План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Синявина Карина Александровна

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshetova_praktika_24shk.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Начальная школа XXI века» 2 класс

(Л.А. Ефросинина,  М.В. Долгих, М. Оморокова, Литературное чтение, 2 класс 1 ч. стр. 108-109)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 20.10.2021 г.

Время:  11:45-12:25

Место: МАОУ «СОШ №1 г. Черняховска»

Класс: 2 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цель: организация деятельности обучающихся по осознанному восприятию, пониманию идейного содержания и специфики текста рассказа, для умения давать характеристику героев, обосновывать нравственную оценку поступков героев, воспитывать чувство добра, справедливости.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию умения анализировать рассказ, отвечать на вопросы учителя по прочитанному стихотворению, понимать смысл стихотворения и определять тему.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, умению анализировать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, умению выделять жанровые особенности лирического стихотворения.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, понимания значимости каждого времени года, воспитанию читательского интереса к произведениям русских поэтов.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПин, гигиенические условия в кабинете; применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся; создать положительный эмоциональный микроклимат.

Планируемые результаты:

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся, формируют положительного отношения к процессу познания, умеют проверять себя и самостоятельно оценивают свои достижения, формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; формируют устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формируют самоанализ и самоконтроль результата;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.

Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, понимают смысл рассказа, определяют тему, основную мысль.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока

Ход урока

I. Организация начала урока


     1) Приветствие


      У.: Здравствуйте! Меня зовут Карина Александровна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.


      2) Проверка готовности к уроку


      У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Есть ли у вас учебник, тетрадь, дневник и пенал.

      - Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места.


     
3) Мотивация к учебной деятельности


      У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Встало солнышко -  ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем.

У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?

О.: Для того, чтобы узнать что-то новое и ничего не пропустить.

II. Актуализация знаний обучающихся

Беседа

У: Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

О: Мы читали рассказ.

У: Хорошо. Какой рассказ вы читали?

О.: Рассказ Н.И. Сладкова «Эхо»

У: Вашим домашним заданием было дочитать этот рассказ. Сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили содержание рассказа. Я раздам вам на парту один тест на двоих. Вам необходимо обвести правильный ответ в кружочек. На эту работу у вас 3 минуты.

  1. Кто автор рассказа «Эхо»?
  • Л. Толстой
  • Н. Сладков
  • А. Барто

2.Где спрятались рыбы?

  • В пещере
  • В лесу
  • На дне в иле

3. Что случилось с цветочками и листочками?

  • Завяли
  • Их сорвали

4. Что делают белки и зайцы?

  • Готовят запасы еды
  • Прячутся с рыбами в иле
  • Шубки меняют

5. Какое время года наступило?

  • Осень
  • Зима
  • Весна
  • Лето

У.: Вижу, вы закончили. Передайте свои работы вперёд.

     III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Сегодня на уроке мы с вами вспомним одного известного поэта.

Ребята, кто такой поэт?

О.: Поэт – это тот, кто пишет стихи.

У.: Верно! А каких поэтов вы уже знаете?

О.: Агния Барто, С. Есенин, А.С. Пушкин…

У.: Молодцы! Ребята, а что вы изучали из творчества А.С. Пушкина?

О.: «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Румяною зарею…»

У.: Очень хорошо! А что это за жанр?

О.: Стихотворения (отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин»)

У.: Верно! Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, но сначала отгадайте загадку.

Солнцу тёплому не верьте –

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами.

Догадайся, милый друг,

Кто же я?

О.: Осень!

У.: Так какая тема стихотворения, с которым мы познакомимся?

О.: Осень.
У.: Стихотворение называется «Уж небо осенью дышало…».

У.: С помощью слов помощников определите задачи нашего сегодняшнего урока (на доске)

- вспомним…

(о биографии А.С. Пушкина…)

- узнаем…

 (о лирическом стихотворении и его жанровых особенностях …)

- будем учиться…

(выразительно читать…)

IV. Открытие новых умений, знаний.

У.: Сейчас мы с вами познакомимся с краткими биографическими сведениями об Александре Сергеевиче Пушкине. Откройте свои тетради, запишите дату. Сегодня 20 октября. Ниже пишем: «Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.).

1) Краткие биографические сведения и интересные факты

  • В доме Пушкиных говорили по-французски. Позже Александру наняли учителя французского языка, кроме того, в доме всегда было полно литературы на этом языке. Можно сказать, что французский стал вторым родным языком поэта.
  • Отец Пушкина сам писал стихи, а мать нередко устраивала домашние спекталки, в которых участвовали члены семьи и друзья.
  • Пушкин написал своё первое стихотворение в 8 лет на французском языке.
  • Когда Пушкину было 10, он написал поэму-сказку. Тетрадка попала к воспитателю-французу, который стал читать поэму и грубо насмехаться над мальчкиком, говоря, что нужно заниматься делом, а не марать бумагу.
    Зато дядя Александра Сергеевича, известынй поэт Василий Львович Пушкин, заметил талант племянника. Он читал стихи Александра, давал советы, учил правдиво описывать жизнь.
  • С детства Александр обладал прекрасной памятью, и мог после одного прочтения слово в слово пересказать стихи или любой другой материал.
  • В Царскосельском лицее, куда родители отправили Пушкина в 12 лет, многие пытались писать стихи, но ни у кого не получалось. А Александр писал, зачёркивал и снова писал. За ним закрепилась слава первого лицейского поэта.

Великий русский поэт А.С. Пушкин написал много сказок, но еще он очень любил природу и писал о природе стихи. Самым любимым временем года была у него осень. Об осени у Пушкина много стихотворений. Вот одно из них.

2) Словарная работа

У.: Кто помнит, что такое стихотворение?

(Читают со слайда)

У.: Стихотворения бывают лирическими. Лирическое стихотворение –

 малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя.

В лирическом стихотворении описывается внутренний мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

У.: Целью стихотворения является красочное описание лирических образов.Лирические образы: зрительный, обонятельный, слуховой и т.д.

Кто знает, как соединяются образы в стихотворении?

О.: Образы в стихотворении соединятся рифмой.

 У.: Кто знает, что такое рифма?

 О.: Ри́фма -  это созвучие концов стихотворных строк.

У.: И конечно же стихотворение не может обойтись без кого?

О.: Стихотворение не может обойтись без лирического героя.

О.: Лири́ческий геро́й- это воображаемый, от лица которого поэт пишет стихотворение. Именно его мысли и переживания отражены в стихотворениях.

У.: А что значит слово «воображаемый»?

О.: Это значит вымышленный, придуманный человек, которого не существует в реальном, настоящем мире.

У.:  Ребята, далее в стихотворение нам встретятся новые для вас слова: сень, караван.

У.: Откройте учебник на странице 108. Вижу, что все открыли. …, прочитай значение этих слов.

О.: Караван – здесь:  летящие друг за другом гуси. Сень – укрытие, покров.

У.: Отлично! Сейчас вы будете читать стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

V. Фонетическая разминка

 Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку (Слайд со скороговоркой. Произносим с похлопыванием.)

VI. Первичное чтение стихотворения «Уж  небо осенью дышало».

У.: Сейчас мы с вами прослушаем чтение в исполнении Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Закройте глаза и представьте позднюю осень.

(Включить запись)

VII.  Вторичное чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало…»

У.:Сейчас вы прочитаете стихотворение вслух, громко, чётко, выразительно. Кто хотел бы себя попробовать?

Критерии выразительного чтения (для учителя)

Оценка «5» - хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, без ошибок, без подсказок, без искажения слов, громко, четко, внятно, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор. Чтение выразительное, эмоциональное, смог(ла) в достаточной мере использовать средства выразительности.

 Оценка «4» – хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, но не всегда соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.

Оценка «3» - плохо знает текст стихотворения, рассказывает не всегда выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не всегда соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.

Оценка «2»- не знает текст, рассказывает невыразительно, тихо, не внятно. Нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст или не выучил(а). Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.

О1.:(читает вслух)

О2.: (чтение вслух)

У.: Ребята, понравилось ли вам, как читали (имена)?

О.: да!

У.: А как читали ребята?

Карточки с критериями оценивания лежат у  всех на столах.

Критерии оценок по литературному чтению

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

2.Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4.Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.

О.:  соблюдали паузы, темп, интонацию, читали без ошибок.

У.: Да, ребята, (имена) читали… и поэтому они получают отметку …

3) Работа с учебником

У.: О, прочитай вопрос 1 на странице 109.

О.: Какое настроение вызывает осень у поэта? Какими словами он передаёт это? Прочитай.

О.: Тоскливое настроение – «приближалась довольно скучная пора»

У.: Верно! «Уж небо осенью дышало…» Как ты понимаешь эти слова? Объясни.

О.: Небо укутано облаками, воздух наполнен сырым осенним запахом

У.: Правильно, умница!

У.: Рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Какие строки больше всего подходят к ней?

О.: «Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…»

У.: Верно!

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока  

вспомнили…

(о биографии Александра Пушкина…)

- узнали…

 (о лирическом стихотворении и его жанровых особенностях …)

- Научились…

(выразительно читать, анализировать)

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.

Рефлексия «Письмо благодарности»

У.: Перед вами на столах лежат бумажные кленовые листья. Напишите на них имя человека, которому вы благодарны за этот урок. Это может быть ваш одноклассник или ваша учительница Алина Феликсовна и напишите за что вы благодарны этому человеку. Подумайте, как вы работали на уроке, было ли вам интересно. Затем я соберу у вас карточки.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дома: Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Урок литературного чтения с презентацией...

Презентация к уроку литературного чтения "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."

презентация представляет собой построчный видеоряд с текстом стихотворения...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"

А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало»...