Открытый урок по литературному чтению 2 класс В. В. Бианки «Сова»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Тема: В. Бианки «Сова»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;
  • участвовать в диалоге;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;
  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;
  • карточки с деформированным текстом;
  • карточки для самооценки
  • отрывок мультфильма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_sova.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:


Открытый урок по литературному чтению 2 класс

В. В. Бианки «Сова»


Провела учитель начальных классов – Димитриева Т. Л.


Тема: В. Бианки «Сова»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;
  • участвовать в диалоге;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;
  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;
  • карточки с деформированным текстом;
  • карточки для самооценки
  • отрывок мультфильма

Ход урока

I.Организационный момент

III.Речевая разминка

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь. (слайд 1)

  • Прочитайте стихотворение медленно.
  • Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
  • Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
  • Прочитайте с раздражением (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).
  • Прочитайте выразительно.

3. Актуализация знаний.

Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать? (слайд 2)

  • Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.
  •   ( Когда В.В. Бианки был такого же возраста как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки дома.)
  • А какие произведения Бианки  вы уже читали? («Музыкант»)
  • Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

IV.Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением В. Бианки. Как вы думаете, какая птица с древности считается символом мудрости и познания?

а) сова;

б) ласточка;

в) голубь.

-Почему вы выбрали этот ответ?

-Сова считалась символом мудрости еще у древних греков.

-А что вы знаете об этой птице?

Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

-А какая орфограмма встречается в этом слове? (безударная гласная)

-Как проверить безударную гласную? Сова-совы

«А вы знаете?», что

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах  о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Иногда это слово используют в переносном значении.

-Кого называют совами? совами называют людей, которые привыкли поздно вставать.

V.Работа по теме урока

1.Первичное чтение

  • Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?
  • О чем, по-вашему, это произведение?
  • Проверим ваши предположения.

2.Словарная работа

Как можно заменить слова и выражения? (слайд 3)

Утекает — убегает.

Хорониться — прятаться, таиться.

Раздолье — много места.

Как бы худа не вышло — как бы беды не было.

Чай белить — добавлять молоко в чай.

(Читает учитель и хорошо читающие учащиеся)

3.Обсуждение рассказа

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так -как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – не сказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

  • Почему сова рассердилась на старика? Найдите и прочитайте в тексте.
  • Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
  • Что стали делать мыши?
  • Почему шмели нужны лугу?
  • Что произошло с клевером на лугу?
  • Кому был необходим клевер?
  • Что произошло с коровой?

- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

  1. Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
  2. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
  3. Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

- Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.)Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

VI.Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно
. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. 
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. 
(Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, 
(Присесть.)
Головой вертит, 
(Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. 
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

VII.Закрепление изученного

  • Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. ВРЕМЯ 2 МИН!

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой?(Выслушиваются ответы учащихся.)

Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. - Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними.

Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай)

  • Убедил ли нас писатель в том, что человек связан с природой и зависит от нее?

Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным текстом.

Работа в паре. ВРЕМЯ 2 МИН!

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

2.Работа с пословицами и поговорками

  • Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Выберите ту, которая подходит к данному произведению.

Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.

Глядит как сова, выпучив глаза.

Да это как журавль в небе.

Знать сокола по лету, сову - по подъему.

VIII.Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

  • За что вы похвалили бы себя?
  • Что у вас особенно получилось?

IX.Подведение итогов урока

  • Какое произведение мы читали сегодня?
  • Кто его автор?
  • Чему учит нас произведение В. Бианки?

X.Домашнее задание

Составить рассказ по рисункам на с. 151.


 Тема: «В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала.

 Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

Задачи:

Предметные:

1) познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;

2) дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;

Метапредметные:

4) закрепить библиографические знания;

5) развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;

6) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

7) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

Личностные:

8) развитие интереса к чтению;

9) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение);
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки для словарной работы и с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

- Какой раздел мы изучаем?

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6)

- Выполнение задания 7 на с. 145

- Кто такой музыкант?  Посмотрели ли вы в энциклопедии?

   Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. А также вообще человек, занимающийся такой игрой.

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

   - Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

- Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

  • Всю ночь летает — мышей добывает,
  • а станет светло — спать летит в дупло. (Картина на доске)

- А что вы знаете об этой птице?

(Сообщение ученика).

   Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

ΙV. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

  • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Узнаем…….

Научимся….

V. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Смысловое прогнозирование.

- О чем, по-вашему, это произведение?

- Проверим наши предположения.

VΙ. Первичное знакомство с текстом.

1) Чтение текста учителем и учащимися.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

2) Словарная работа.

Как можно заменить слова и выражения? (Работа в парах с карточками)

Утекает

 

убегает.

Кормовистый

 

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

 

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

 

прятаться, таиться.

Раздолье

 

много места.

Как бы худа не вышло

 

как бы беды не было.

Чай белить

 

добавлять молоко в чай.

Пойло

 

питательное питьё для скота.

- Проверка.

Физминутка для глаз (Слайд 4)

VΙΙ. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса.

- К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью сигнальных кругов. (На партах у детей сигнальные круги литературных жанров). (Слайд 5)

На доске:

Литературные жанры

рассказ (красный)

стихи (желтый)

сказка  (зеленый)

- Почему вы так решили?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

VΙΙΙ. Закрепление усвоения содержания сказки.

      Ответы найти по тексту сказки.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

 Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (
Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (
Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (
Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит,
(Присесть.)
Головой вертит,
(Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (
Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

ΙX. Работа над усвоением смысла прочитанного.

   1. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Назовите главных героев. (Картинки с изображением героев помещаются на доске)

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд № 6)

  2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

X.  Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание (Слайд 8):

  1.  Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору по плану.

 2.         Чтение по ролям

XΙ. Рефлексия.

Закончите предложения (Слайд 9):

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

XΙΙ. Подведение итогов.

- Над каким произведением работали?

- Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

- А как вы, дети, можете помочь природе?

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе В.В. Бианки "Сова"

Интересный содержательный материал с разными видами работ....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: В.В.Бианки «Сова».

Дидактическая цель: продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки,  развивать навыки выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас,  развивать умения анализировать поступки геро...

Открытый урок по литературному чтению 1 класс " Первая охота" В.В..Бианки

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Жигарева Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 439 »Интеллект» Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота" Цель: Форми...

Открытый урок по литературному чтению "В.В. Бианки "СОВА"

Тема: «В. В. Бианки. «Сова»Цели и задачи урока:Образовательные:познакомить учащихся с новым материалом – произведением В. В. Бианки «Сова», с творчеством В. В. Биан...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «В. Бианки Сова»

Автор учебника:  Л.Ф. Климанова. УМК Школа РоссииЦель  урока:  Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применение ранее сформированных  представ...

Литературное чтение Класс: 2, В. Бианки «Сова»

УМК: Школа РоссииТехнология: развитие коммуникативной компетенции.Тема: В. Бианки «Сова»Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: позн...

Открытый урок по литературному чтению 3 б класс Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.Зада...