«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной недостаточности, сочетанных нарушений и речевого недоразвития.

Ключевые слова: глобальное чтение, формирование интереса к процессу чтения, коррекционная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_formirovaniyu_navyka_chteniya_2.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Шестакова Наталия Анатольевна

учитель

МБОУ школа «Надежда»

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной недостаточности, сочетанных нарушений и речевого недоразвития.

Ключевые слова: глобальное чтение, формирование интереса к процессу чтения, коррекционная школа.

Interest formation in the process of reading (using techniques of global reading) in different categories of children with mental retardation (intellectual disabilities).

Shestakova Nataliya Anatol'evna

Abstract: Elements of global reading used in the work serve as a means of forming the child's interest in the reading process, accelerating the mastery of reading techniques in conditions of mental insufficiency, combined disorders and speech underdevelopment.

Key words: global reading, formation of interest in the reading process, correctional school.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению является главным в традиционной методике обучения русскому языку в коррекционной школе. Однако некоторые практики отмечают, что при обучении чтению детей с умеренной умственной отсталостью работать только в традиционной системе не эффективно и не продуктивно (Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова). Ряд авторов предлагают использовать элементы глобального чтения и метод пиктограмм в работе с детьми, испытывающими особые трудности в овладении чтением. Они отмечают, что в работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью не может быть универсального подхода, и выбор методов зависит от образовательных возможностей учащегося (Л.Б. Баряева, Е.И. Капланская, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Л.Г. Нуриева).

  Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной недостаточности, сочетанных нарушений и речевого недоразвития. Традиционно ребенка сначала привлекают иллюстрации, в связи с чем и используется картинка, отражающая смысловое содержание слова [1, с. 68].  Наш опыт показал, что составление подписей к картинкам, узнаваемых глобально, развивает интерес к процессу чтения, что также может рассматриваться как источник знаний, т.к. формирует словарь умственно отсталого ребенка со сложными нарушениями.  

При глобальном чтении дети ориентируются на образец произношения, данный педагогом. Дети проговаривают написанное на табличке сопряженно или сопряженно-отраженно. На начальном этапе глобального чтения, педагог, показывая направление чтения движением руки (указки), вырабатывает у школьников навык передвижения взгляда по строке слева направо. Таким образом, уже на подготовительном к чтению этапе, в период глобального чтения постепенно формируется навык, необходимый при аналитическом чтении.  

Первый и один из важнейших этапов для всех умственно отсталых детей со сложным дефектом – этап формирования интереса к процессу чтения с использованием элементов глобального чтения, которое является одним из эффективных методических подходов, позволяющих развивать интерес к этому виду деятельности, мотивацию к оперированию буквенными знаками, за которыми скрыто смысловое значение.

Внимание ребенка на этом этапе переводится с предметного на знаково-символический уровень понимания, осмысления окружающего мира и взаимодействия с ним. Впервые в сознании ребенка пробуждают интерес к пониманию того, что сочетание букв несет в себе определенный смысл. Формируется мотивация на раскрытие этого смысла.

 На этом этапе ребенок обучается узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Сначала предъявляется картинка – у ребенка формируется интерес к зрительному образу. Затем педагог называет картинку – ребенка просят повторить название. Возникает слуховой (акустический) образ, который сопровождается артикуляционным. Следующий шаг – педагог вызывает интерес к карточке с написанным словом, которую подкладывает к картинке, и читает слово. Затем ребенка просят также повторить. Безусловно, важнейшую роль при этом выполняет подражание. Процесс подражания взрослому свидетельствует о формировании мотивации у ребенка к повтору услышанного. В сознании ребенка зрительный, слуховой и артикуляционный образы дополняются графическим образом. Потом картинка через некоторое время убирается, остается только карточка с буквами, которая теперь несет в себе всю смысловую нагрузку. На этом этапе идет накопление мнестических образов в речевой памяти, запоминание и объединение в единый символ акустических и кинестетических образов с графической формой (письменным образом слова) и изображением предмета на картинк [3, с. 147]. е. Таким образом, зафиксировавшиеся в памяти зрительный, кинестетический и слуховой образы объединяются вместе с графическим образом. Смысловой акцент постепенно смещается на буквенное изображение.

Этап формирования мотивации с помощью глобального чтения позволяет решать следующие задачи: формирование интереса к процессу чтения; развитие психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти), лежащих в основе базиса чтения; накопление в речевой памяти акустических образов слов, а в двигательной – кинестетических образов в их соотношении с графической формой; вырабатывание навыка передвижения взгляда по строке слева направо; правильное произнесение слова; запоминание отдельных букв.

Прием, с помощью которого достигаются поставленные задачи – подражание взрослому при воспроизведении прочитанного слова. На этапе глобального чтения для расширения объема словаря и формирования дальнейшего навыка чтения предлагаются короткие знакомые слова, уже изученные в курсе «Развитие речи»: хлеб, сок, суп, сыр, мыло, масло, нос, дом и др. Далее на этапе изучения букв, эти слова используются уже как знакомые, а изучаемые буквы, находящиеся в слове, подкладываются под карточку с написанным словом.        

Технология работы и приемы, с помощью которых достигаются поставленные задачи:

 а) соотнесение карточки с написанным словом с картинкой, отражающей смысловое содержание написанного слова, формирование акустического образа слова, изображенного на картинке

б) проговаривание написанного на карточке слова сопряженно или сопряженно-отраженно за взрослым; объединение зрительного, слухового,  артикуляционного  и графического образов в буквенное изображение слова

в) закрепление буквенного образа слова; «чтение» слова, воспроизведение по подражанию акустического образа слова (картинка убирается, остается карточка с написанным словом).

Через некоторое время картинка убирается, остается только карточка, которая объединяет графический образ с акустическим и артикуляционным образами слова. В результате тренировочных упражнений с карточкой и написанным на ней словом под соответствующей картинкой, ребенок запоминает графический рисунок слова, называет его и может им оперировать. Внимание ребенка концентрируется на знаках и буквах. Формируется мотивация к оперированию буквенными знаками, за которыми скрыто смысловое значение. На этом этапе также вводится термин «слово» и осуществляется работа над семантикой слов.

г) закрепление навыка в игровых заданиях.  Элементы игры также стимулируют интерес к «чтению» предлагаемых слов. Изученные слова затем могут составлять различные комбинации, например, в задании подписать знакомые блюда, когда идет отработка этих слов.

Когда узнавание этих слов будет отработано, предлагаются задания на узнавание слова по акустическим признакам, т.е. со слуха. Шрифт на карточке и ее фон обязательно меняются, чтобы создать ребенку новые условия для закрепления слова.  Сначала задание выполняется коллективно, затем с долей самостоятельности каждым учеником. Индивидуальную помощь на первых порах получают все дети, далее объем ее сокращается.

Следует отметить, что использование приемов глобального чтения примерно одинаково для всех категорий детей. Тем не менее специфика существует. При обучении умственно отсталого ребенка с НОДА не следует перегружать его зрительное поле картинками, в работе может быть не более 2-х, самое большее 3-х картинок для осуществлении выбора. При передвижении карточек по столу движения ребенка с НОДА могут быть неточными и промахивающимися, важно в этом случае подтвердить выбор картинки акустически [2, с. 208]. Можно также использовать магнитную доску с карточками и картинками на магнитах для минимизации двигательных проблем. Также могут использоваться специальные компьютерные игры, разработанные для этих целей.  При обучении умственно отсталого ребенка со зрительной патологией следует использовать, в первую очередь, оптические приспособления (очки, лупы), обеспечить достаточное освещение рабочего места, использовать индивидуальный раздаточный материал с яркими картинками с контрастными изображениями, избегая бледных оттенков. Для контроля усвоения слова рекомендуем использовать карточки с разной величиной шрифта и фона.  

Известно, что глобальное чтение широко используется в работе с умственно отсталыми детьми с РАС. Умственно отсталые дети со сложным дефектом, включающим РАС, достаточно успешно проходят этап глобального чтения, быстрее по сравнению с другими расширяют диапазон запоминаемых графических образов слов. Используемые нами приемы глобального чтения опираются на хорошую зрительную память аутичного ребенка, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Особенности мыслительной деятельности аутичных детей характеризуются тяготением к  формуле, знаку, символу, и отсутствием значимого интереса к содержанию и  смыслу изучаемого явления.  

  Чтобы акцентировать внимание ребенка на смысловом содержании и не допустить формирования столь свойственных аутичным детям стереотипий, следует предлагать ребенку как можно больше картинок с различными иллюстрациями на изучаемое слово. Затем также увеличить количество карточек с написанным словом, включая в их число карточки с тем же словом, но написанные другим шрифтом или выполненные на другом цветовом фоне. Поощрение за малейшие достижения, создание ситуации успеха является мотивацией этих детей для дальнейшей работы на уроке.

Список литературы

  1. Дементьева, Н. Ф. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Н. Ф. Дементьева [и др.]; под общей ред. д.м.н., проф. Дементьевой Н.Ф. – М.: 1993. – 68 с.
  2. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко. – М.: "Национальный книжный центр", 2016.– 208 с.
  3. Исаева, Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тамара Николаевна Исаева. – М., 2001. –147 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха явл...

Использование педагогических технологий на уроках чтения для привития интереса у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В настоящее время чтение находится на низшей ступени интересов. Как же добиться, чтобы чтение приносило ученикам удовольствие? Как добиться, чтобы школьники любили уроки чтения и с удовольствием готов...

Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...