Использование педагогических технологий на уроках чтения для привития интереса у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
методическая разработка по чтению

В настоящее время чтение находится на низшей ступени интересов. Как же добиться, чтобы чтение приносило ученикам удовольствие? Как добиться, чтобы школьники любили уроки чтения и с удовольствием готовились к урокам? Каждый творчески работающий учитель задумывается над этими вопросами. Ответ очевиден: заинтересовать. Чем?

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Бурдаева Елена Ивановна,

учитель русского языка и чтения,

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного

учреждения «Школа – интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья пгтДемьяново Подосиновского

района» (КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново

Подосиновского района)

Использование педагогических технологий на уроках чтения для привития интереса у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  По мнению В. А. Сухомлинского: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Но плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно». На мой взгляд, данное высказывание как никогда актуально в наше время, а проблема важная для всех педагогов т.к интерес к чтению пропадает или отсутствует вовсе. Причин несколько:

  • обилие источников информации помимо книг, компьютер и телевизор
  • В детской и подростковой среде чтение не считается престижным.
  • дети растут в окружении нечитающих взрослых.
  • 40% школьников не читают ничего кроме учебников,  потому что для книг для души зачастую просто не хватает сил и времени.
  • трудности в овладении полноценными навыками чтения

   Из результатов школьного опроса среди обучающихся и их родителей видно, что чтение находится на низшей ступени интересов. Если книги  и есть дома, то они лежат «мёртвым грузом». Дети не воспринимают произведения во всей их глубине и красоте, не знают, что значит уметь читать. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Это ведёт  к возникновению учебных затруднений и даже нелюбви к чтению.

   Как же добиться, чтобы чтение приносило ученикам удовольствие? Как добиться, чтобы школьники любили уроки чтения и с удовольствием готовились к урокам? Каждый творчески работающий учитель задумывается над этими вопросами. Ответ очевиден: заинтересовать. Чем? У каждого педагога - есть свои приёмы, методы, какие – то изюминки. В современном образовании достаточно много педагогических технологий, методик. Для своей работы я  подбирала приемлемые для моих детей, адаптировала или  использовала приёмы технологий. Сегодня вашему вниманию хочу представить свой опыт работы в урочной и внеурочной деятельности в решении  проблемы повышения интереса к чтению. Тема семинара: «Повышение и развитие  интереса школьников»

  Вся моя деятельность основывается на системно - деятельностном подходе. В результате его применения организуется учебный  процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

   На экране перечень применяемых мной педагогических технологий. Остановлюсь на тех, которые играют наибольшую роль в повышении мотивации к чтению и вообще к учению.

  • технология дифференцированного и индивидуального обучения.
  • технология проблемного обучения – Это организация учебных занятий  с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач и  приёмов и активной деятельностью детей по их разрешению.  Часто здесь помогает мотивирующий прием – “яркое пятно” (музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, загадки, ребусы, кроссворды, пословицы,  «Буквенный диктант», «Ключевые слова», любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников, удивить). Задавая проблемные вопросы, требующие размышления,  создаю речевую ситуацию, побуждаю ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска,  отстаивают свою точку зрения, учатся слушать других людей. Например, при изучении произведения Дж. Родари "Как один мальчик играл с палкой" предложила вопрос: "Была ли палка волшебной"? Или,  характеризуя героев произведения М. Лермонтова «Ашик-Кериб» предлагаю 8 - классникам вспомнить, как говорится о девичьей красоте в русских сказках, выбрать пословицы, в которых упоминаются лучшие черты женского характера, высказать своё мнение. Проблемный вопрос может решаться в течение всего урока (ситуация предположения). Так  при чтении рассказа "Звонкие ключи" в начале урока ставлю проблемный вопрос "Как уберечься от неприятностей в лесу"? В ходе анализа текста выясняем,  какие опасности могут подстерегать в лесу и как их избежать. Ребятам можно предложить ситуацию выбора, как бы они поступили в определённом случае. При работе над произведением Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на третьем уроке перед детьми можно поставить проблемный вопрос: «Может ли ребенок повлиять на ход событий?», проанализировать образ Дины и события, которые она помогла предотвратить, а также сделать вывод о том, что мир не без добрых людей.

Изложенные приёмы развивают творческую, самостоятельную, мыслящую личность, формируют умение видеть проблемы и находить способ их решения.

  • технология правильной читательской деятельности. Великий Гёте сказал: «Что человек не понимает, тем он не владеет».  Техника медленного чтения художественного произведения позволяет ребёнку продумывать смысл каждого слова, учит задавать и находить ответы здесь же, в тексте, учит соразмышлять и сопереживать. Под медленным чтением понимается определённый подход к обучению пониманию прочитанного. Правильный тип читательской деятельности  представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми произведений до чтения, во время чтения и после чтения. На этапе работы до чтения (антиципация) по названию, иллюстрации, портрету писателя, прогнозируем, т.е предполагаем содержание текста. Данную работу можно провести в группах. Первая  группа пробует высказать свои предположения по иллюстрации, вторая - по названию и автору, третья - используя ключевые слова. школьники ставят цель урока. Задача данного этапа - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать произведение. На втором этапе (интерпретации - понимание текста)  применяю чтение с остановками или технику медленного чтения. Фактически проводится почти построчный анализ текста, в ходе которого дети многократно обращаются к произведению. А при работе с текстом после чтения беседуем об основной идее произведения, знакомимся с писателем, снова обсуждаем смысл заглавия, работаем с иллюстрациями, пословицами,  выполняем творческие задания. Например, после изучения сказки "12 месяцев" ребятам нужно из группы пословиц выбрать одну, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к сказке и обосновать свой выбор. Также к творческой работе обучающихся можно отнести: инсценирование басен, создание диафильма ("Бородино"), придумывание своего названия произведения или концовки, чтение по ролям, сочинение рифм.

   Данная технология учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению.  

Как было ранее сказано, на уроке неоднократно обращаемся к тексту. В  своей работе я использую до 30 видов  чтения, оптимально подходящих для детей с ОВЗ. Перечитывая произведение каждый раз с другим заданием, школьник открывает в нём что – то новое.

Большое внимание уделяю словарной работе. И работа эта ведётся в разной форме:

- Знакомство с малопонятным словом из контекста;

- Объяснение  слов перед чтением;

- Наглядный показ рисунка;

- Объяснение слов по ходу чтения;

- Отправление к сноскам и словарю;

- Практический показ незнакомого слова;

- Использование загадок.

(Например, из стих. «Бородино» - редут: во время чтения объяснение  по словарю + картинка)

  • ИКТ. Развитию познавательной активности на занятиях  помогают информационно – коммуникативные технологии. Презентации,  аудио – и видеозаписи помогают воспринять информацию, запомнить её. Выступают как вспомогательный элемент учебного процесса. Даётся образец прочтения произведения мастером слова,  организовать викторину «Угадай, кто идет?», по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте.  Презентации о жизни и творчестве писателей, а также интерактивные литературные викторины  беру готовые и перерабатываю или составляю сама. («Путешествие на остров чудес», игра – разминка «Любопытная дюжина», «Играем  в прятки», интерактивная игра «Ребятам о зверятах».
  • технология коррекционно - развивающего обучения.         Основная задача коррекционно - развивающих упражнений – обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи. В процессе работы использую систему специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения: сознательность, беглость, правильность и выразительность. Это упражнения:

-направленные на развитие чёткости произношения;

-вырабатывающие внимание к слову и его частям, являющиеся предпосылкой правильного чтения;

-развивающие оперативное поле чтения и память;        

-развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;

-для развития выразительности чтения.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения способствуют совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления. Коррекционно – развивающие игры  и упражнения использую на каждом уроке во время читательской разминки или в основной части урока. Ребятам очень нравятся «Шифровальщик» - найди слова в строчках, «Буксир», «Губы», Фотограф», "До первой ошибки". "Мнимое слово", "Кто играет в прятки"

технология игрового обучения. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся, но и будничные шаги  по изучению литературного чтения.  Играя, учимся читать,  читая, учимся жить. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную  деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические  процессы и функции ребёнка. Игровые моменты на уроке позволяют активизировать деятельность школьника. Например, «Угадай-ка» ("Тёмная лошадка") - угадать героя по описанию или по принадлежащим ему вещам, "Да - Нет" - на поставленный вопрос дети должны ответить "да", если согласны, "нет", если не согласны, «Установи последовательность» - расположить эпизоды произведения в правильном порядке (по эпизодам, по иллюстрациям), "литературный аукцион" - кто больше назовёт сказочных  волшебных предметов, Помоги героям» -  предлагаю ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях, разработать для них план действий.

«Шкатулка» - нужно собрать в шкатулку все, что необходимо герою с  точки зрения ребёнка, все, что поможет ему в дальнейшем. И что бы он положил в данной ситуации для себя?

 Нетрадиционные формы уроков: литературные игры («По страницам изученных произведений» - 6 кл.), читательские конференции, урок – прогулка в зимний лес, урок – устный журнал, урок – исследование, литературная гостиная, литературный турнир (обобщение по разделу "Литература 19 века" - 9 кл),  КВН (басни Крылова  - 8 кл.), библиотечные уроки.

        Викторины (детям и самим нравится составлять вопросы, например, в 9 классе при обобщении творчества какого – либо писателя школьники вновь обращаются к тем произведениям данного автора, которые прочитали  в течение обучения в школе и дома по ним составляют вопросы для викторины, а на уроке задают свои вопросы одноклассникам).

  • технология групповой работы. Данная технология решает следующие задачи: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения, совершенствование межличностных отношений в классе. При групповой форме ученики, находясь в малых группах, становятся активнее – там им комфортнее. Групповой работе предшествует парная «Карусель» - парная или групповая игра. Каждая пара на листке пишет один вопрос по изучаемому произведению. Листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют свой, записывая на этом же листке. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Стратегия «Галерея». После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.  Активно применяю такой приём,  как «Задай соседу вопрос», взаимопроверка, составить пословицу, выполнить задание.  А групповую работу  применяю в основном при обобщающих нестандартных  формах урока.
  • Здоровьесберегающая  технология. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, снять утомляемость, но и повысить эффективность учебного процесса. 
  • уроки литературного творчества. Учащиеся становятся автором: сами сочиняют сказку (8 кл.), рассказ «Осень в родном крае».
  • тесты для проверки знаний обучающихся по прочитанному произведению провожу на обобщающих уроках. (по сказке «Морозко» - 5 класс, рассказу «Звонкие ключи» - 6 класс, по рассказу «Кавказский пленник»  - 7 класс, сказке «Волшебное кольцо» - 8 класс,  поэме «Руслан и Людмила» - 9 класс).
  • технология проектной деятельности способствует повышению уровня мотивации учения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и литературного жанра, биографии писателя. Так в 9 классе ребята подробно изучили жизнь и творчество Н. Рубцова. Каждая группа получила задание, а на обобщающем уроке всю информацию объединили, создав передвижную папку в технике «лэпбук". Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов,  т.п. в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.   Проектная деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Например, после изучения темы "Устное народное творчество", пятиклассники для обобщающего урока подобрали произведения различных жанров фольклора, а на занятии кружка по этой же теме изготовили буклеты.

Работа по развитию интереса к чтению не заключена в рамки урока.

  • проект "Чтение с увлечением".  Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, читательские часы, коллективные классные творческие работы по прочитанным книгам). Участие в индивидуальной или совместной творческой работе становится позитивным,  подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Проведение различных мероприятий позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
  • предметные недели родного языка. Мероприятия, проводимые в рамках недель,  нацелены на повышение интереса к предмету чтение.
  • "Книжное царство". Так называется кружок, который веду с ребятами своего класса.

   Все  вышеизложенные  формы, техники и технологии, методы и приёмы повышают интерес  учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют  читательский интерес, технику чтения,  развивают творческие и интеллектуальные способности.

- Своё выступление я хочу закончить притчей. Жил мудрец, который знал всё.  Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка  у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках, дорогие коллеги,  создать  условия в своей работе для развития познавательной активности школьников, получения  ими радости и удовлетворения от чтения, ведь человек любящий и умеющий читать - счастливый человек (К. Паустовский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом...

«Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...