Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
план-конспект урока по чтению

Киселева Наталья Григорьевна

Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3v_klass_dvoenko.docx22.87 КБ
Office presentation icon chtenie.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема: А. С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало»

Цели:

-познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;

-развивать навыки выразительного чтения;

-воспитывать любовь к природе.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня Наталья Григорьевна.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на работу.

2.Работа по теме  урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Биография

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

В этот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошел в жизнь празднично.

В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.

Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую  библиотеку и даже писал стихи. Дядя-Василий Львович - был известным поэтом.

Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленький. Его первое стихотворение написано по - французски.

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Зхарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.

Именно бабушка учила маленького Сашу писать по – русски.

Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только появлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую красавицу или Бову-королевича.

- Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Очень многие великие русские писатели, поэты, художники, композиторы, учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него. Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с творчеством этого великого поэта, будем учиться читать его стихи.

- Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.

Послушав короткое стихотворение, вы назовёте это время года:

«Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…

Осенью зовётся.»

(Слайд 2)

-Красива природа осенью! Многие художники изображали это время года на своих картинах, композиторы писали музыку, посвящая её этой чудной поре. Например, Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл музыкальных произведений и назвал «Времена года». И, конечно же, многие поэты посвящали свои стихи этому времени года.

Любил это время года и Александр Сергеевич Пушкин. Об этой поре он говорил так:

(Слайд 3)

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной.»

- Как вы понимаете это высказывание поэта?                                      

-,«Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов». В жизни поэта была особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.

Первого сентября Пушкин приехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь-холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино все три месяца. Работал в это время поэт с невиданной энергией, очень много и плодотворно. В Болдино им написано множество стихотворений, закончено величайшее произведение роман в стихах «Евгений Онегин».

    Осень

Осень самое любимое время года поэта.

3.Постановка учебной задачи. Формулировка типа урока.

-Давайте сегодня пофантазируем немного, представим себе осень, которая так вдохновила поэта на творчество.

(Слайд 4)

(демонстрация осенних пейзажей)

- Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них. Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стихотворение «Уж небо осенью дышало».

Просмотр изображений,

4.Первичное восприятие стихотворения.

1.Воспроизведение стихотворения

аудиозапись

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-О каком времени года идёт в нём речь?

-Какое чувство, настроение возникло у вас?

- Какие картины вы представили?

Прослушивание стихотворения учащимися.

Составляют ответы на вопросы

5.Физкультминутка.

Осенние листья по ветру летят,

Друг с другом они попрощаться хотят.

Осенние листья кружатся,

Ковром разноцветным ложатся.

Дети движением рук показывают ,как падают осенние листья.

6.Первичное закрепление открытых знаний.

- А захотелось ли вам самим перечитать его?

-Но перед тем как мы начнем читать, мы с вами проведем речевую разминку.

1.Шутки-чистоговорки

Ря-ря-ря – синие моря;

Рю-рю-рю – репу я варю;

Арь-арь-арь – новый букварь;

Ри-ри-ри – горят фонари;

Ре-ре-ре – санки на горе;

Ра-ра-ра – высокая гора.

2.Прямые слоги (слайд)

-Давайте теперь перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени?

2.Словарная работа.

- Значение каких слов не понятно?

- Что обозначает слово «сень»? Где вы нашли информацию о значение этого слова?

- Как вы понимаете слово «караван»?

- Прочитайте первую строчку , как вы понимаете выражение «небо…дышало»?

- Радует ли героя наступление осени?

- Найдите те строчки, которые помогают представить, что происходит в лесу?

- А теперь найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью. Мы это только видим или можем представить звуки, которые они издают?

- Кто из вас, ребята, видел в небе журавлей или гусей? Как они летят? Почему в полёте они кричат?

- А почему А.С. Пушкин употребил слово «тянулся»?

3.Работа над выразительным чтением.

- Какой образ леса вы представили?

- Посмотрите на текст скажите, сколько предложений вы увидели?

- Действительно, это одно предложение, в котором поэт поместил свои впечатления и наблюдения, которые складываются в целостную картину.

- Какие знаки препинания вы видите в конце строк? Как это показано знаками препинания в тексте?

- Прочитайте первую часть так, как будто вместо запятой стоят точки. Изменилось ли что-нибудь?

- Как нужно читать эту часть?

Работают с текстом.

Находят значение слова в толковом словаре учебника.

Группа следующих друг за другом гусей.

Это уже не чистое и прозрачное летнее небо, это небо укрытое осенними тучами, прохладное и уже не такое голубое.

Нет. «Довольно скучная пора»

 

«Лесов таинственная сень,

С печальным шумом обнажалась.»

«Гусей  крикливый караван

Тянулся к югу»

Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта

Работают с текстом.

Находят и называют знаки, называют, что они обозначают.

Читают, изменив знаки, делают вывод о том, что не получилось целостной картины.

Читают выразительно

6.Работа в парах.

- Сейчас вы поработаете в парах, по очереди прочитаете текст стихотворения друг другу. Затем обсудите, получилось ли у вас прочитать выразительно или нет, если нет, то почему?

- Кто из вас может выразительно прочитать?

Работают в парах, обсуждают, что получилось, что нет.

7. Итог урока

- С каким произведением А.С. Пушкина мы познакомились сегодня на уроке?

- Какой теме посвящено это стихотворение?

- Чему вы научились на уроке?

- Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения А.С. Пушкина. Благодаря поэзии, мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту нашей русской природы.

Ответы детей.

8.Рефлексия.

- Перед вами на партах находятся разноцветные осенние листочки. Оцените свою работу на уроке, используя их:

- если вы активно участвовали в работе урока, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, научились выразительно читать , возьмите зелёный листочек;

- если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

- если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

-Очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Спасибо за работу!

Оценивают свою работу на уроке, выбирая листочек определённого цвета.

9.Домашнее задание

- Дома вам надо будет выучить стихотворение наизусть.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс «Уж небо осенью дышало…» Урок литературного чтения 3 класс

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837

Слайд 7

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года…

Слайд 8

«Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Сказать вам откровенно, Из годовых времён я рад лишь ей одной.»

Слайд 14

«Уж небо осенью дышало..»

Слайд 15

Ря- ря-ря – синие моря; Рю- рю- рю – репу я варю; Арь- арь- арь – новый букварь; Ри- ри- ри – горят фонари; Ре-ре-ре – санки на горе; Ра-ра-ра – высокая гора.

Слайд 17

СЛОВАРНАЯ РАБОТА сень караван обнажалась освобождалась от покровов (листвы) покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов

Слайд 19

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....

Урок чтения во 2-ом классе по теме "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало...".

Задачи урока: формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;развивать навыки выразител...

Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин")....