Конспект по литературному чтению "Урок-викторина по разделу поэтическая тетрадь" ( УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведениям, изученным в поэтической тетради

Планируемые результаты

Предметные: совершенствовать навык по чтению стихотворений; усваивают средства художественной выразительности; отрабатывают навыки работы с произведениями.

 

Личностные: формируют любовь к чтению; проявление бережного отношения к природе, к родному краю;

Тип урока:урок систематизации и обобщения знаний и умений.

 

 

Оборудование:Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        12.04.2021                                                                                ФИО учителя: Казыева Оксана Анатольевна

Школа: МБОУ СОШ №12                                                                 ФИ студента: Чугаева Елена

Класс: 3                                                                                        ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

Кабинет: № 3

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведениям, изученным в поэтической тетради

Планируемые результаты

Предметные: совершенствовать навык по чтению стихотворений; усваивают средства художественной выразительности; отрабатывают навыки работы с произведениями.

Личностные: формируют любовь к чтению; проявление бережного отношения к природе, к родному краю;

Тип урока:урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование:Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

-Здравствуйте дети! Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно и красиво.

Я желаю вам уйти с урока с новыми знаниями. И хорошим настроением.

Приветствовать учителя

Садиться на места

Р: мобилизация эмоциональной устойчивости

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя.

Практический: рассказ стихотворения

Словесный: ответы на вопросы

2-3  мин

 Захотелось ли вам, ребята, выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»?

– Легко ли вам было учить стихотворение?

– Как вы думаете, почему?

– А теперь послушаем стихотворение С. Есенина «Черемуха», которое вы выучили наизусть, кто пойдет первый?

-Молодцы!

-Ребята, давайте вспомним, каких авторов произведений мы читали в этом разделе. (С.Черный, А.А.Блок, С.А.Есенин)

- Рассмотрите портреты и правильно соотнесите ФИО и изображение.

-Что их всех объединяет? (поэты XIXв., современники, …)

Рассказывать стихотворение наизусть.

Отвечают на поставленные вопросы;

работают у доски: соотносят подписи и портреты поэтов;

вспоминают героев произведений и их названия;

П: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной форме;

К: использование речи для регуляции своего действия; построение монологического высказывания;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы

1-2 мин

- По сторонам спрятались герои произведений. Вы их узнали? Из каких они стихотворений?

-Кто догадался о теме сегодняшнего урока?

- Какова же сегодня цель нашего урока?

- Ребята, сегодня у нас урок-викторина по пройденной теме «Поэтическая тетрадь». Для проведения викторины надо разделиться на две команды. Прошу вас подойти ко мне и вытянуть жетон. (Жетоны все одного цвета лежат на столе. А с другой стороны либо красного, либо жёлтого цвета)

Таким образом класс делится на две команды. Затем садятся за два больших стола.

самостоятельно ставят цель урока.

П: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной форме;

К: использование речи для регуляции своего действия; построение монологического высказывания;

Р: принятие учебной задач

IV. Открытие нового знания

Словесный:

слово учителя

Практический: устное упражнение

Практический: самостоятельное чтение про себя

Словесный: ответы на вопросы

Практический: физические упражнения

Словесный: слово учителя

Ответы на вопросы.

Практический: выборочное чтение.

Словесный.: монологические высказывания учащихся.

Практический: устное упражнение.

Словесный.: монологические высказывания учащихся.

Практический: устное упражнение

30-35 мин

Викторина.

Первый тур. Разминка.

-Ребята, давайте начнем, и у нас первый тур.

-Ребята, на слайде будет появляться задание, и чья команда первая находит ответ, поднимают руку и отвечают, за каждый правильный ответ получаете жетоны.

-Здесь перепутались в словах слоги.

Начинаем склейку слов

Из рассыпчатых слогов.

Изучите эти строчки,

Сложив правильно кусочки.

Ремонт.

1.Что из камня? Что из льда?

Суль-ми-ка-ра-пи-со-да!

2. Кто ползёт и кто летит?

Ка-тря- у-ка-гуз-со-лит!

3. Где машина? Где страна?

Са-ар-мо-ген-ти-свал-на!

4. Кто в пруду? Кто на лугу?

Ре-бе-ля-нок-же-шка-гу1

5. Что в шкафу? Что на столе?

Ви-баш-зор-те-ка-ру-ле!

(Ответ: пирамида, сосулька; улитка, трясогузка; самосвал, Аргентина; лягушка, жеребёнок; телевизор, рубашка.)

-Молодцы, ребята, мы хорошо размялись, теперь приступим ко- второму этапу.

Второй тур. «Серебрится река, серебрится ручей»

- В поэзии С.А.Есенина много «золотых» и «серебряных» слов – серебрит, золотые, серебряные, серебром, золотом…Вставьте их на месте пропущенных слов и скажите названия стихотворения. (Задаём по очереди каждой команде. За верный ответ – жетон.)

1.Кругом роса медвяная

Сползает по коре.

А рядом зелень пряная

 Сияет в… (серебре «Черёмуха»)

2. Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг … (серебрит. «Ночь»)

3. А заря лениво.

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым… (серебром. «Берёза»)

4. Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки.

И горят … росы. (Серебряные. «С добрым утром»)

5. Ночь. Вокруг тишина.

В природе всё спит.

Своим блеском луна

 Всё вокруг … (серебрит. «Ночь»)

6. …река.

…ручей.

…трава.

Орошённых степей.

(Серебрится 3 раза «Ночь»)

Физминутка

-Ребята, давайте встанем и немножко отдохнем.

-Теперь тихонечко сели, и продолжим наш урок.

Третий тур. «Весело и грустно»

Сейчас я вам прочитаю фрагменты стихотворений А.Блока. Найдите рифму. (Задаём по очереди каждой команде. За верный ответ – жетон.)

1.Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце,

Вон и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки… (смеются. «Снег да снег»)

2.И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей… (привольно. «Ворона»)

3. Веселимся, кружимся,

Хороводом… (тешимся. «Веселимся, кружимся»)

4. Бледный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, понём ползущий,

Отдыхает, спит.

Жутко выйти на дорогу:

Непонятная тревога

Под луной… (царит. «Ночью»)

5.Хмурая, дождливая.

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

 Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

 Серому… (попасть. «Зайчик»)

6. Красное солнце!

 Глянь – ка в … (оконце. «Веселимся, кружимся»)

-Итак, третий тур подошел к концу.

Четвёртый тур.  «Что ты тискаешь утёнка?»

-Какое слово должно стоять перед вопросительным знаком в конце таких отрывков из стихотворений Саши Чёрного?

1. –Отчего у птичек.

Нет…? (рукавичек. «Приставалочка»

2. –Отчего шоколадки

Не растут на… (кроватке. «Приставалочка»)

3. Ты представь такую штуку, -

Если толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

 Поиграть бы в свой … (черёд. «Что ты тискаешь утёнка?»)

4. Лошадь кушала, старалась,

Только кошка удивлялась:

Отчего все таракашки

 Растолстели, как… (барашки. «Бобина лошадка»)

5.Отчего ты, мартышка, грустна.

И прижала к решётке головку?

Может быть, ты больна?

Хочешь сладкую скушать…? (морковку. «Мартышка»)

6.Жду и жду я, жду напрасно-

Колокольчик онемел…

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты… (побледнел. «Когда никого нет дома»)

7.Здравствуй, Катя! Ты из школы?

Две косички, кнопкой нос.

Я приятель твой весёлый…

Сдёрнуть шапочку с …? (волос. «Песня ветра»)

8. Кто там бродит возле дома?

Мишка с липовой ногой,

Дочка сна, колдунья-дрёма?

Чёрт ли с Бабою… (Ягой. «Сверчок»)

Пятый тур. «Выразительное чтение стихов»

-Ребята, у вас на столе лежат конверты, в каждом конверте слова из разных стихотворений, вам нужно восстановить строчки из стихотворений и прочитать выразительно. За каждый правильный ответ-жетон. Кто вперед сделает, поднимайте руку.

1. идёт, пруд, в, утёнка, утке, пусть, купаться, снеси, к.

(Ты снеси утёнка к утке,

Пусть идёт купаться в пруд.

Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка»)

2.Между, у проталинки, в траве, корней, а рядом.

 (Арядом у проталинки,

В траве между корней.

С.Есенин «Черёмуха»)

3. Серою, под, белеет, что, травкой, лавкой, желтеют, вон, под, нежною.

(Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой.

А.Блок «Ворона»)

4.Не будешь, и нянчить, мыть, теперь, качать, ты, можешь, его, и лизать, головой.

(Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…

Ты не будешь головой теперь качать?..

Саша Чёрный. «Слон»)

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Знакомиться с с правилами викторины

Выполнять задания

Высказывать предположения.

Высказывать предположения

Отвечать на вопросы.

Анализировать стихотворение.

Работать в группах.

 Выполнять задание.

Выполнять физические упражнения.

Выбирать необходимую информацию.

Отвечать на вопросы.

Выборочно читать.

Отвечать на вопросы.

Работать в группах

Вспоминатьнеобходимую информацию.

Отвечать на вопросы.

Выборочно читать.

Отвечать на вопросы.

Работать в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

П: осмысленно слушают текст

П: развитие умения анализировать лирическое стихотворение), выделять главное в тексте.

П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;

П: строят речевое высказывание

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2-3 мин

– Вот и закрыта последняя страничка еще одной поэтической тетради. А что объединяет все стихотворения, помещенные в эту поэтическую тетрадь? (Любовь к родной природе, к родине.)

-Ребята, теперь сосчитайте жетоны. Итак, ребята, вы все большие молодцы, но у кого больше жетонов, мы им поставим оценку 5 в журнал, ребята, кто не согласен с такой оценкой?

-А второй команде, мы поставим 4, поднимите руку, кто с этим не согласен?

-Кому урок понравился, прикрепите красный круг на доску, а кому не понравился жёлтый.

-Спасибо за урок!

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2" (3 класс, УМК "Школа России").

Игровая технология широко используется в начальных классах. Она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, что важно для младших школьников.  Урок-игра по теме "Поэтическая ...

Конспект урока. Тема: "Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1"". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...