зкя  зке  знэ

         

3.      нож-нос                мало-сало          

         морж-морс           лайка-сайка

         лук-сук                 топка-сопка

          тон-стон              Клава-Слава

 

4.      каска-маска-миска-киска

лиска-леска-ласка-баска

касатка-посадка-насадка

колбаса-небеса-полоса

5      .Ра-тра-стра-страна

Во-тво-ство-детство

Ро-кро-крою-открою

Ра-бра-брать-собрать

6.      лес                                лист

леса                              листок

лесок                            листочек

лесник                          лиственный

лесовик                        широколиственный

7. То погаснет, то зажжётся           Зимой на ветках яблоки!

Ночью в роще  огонёк.               Скорей же собери!

Угадай,как он зовётся?               И вдруг – вспорхнули яблоки.    

Золотистый…………….             Ведь  это ………………..

  1.  Коси,коса,пока роса.                   Ах,вы,сени,сени,

Роса долой, и мы домой.             Вышел в сени сонный Сеня,

                                                            И в сенях споткнулся Сеня

                                                            И кувырк  через  ступени.

                                                                                                        Приложение 4.

Упражнения на развитие скорости чтения.

1.        Упражнения , которые развивают подвижность речевого аппарата,
артикуляцию, дикцию.        

     а).Гласные: а , у , ы , и , э.
б).Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.
в).Скороговорки.

Прочитайте скороговорки, чётко произнося звуки и делая паузы.

Маланья - болтунья / молоко болтала/, болтала/, выбалтывала/, да не выболтала

Маланья - болтунья молоко болтала/, болтала/, выбалтывала, да не выболтала.

Маланья - болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала.

 2.        Упражнения, которые помогают увеличению бокового зрения.

- Посмотрите на цифру 1. Не отрывая от неё взгляда, прочитайте слог, который находится слева, а потом справа.

та   1 тя

ки   2    кы

му     3      мю

те         4         тэ

вё        5        во

ны        6        ни

са        7        ся

ру        8        рю

бё        9        бо

пэ        10        пе

ам

сам

свой

выбор

восемь

девушка

качестьо

строитель

ограбление

краеведение

3.        Упражнения, развивающие антиципацию, т.е. умение предугадывать
последующее слово по предыдущему.

Сейчас мы будем работать над словосочетаниями. Перед вами слова, записанные в два столбика. В первом столбике начало словосочетания, во втором, напротив , его продолжение. Я закрываю листочком слова из второго столбика. Вам необходимо прочитать начало словосочетания, которое написано в первом столбике, и по смыслу догадаться, каково его продолжение.

Спокойной        ночи

Доброе        утро

Приятного        аппетита

Большое        спасибо

Счастливого        пути

Извините        пожалуйста

Будьте        здоровы

Честное        слово

Желаю        счастья

Перед тобой пять необычных пословиц. Каждую пословицу разделили на две части. Собери пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбика подбери окончание из правого столбика. Соедини их линиями, (работа проводится в парах) Чтение текста с неполными словами.

4. Упражнение для развития скорости и гибкости (умение менять скорость взависимости от содержания). «Буксир».

Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах чтения учеников.
Дети читают тот же текс про себя, стараясь поспевать за мной. Проверка
осуществляется путём внезапной остановки. Дети должны остановиться на
том же месте и показать слово. «Кто быстрее».
Найдите в тексте, лежащем на парте, следующее предложение        

5.

ш

к

х

ч

б

ц

о

а

ж

х

з

у

*

р

д

ф

п

и

н

л

м

г

в

с

е

нет

лет

нит

лит

сит

сам

вам

дам

нам

кам

ирт

арт

  *

орт

урт

вка

вко

вку

вке

вкэ

суч

луч

нуч

куч

гуч

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель творческой активности ребенка и взрослых в театрализованной деятельности.

показана Модель творческой активности ребенка и взрослых в театрализованной деятельности....

Родительское собрание " Мой ребенок становится взрослым"

Выступление перед родителями 4 класса...

Консультация для родителей "Совместный труд ребенка и взрослого"

Упражнения в ползании развивают ловкость, укрепляют крупные и мелкие мышцы, благотворно влияют на позвоночник ребенка....

"Сущность семейного чтения и его значение для приобщения ребенка к книге"

В век новых технологий книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоцион...

Если ребенок перебивает взрослых

статья для родителей...

Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз

В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...