Урок литературного чтения по теме «Г. Скребицкий «Жаворонок».
методическая разработка по чтению (3 класс)

Урок составленн по технологии РКМЧП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

 г. Искитима Новосибирской области

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2

Тема: «Г. Скребицкий   «Жаворонок».

Цель: Создать условия на уроке для благоприятного восприятия образа жаворонка в произведении Г. Скребицкого «Жаворонок».

Предметные задачи:

- продолжить работу по формированию основ читательской деятельности, анализировать художественное произведение;

- способствовать развитию навыка правильного осознанного чтения целыми словами, обогащению словаря учащихся;

- содействовать развитию творческих способностей учащихся, воспитанию нравственно-этических качеств, любви и бережного отношения к природе.

Метапредметные задачи: способствующие формированию УУД

- регулятивные: учить принимать участие в учебном сотрудничестве, принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

- познавательные: осознанно строить речевое высказывание, строить сообщение в устной форме;

- коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, строить монологическое высказывание, договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

Личностные УУД: способствовать формированию умения выражать свои эмоции, чувства любви к природе и обогащать читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в обсуждении, осознанно строить речевое высказывание.

Материально–техническое обеспечение урока:

учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л. А. Ефросинина) , индивидуальная рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной, групповой работы и работы в паре, компьютер, запись с пением жаворонка. Произведения: П.И. Чайковский «Март», Пер Гюнт «Утро».

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесные, наглядные, практические.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

-Ребята,мне вновь вам хочется сказать доброе утро! А вы улыбнитесь и пожелайте друг к другу хорошего настроения на уроке, ведь на дворе весна.

Пожелание друг другу успешной работы и хорошего настроения.

2. Стадия вызова

 

Мне кажется - это прекрасное время года. 

- А что такое весна? Какие ассоциации рождаются у вас с этим  словом?

- И действительно. Послушайте, как пишет о пробуждении природы после длительного сна Г. Скребицкий в произведении, с которым мы сегодня познакомимся.

«Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Солнце осветило леса и поля, все белые - покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мерзлая, укрытая бурой прошлогодней травою земля.

Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка…»

- Как вы думаете, о какой птичке хочет нам поведать писатель?

- Трудно?  Может вам поможет ответить на вопрос моя загадка!

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит…

- Вы что-нибудь знаете о жаворонке?

-Хотите узнать?

-У вас на столах лежит справочный материал об этой птице, прочитайте его и на полях значками отметьте, что вы уже знаете о птице, какая новая информация для вас новая, что непонятно и нужно объяснение.

Текст для индивидуального чтения

Жаворонок - эта птица чуть крупнее воробья.

Голова у него по отношению к туловищу большая, зато лапы короткие. Летают жаворонки быстро.

У них внушительные по отношению к размерам тела крылья, короткий хвост.

 Обитают эти птицы на лугах, полях, в степи. А лесов избегают.

Жаворонки отличные певцы. Песня жаворонка длится 10-12 минут, после чего певец отдыхает.

Это перелетные птицы. Но на зиму они не улетают далеко от своих гнездований. В старину жаворонка считали вестником весны. Они возвращаются одними их первых ранней весной, в марте, когда появлялись первые проталинки.

С их появлением этих птиц просыпалась от глубокого зимнего сна вся природа.

- Что вам было известно о жаворонке?

- Что является для вас интересным и неожиданным?

- Что неясно, возникло желание узнать больше?

_ Попробуем найти ответ на этот вопрос в произведении

Г. Скребицкого, который он так и назвал «Жаворонок».

Откройте стр. 116 учебника.  

- Как вы думаете, а что интересного о жаворонке расскажет нам Георгий Алексеевич?

 Сейчас поработайте  в парах и  попробуйте высказать свои предположения по ключевым словам:

 весна,  солнышко, жаворонок, песня, проснулись, животные.

Если кому-то будет трудно выполнить задание, тогда обратитесь к иллюстрации в учебнике на стр. 117.


 

- Сегодня на уроке встретятся слова: трущоба, щелка, лютая, зенит, пригорки.

Знаете ли вы их значение?

Тогда поработайте в группах  и с помощью карточек – помощников определите их значение.

-Давайте проверим !

- Теперь настало время проверить наши предположения, слушайте рассказ.

(Тепло, солнце, радость, звон ручейков,  пробуждение природы)

жаворонок

Ответы детей

Ученики работают, делают пометки.

Почему жаворонков в старину считали вестниками весны?

Пришла весна.  Солнышко согревает землю, тает снег. Прилетел жаворонок. Он  летает над поляной. Насекомые вылезли из своих укрытий.

Нет

Трущоба -                   труднопроходимое место

Щелка – 

маленькая щель.    

Лютая (стужа) –                           

 злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).

Зенит- наивысшая воображаемая точка небесной сферы

Пригорки - небольшой холм, бугор

Происходит первичное знакомство с рассказом.

Использование технологии РКМЧП

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:

  • в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

Звучит отрывок из музыкального произведения Пер Гюнта «Утро».

Предположения обучающихся

На доске открывается картинка жаворонка.

Индивидуальная работа с научным текстом.  

 Прием "Инсерт" 

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Проверка осознанного чтения научного текста.

Ученик пишет предложение на доске.

Открывается портрет Г.Скребицкого и название произедения.

Предположения  учеников.

Развитие речи учащихся.

Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.

Выслушиваются различные точки зрения.

Исследование и объяснение лексического значения слов. Выработка совместного обучающего продукта.

Идет проверка. На доску вывешивается продукт труда, выполненного в группе обучающихся.

Во время чтения звучит произведение Чайковского «Март».

Происходит остановка чтения текста, дети слушаю пение жаворонка.

3. Осмысление


 

-Совпали ли ваши предположения с авторским вариантом?

- Расскажите, что именно?

-- Напишите, как выглядит жаворонок. Задание 2 тетрадь.

- Рассказ о жаворонке, а зачем в его начале автор описывает восход солнца?

- Откуда и как взлетел жаворонок?

- Вы слушали песню жаворонка. О чем думали?

- Что слышалось в песне жаворонка?  Как об этом говорит Скребицкий?

- Какие бы хотели задать вопросы?

- Прочитайте последний абзац.

- С чем сравнивает автор жаворонка?

Ответы обучающихся

С одного из пригорков.

В ней слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и еще что- то такое….

Выполните задание 1 в «Нашей тетради».

Потому что именно его песня разбудила, заставила всё в природе двигаться: вылезать из щёлок и трещинок, греться и расправлять крылышки, усики и ножки....Зашевелились не только крохотные насекомые, но и толстые и ленивые звери...Всё в природе пришло в движение. Всё пробудилось от зимней спячки)

Задание 2  (индивидуальная тетрадь).

На доске под предложением фиксируются ответы детей.

Чтение отрывка стр. 116  4 абзац.

Выполнение задания на карточках

4. Рефлексия
 

Домашнее задание.

 - Смогли ли мы ответить на поставленный Настей вопрос: « Почему жаворонка считают первым вестником весны»

-Узнаем, а как же сам автор, Георгий Скребицкий отвечает на этот вопрос?

В этом нам поможет выполнение следующего задания. Вместо пропущенных слов подставим нужные слова. Ещё раз возвращаемся к тексту (работают в группах).

(учитель на стол раздаёт каждой группе весь текст)

Потому что именно его …… разбудила, заставила всё в природе двигаться: ….. из щёлок и трещинок, …… и ……. крылышки, усики и ножки. …..не только крохотные ……., но и толстые и ленивые ….. Всё в …… пришло в движение. Всё …… от зимней спячки.

 

Слова для справок:, греться, вылезать, песня, расправлять, зашевелились, звери, пробудилось, насекомые, в природе.

Сегодня мы много говорили о жаворонке. У вас, наверное, уже сложился определённый образ этого героя. Напишите синквейн на тему ЖАВОРОНОК.

Подумайте, каким вы его увидели в  произведении. Расскажите о нем.

- Жаворонок поет песню в вышине. (показываю рукой).

А на какой высоте ваш личный успех на уроке?

Покажите рукой так.

Читать рассказ стр. 116-117

Задание 8

Написать эссе о жаворонке.

Потому что именно его песня разбудила, заставила всё в природе двигаться: вылезать из щёлок и трещинок, греться и расправлять крылышки, усики и ножки....Зашевелились не только крохотные насекомые, но и толстые и ленивые звери...Всё в природе пришло в движение. Всё пробудилось от зимней спячки)

   

Составление синквейна.

Жаворонок

Полевой, звонкий.

Поет, будит, радует.

Извещает о приходе весны.

Вестник.

 показываю руку на уровне груди, над головой, вытянутую руку

Задание выдается по выбору учащихся.

  1. Организовать осмысление полученной информации.
    2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.
    3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

  • в первой строке заявляется тема или предмет (1 существительное);
  • во второй даётся описание предмета (2 прилагательных);
  • в третьей характеризуются действия предмета (3 глагола);
  • в четвёртой строке приводится фраза, выражающая отношение автора к предмету;
  • в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (1 слово).

Анализ результатов урока: Определение главного, полезного, интересного. Выводы. Комментарии - пожелания учащихся к уроку.

Усвоение и повторение материалов темы, создание творческого продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок

Конспенкт урока Литературное чтение  по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок...

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...