Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: Л.Н.Толстой "Акула"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tolstoy_-_akula.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

Учитель: Мукина К.С.

Класс: 3Г

Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула»

Цель: познакомить детей с творческой биографией и произведением Л.Н.Толстого;

Задачи:

познакомить детей с творческой биографией и произведением Л.Н.Толстого;

развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;

развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;

воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока:

Актуализация:

В начале урока вспомним, над каким разделом мы с вами начали работать?

Кого мы можем назвать великими русскими писателями? Почему мы их так называем?

С какими произведениями этого раздела мы познакомились? Какие они были?

Верно, одни были веселыми, передавали хорошее настроение, другие - грустными и поучительными, а третьи будут интересными, захватывающими и даже немножко страшными.

Сегодня мы начинаем знакомство с первым произведением Л.Н. Толстого, чтобы узнать его название, посмотрим на слайд.

Отгадаем загадку-ребус:

Как будет называться наше сегодняшнее?

(Акула)

Верно, сегодняшнее наше произведение будет посвящено Акуле, а вот какая же это история, мы узнаем, чуть позже.

Открытие нового знания:

Перед тем , как начать знакомство с произведением , давайте порассуждаем:

Скажите, что вы знаете об акулах?(информация на слайде)

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. 

Судя по тому, каким животным является акула, какое может быть это произведения по настроению, по сюжету?

Что нужно сделать, чтобы узнать, правы ли мы?

Давайте поскорее узнаем, что же  случилось! (Чтение учителем)

Читаем до слов: Акула плыла прямо на мальчиков, здесь чтение прерывается , делается пауза:

-Как думаете, что будет дальше?

Далее читают ученики.

Первичный синтез:

Понравилось ли вам произведение? Почему?

Что испытали при чтении этого произведения?(страх, отчаяние, радость)

Физминутка:

Если называю русскую народную сказку, то приседаем, если авторскую, то хлопаем:

«Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о царе Салтане». « Каша из топора», «Золушка»,  «Гуси – Лебеди», «Доктор Айболит», «Крокодил Гена и его друзья», «Колобок»., «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Ребята, какие слова в тексте встретились, значение которых вам непонятно?

Словарная работа:

Артиллерист - военнослужащий, при огнестрельном орудии.

Полотно -белая льняная ткань

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов

Ропот - негромкая речь

Давайте разберемся, о чем рассказ:

Вторичный синтез:

-Назовите героев произведения(мальчики, артиллерист)

-С чего начинается история? Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море?

- Кем приходится артиллерист одному из мальчиков? Докажите из текста.

- Как отнесся старый артиллерист к тому, что сын и его товарищ плавали в море?(Он смотрел на забавы ребят, и любовался своим сыном, когда сын стал отставать, он кричал: « Ну, давай. Поднатужься!!»)

- Что хотел артиллерист , говоря эти слова? ( Хотел, чтобы его сын приплыл первым)

- Когда отца охватил страх? Прочитайте , как автор описывает его состояние(Когда все заметили акулу и начали кричать мальчикам, отца охватил страх. Он бледный как полотно смотрел на детей)

- Кто первым бросился на помощь к ребятам?

- Как вы думаете, почему , когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, ничего не предпринимая? (Его сковал страх за детей, за сына)

-Когда он начал действовать? (Когда один из мальчиков взвизгнул, этот визг как будто разбудил артиллериста, он сорвался с места и побежал к пушкам, повернул хобот и взял фитиль)

-Как думаете, почему все замерли? Чем был опасен выстрел?(Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков)

- Почему он все-таки решился на выстрел?(Хотел защитить своего сына от опасности)

- Как вел себя артиллерист , после выстрела?(упал рядом с пушкой и закрыл лицо - руками)

- Почему он так себя повел?(Ему было страшно смотреть, вдруг, могли пострадать дети)

- Что можем сказать об этом человеке? Легко ли стрелять, когда рядом собственный сын?(Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный, любящий отец)

- Что хотел показать, автор этим произведением?(Показать переживания отца, его любовь к сыну. Готовность прийти на помощь, спасти и защитить своих детей.  Осудить беззаботное поведение мальчиков, Показать опасности , подстерегающие детей)

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека. Поэтому, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение.

- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? Почему?

Закрепление:

- Я вам предлагаю подумать над следующим проблемным вопросом:
-  Кто является главным героем рассказа? Почему?

Поработаем в группах и составим синквейн на тему «Артиллерист»

Вспомним, что такое синквейн?

Работа в группах:

Каждой группе даётся конверт с частями синквейна, нужно составить синквейен на листе А4, защитить свой синквейн перед классом.

Итог:

- Понравилось вам произведение? Чем? 
- Было ли вам страшно? Когда?
- Какие эпизоды запомнились больше всего? 
- За кого вы переживали? 
Урок хочется закончить пословицей – любовь сильнее страха. Любите друг друга.

Д.з. с. 152 – 154 –нарис. рисунок к произведению , подготовить пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...