Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс)

Аракчаа Татьяна Седиевна

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в группе каждый ученик старается внести свое в общее дело. Это говорит о повышении их активности, интереса, самостоятельности, позволяющие успешнее формировать знания, умениеъя и навыки. Я своим коллегам предлагаю разработку урока по литературному чтению в виде технологической карты и презентацию к этому же уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока открытия нового знания по литературному чтению

Класс: 2
Учитель: Аракчаа Татьяна Седиевна
УМК: Школа России
Тема урока: А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин торжествуя …»
Цель темы: закрепить умение видеть и чувствовать красоту Пушкинской поэзии, продолжить знакомство с биографией писателя, его творчеством; способствовать развитию связной речи, учить использовать в речи средства художественной выразительности; обогащать и расширять словарь.

Задачи:

Образовательная: закрепить умение видеть и чувствовать красоту Пушкинской поэзии, продолжить знакомство с творчеством поэта.

Воспитательная: воспитывать в детях любовь к природе, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.

Развивающая: способствовать развитию связной речи учащихся, обогащать и расширять словарь.

Содержание изучаемой темы, термины и понятия: стихотворения А.С. Пушкина; понятие явления зимы, ее особенностей
Организация пространства: учебник, презентация, раздаточный материал

Формирование УУД

Личностные:

- воспринимать речь учителя;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- высказывать своё предположение.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Дидактическая структура урока

(время)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Посмотрите, все ли готовы к уроку.

 Здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Онлайн тестирование. Тесты по теме «Люблю природу русскую. Зима»

 Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно сыграть в игру «Буквы-потеряшки»

И когда вы разгадаете все слова, сможете назвать тему.

Тема урока: СТИ..х..тв..рение  П…ШК…НА о з..ме.

-Кто назовет тему нашего урока?

-Каковы цели нашего урока?

-Скажите ребята, а что вы знаете о А.С. Пушкине?

 Разгадывают слова, называют тему урока

Актуализация знаний

- Назовите известные вам произведения Пушкина

- Вы перечислили сказки, но Пушкин писал не только прекрасные сказки, но и поэмы, романы, стихи.

Рассказывают наизусть стихотворения, отвечают на вопрос

Открытие нового знания

 -Ребята, откройте стр. 144 учебника.

-прослушивание стихотворения с аудиозаписи.

Словарная работа

- Я видел, как ветер подул, деревья закачались, листья закружились, ветки стали голые и слышал, как ветер завыл.

Представил себе, как темные тучи по небу поползли. Темно стало. Подул холодный ветер и пошел снег.

А как вы представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз может блестеть?

Это снег блестит.

А какой снег: первый или нет? Как у Пушкина сказано про первый снег?

       Брега с недвижною рекою

       Сравняла пухлой пеленою…

 Пухлый снег – это сравнение снега с пухом. Он не блестит, а начинает блестеть, когда  долго лежит и становится твердым.

А теперь скажите, Пушкин  в этом отрывке показал один день зимы или нет? Почему вы так думаете?

Не один. Сначала он говорит – идет, потом – пришла. Зима приходит не в один день, не сразу.

3. Чтение учащимися стихотворения.

4. Словарно-лексическая работа.

    Работа над эмоционально-выразительным чтением.

 Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл, - и вот сама

 Идет волшебница – зима.

Как поэт говорит о зиме? (Идет зима, как о живом существе.)

Кто помог ей? (Север. Он нагнал туч, «дохнул, завыл»…)

Какими словами можно заменить эти слова? (Подул северный ветер, поднялась вьюга, ветер завыл.)

Почему поэт называет зиму волшебницей? Ответьте авторскими словами.

       ПРИШЛА, РАССЫПАЛАСЬ; КЛОКАМИ

       Повисла на суках дубов.

Зима рассыпалась. Как по-другому сказать? (Превратилась в снег, она ведь сказочная волшебница: что захочет, то и сделает…)

«Клоками повисла на суках дубов». Вы видели сами, как на соснах зима повесила шапки снежные. А тут?

Подбор словесной замены: снег повис (застрял, задержался) клочьями на суках дуба.

А с чем поэт сравнивает снежное поле?

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

- Как гладкие ковры, разостлала зима снег, закрыла все поля, холмы.

Теперь найдите, какие слова нашел поэт, чтобы обрисовать место, где текла речка. Прочитайте только о речке и ее берегах.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Почему река недвижная? (Покрыта льдом, засыпана толстым слоем снега, не видно берегов).

Перечитайте последние строки. Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что он рассматривает картину зимы в солнечный день?

Блеснул мороз.

Как поэт называет все изменения в природе, которые принесла с собой матушка зима? (Проказы). Что это значит? (Шалости, шутки) Каково отношение людей к проказам?

                          И рады мы

Проказам матушки зимы.

5. Работа над эмоционально-выразительным чтением стихотворения.

- Прочитайте стихотворные строки так, чтобы показать, что вы рады наступлению зимы. Похвалите зиму, порадуйтесь ее приходу.

   Заслушивается чтение 2-3 учеников.

6. Итог урока.

    Домашнее задание: выучить стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» наизусть.

- Расскажите, что вы видели, когда я читала слова: «Дохнул, завыл…» (ветер подул, деревья закачались, листья закружились, ветки стали голые, темные тучи по небу поползли и пошел снег)

-А как вы себе представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз может блестеть? (это снег блестит)

- Как вы понимаете выражение «брега с недвижною рекою», «пухлая пелена»? (Покрыта льдом, засыпана толстым слоем снега, не видно берегов)

- Почему поэт называет зиму «волшебницей»? (Зима неживая, а здесь, как волшебница в сказках, колдует, устраивает чудеса)

- Подберите синонимы к слову волшебница (чародейка, кудесница, фея)

- Какие чудеса творит волшебница-зима? Найдите в тихотворении и прочтите (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекою.)

Дети слушают при закрытых глазах

Ищут ответы в тексте;

Отвечают на вопросы

Первичное закрепление

Ответьте на вопросы.

 Работают над выразительностью;

Читают стихотворения по цепочке

Групповая работа

 Учитель раздает листы бумаги

-Ребята, а как бы вы изобразили матушку-зиму? Возьмите лист бумаги и карандаши и попробуйте нарисовать ее. А потом мы выставим ваши работы.

 Выполняют самостоятельно работу, демонстрируют свои рисунки

Рефлексия. Итоги

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Оцените свою деятельность на уроке.

 Отвечают на вопросы, оценивают себя

Домашнее задание

 Учебник с. 88 - 89, наизусть по выбору.

 Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...

статья "Групповая работа –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников."

Статья по теме самообразования «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах» ...

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...

Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности

С целью развития познавательного интереса, формировния навыков беглого осознанного чтения, воспитания любви к книге были составлены кроссворды. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой....

Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"

Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....