Технологическая карта урока литературного чтения "Акула" Л.Н.Толстой
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Ольга Михайловна Свиридова

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс.

Подготовила: Свиридова О.М.

Место работы: МБОУ СОШ №1 п.Клетня имени генерал-майора авиации Г.П.Политыкина

Должность: учитель начальных классов.

Предмет, класс: литературное чтение, 3 класс.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»

Базовый учебник: Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в 2- х ч.), (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.)-3-е изд. – М.: Просвещение, 2018 г. – (Школа России).

Цель урока: 1) познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом ( формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте);

 2) совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к познавательной активности.

Педагогические задачи: способствовать формированию нравственных позиций на основе чтения высокохудожественных текстов; создать условия для освоения основных литературоведческих понятий: рассказ, герой, лирический текст, сюжет; обучения работе с прозаическим текстом (определение основных сюжетных линий, главной мысли произведения, характеристика героя); книгой (определение необходимой информации по обложке книги, оглавлению книги; соотнесение иллюстрации с содержанием книги)

Предметные:

научатся понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

познавательные: работают с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; осуществляют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться
о совместных действиях)

Личностные: осмысливают базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие;

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

 Тип урока:  освоение нового материала 

Образовательные ресурсы: 

  1. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М. : Просвещение, 2017. :
  2.  Портрет Л. Н. Толстого, изображение корабля,  глобус, карточки-помощники, сигнальные карточки, смайлики
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.

Технологическая карта урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

технологии

Деятельность учащихся

Форма работы

УУД

1

Организацион

ный момент.

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

 - Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Я желаю, чтобы вы помогали друг  другу, чтобы вы решали возникшие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

 

Гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха)

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

беседа

Личностные:

- положительно относиться к процессу учения, к приобретению знаний. Регулятивные:

Самоконтроль готовности к уроку.

2

Актуализация знаний и умений.

Проверка Д/З

Послушайте слова, о ком они?

Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. 

«Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит.
— Стало светло? — спросил он.

— Это — Пушкин. Теперь включите второй.
Светлее? Это — Чехов.

Теперь раздерните шторы.
В аудиторию ворвался солнечный свет. Это — Толстой!» 

Как вы думаете, о ком написаны эти строки?

Действительно, написаны они о писателе Льве Николаевиче Толстом.

Что вы знаете о нем?

Алексей Николаевич Толстой прекрасный российский писатель, которого любят, ценят и уважают и в наши дни.

– Расскажите о жизни и творчестве Л. Н. Толстого по плану

Словесный- учебный диалог.

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации.

Рассказывают о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.

План:

1) Детство Л. Н. Толстого.

2) Жизнь и творчество писателя.

3) Впечатления о его произведениях

Диалог

Коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы.

Познавательные: строить логические цепи рассуждений, доказательств.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.

Постановка учебной задачи.

 

Закройте глаза, вслушайтесь в звуки.

Что вы услышали?

Какие чувства вызвали эти звуки?

Где будут происходить события в новом произведении?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого.

Парная работа.

А назвать его вам поможет зашифрованная запись.

Вам нужно обвести только русские буквы и у вас получиться слово.

(DАRWКJSУQЛVGА – АКУЛА).

Скажите, как звучит произведение с которым мы сегодня познакомимся?

А как тогда будет звучать тема нашего урока?

Какие цели мы сегодня поставим?

Педагогика сотруднечест-

ва

Проблемный диалог.

Аллитерапия

Отвечают на вопросы учителя.

Звуки моря, воды.

Спокойствие, свежесть воздуха, прохладу.

В море, на корабле.

Акула.

Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”.

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.

                                                                                                                                                                               

Словесный- учебный диалог.

Наглядный-демонстрация.

Работа в парах

Коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге.

Познавательные: строят речевые высказывания,

 строить

логические цепи рассуждений, доказательств.

4

 «Откры-

тие» нового знания.

Фронтальная работа.

Ребята, что вы знаете об акулах?

Послушайте внимательно текст об акуле.

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

Как называется такой текст?

Почему?

На уроках окружающего мира, когда проходили тему «Материки» вы изучали материк Африка.

Сегодня в нашем рассказе как-раз и пойдёт речь о нём.  Несколько слов об Африке.

Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы.

Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

Сядьте поудобнее и внимательно послушайте эту историю.

Информационная технология

Подводящий диалог

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы.

В учебнике находят и выделяют непонятные слова.

Внимательно слушают чтение рассказа.

Словесный метод – учебный диалог.

Практический метод- работа с учебником.

Работа с учебником.

Коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные: преобразование учебного материала, действия.

 осознавать познавательную

5

Первичное закрепление во внешней речи.

Физкультминутка.

Мы руками поведем – 
Будто в море мы плывем. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот мы к берегу приплыли, 
Чтобы косточки размять, 
Начнем наклоны выполнять – 
Вправо, влево, вправо, влево. 
Не забудем и присесть – 
Раз, два, три, четыре, 
На счет пять – за парты сесть.

Вы отметили слова. Назовите их.

Как вы понимаете значение слова артиллерист? Якорь? Палуба? Хобот? Фитиль?

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. Прочитайте слова на слайде.

(Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии.

Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда.)

Сейчас будем читать рассказ по цепочке, выполняя задание.

По ходу чтения разделите рассказ на смысловые части.

Сколько смысловых частей у вас получилось?

Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание надо выполнить?

Расположите название каждой части по порядку.

Дети спасены.

Мальчики в открытом море.

Остановка корабля у берега Африки.

Выстрел из пушки.

Купание в парусе.

Появление акулы.

Здоровьесберегающая

Личностно-ориентированная

Выполняют физминутку.

Учащиеся работают со словарём.

Читают рассказ, делят рассказ на смысловые части. Составляют план рассказа. Восстанавливают правильную последовательность действий, происходящих в рассказе.

Практический-выполнение заданий на карточках.

Словесный – учебный диалог.

Взаимопроверка.

Работа со словарем

Работа с текстом рассказа

Коммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Работа в тройках.

Сейчас вы будете работать самостоятельно в тройках.

На столах у вас карточки с заданиями.

1-найти фразу в тексте - (Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

-Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.)

2-прочитать её по ролям.

3-оценить свою работу в группе у вас на листах рефлексии.

4-рассмотрите рисунки к этому произведению в учебнике.

Что изображено на них? Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

Личностно-ориентированная

Учащиеся работают в тройках, выполняют задания на карточках, осуществляют взаимопроверку.

Практический-выполнение заданий на карточках.

Словесный – учебный диалог.

Взаимопроверка.

Коммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.

 Включение в систему знаний. 

Групповая работа.

Ребята, сейчас вы будете работать в группе. Но прежде давайте вспомним правила.

а) 1 часть.

- С каким настроением автор начинает рассказ? (спокойно)

- С каких слов настроение меняется? (…но к вечеру погода изменилась … .) 

Характеристика артиллериста.

- Какими качествами обладал артиллерист. Выберите.

умный сильный духом

мудрый любящий
честный слабохарактерный
веселый беззащитный

смелый мужественный

бывалый решительный

находчивый опытный

трусливый

б) Прочитайте 2 часть.

- Какое в этой части присутствует настроение? (радостное)

- Где устроили купальню? Почему в парусе?

в) Прочитайте 3 часть.

- Почему мальчики оказались в открытом море?

- Каким словом автор показал отношение к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? (вздумали)

- Как вы понимаете значение этого слова?

(неожиданно задуматьзахотетьрешить что-либо сделать.)

- Мальчики совершили необдуманный поступок. Автор осуждает их.

- Как отец отнёсся к поступку сына и его товарища?

- Найдите в тексте. Прочитайте.

- Старый артиллерист гордится сыном, позабыв о предосторожности.

г) Чтение 4 части.

- Какое слово использовал автор, чтобы показать о надвигающейся опасности? (Вдруг)

- Как автор называет акулу? (морское чудовище)

- Как вы думаете, зачем он назвал её так? (Чтобы усилить страх, опасность.)

- Какие действия предприняли люди? (Закричали, бросились к шлюпкам.)

- Что случилось с артиллеристом? (Бледный как полотно, смотрел …)

- Как вы думаете, почему он застыл, ничего не предпринимал? (Не знал, что делать.)

- Какие чувства он испытывает в данный момент? (Страх, ужас, шоковое состояние.)

д) Чтение 5 части.

- Сразу ли мальчики увидели акулу?

- Найдите и прочитайте, какие чувства охватили мальчиков, когда они увидели акулу.

- Что в этот момент происходило с артиллеристом? Перечислите по порядку все действия.

- Как вы понимаете «визг разбудил»? (Он очнулся от шока.)

- Как дальше развиваются события? (Быстро, стремительно.)

- Какую часть речи использует автор, чтобы показать быстроту действия артиллериста. (глаголы) Как мы должны читать, с какой интонацией? (Быстро, перечисляя, серьёзно.)

е) Чтение 6 части.

- Почему артиллерист закрыл лицо руками?

- Как вы думаете, легко ли было выстрелить отцу?

О чём задумались после чтения этого рассказа?

Для чего он написал свое произведение?

 Что автор хотел донести до читателя?

Нужны ли в наше время такие люди?

Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

Мы сегодня познакомились с поучительным рассказом Л.Н.Толстого и учились понимать, каким бывает внутренний мир человека в таких опасных трагичных ситуациях.

Личностно-ориентированная

Обучение в сотруднечестве

Учащиеся работают в группах, выполняют задания, делают вывод: не совершать бездумных поступков, приводящих к трагедии. Всегда приходить на помощь нуждающимся. Об отваге, смелости.

Словесный – учебный диалог.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: общение и взаимодействие.

8.

Рефлексия.

 

Что нового вы сегодня узнали?

С каким произведением познакомились?

Что повторили?

Рефлексия

Если вы довольны и у вас всё получилось, то поднимите вверх зелёный смайлик.

Если вы не довольны и вам не всё понятно, поднимите жёлтый смайлик.

И если вам безразлично, не интересно, то поднимите красный смайлик.

Понравился ли вам урок?

А произведение?

Запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 152-156 читать, пересказывать.

Нарисовать рисунок к понравившемуся моменту.

Спасибо за работу. До свидания!

 

Уровневая дифференциация

Отвечают на вопросы учителя:

-Мы познакомились с произведением Л.Н. Толстого «Акула».

Биографию Л.Н. Толстого.

Оценивают себя.

Участвуют в диалоге
с учителем. Высказывают своё мнение.

Сообщение

Личностные: умение самостоятельно делать вывод в мире мыслей, чувств и отвечать за этот выбор.

Коммуникативные: общение и взаимодействие. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Школа России» Л.Н.Толстой «Акула»

Слайд 2

Владимир Набоков , войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит. — Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин . Теперь включите второй. Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы. В аудиторию ворвался солнечный свет. Это — Толстой !»

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой

Слайд 4

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. -Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Слайд 5

DАRWКJSУQЛVGА D А RW К JS У Q Л VG А - АКУЛА

Слайд 6

Тема: Л.Н. Толстой «Акула». Цели: -познакомимся с содержанием рассказа; -будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях их поступках.

Слайд 9

Купальня- Артиллерист – Якорь - Палуба- Хобот-

Слайд 10

Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии. Купальня - место, сооружение для купания . Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда

Слайд 11

Если вы довольны и у вас всё получилось, то поднимите зелёный смайлик. Если вы не довольны и вам не всё понятно, поднимите жёлтый смайлик. И если вам безразлично, не интересно, то поднимите красный смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...