Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

 Рыбьякова Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_literaturnoe_chtenie_3_klass.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Автор: Рыбьякова Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Зеленоборск»

Аннотация к технологической карте урока.

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. При проведении урока использованы ИКТ (гугл-форма, программа Quizizz.com). Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Великие русские писатели» в 3 классе. Тип урока-открытие нового знания. Материал будет полезен учителям начальных классов.

Технологическая карта урока.

Дата проведения урока: 11.11.2021.

УМК: «Школа России».

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цель урока: ознакомление обучающихся с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» через организацию работы с текстом учебника, осознание значимости и возможности применения знаний в дальнейшей учебной деятельности и реальной жизни.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Актуализировать знания обучающихся о фактах биографии А.С. Пушкина через организацию фронтального опроса.
  2. Закрепить знания обучающихся об анализе произведения в процессе беседы.
  3. Тренировать навык чтения (осознанность, беглость) в процессе прочтения произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли посредством ответов на вопросы учителя.
  2. Развивать у обучающихся умение осуществлять анализ произведения в процессе работы над произведением.
  3. Развивать у обучающихся умение вести диалог с учителем посредством анализа произведения.

Воспитательная:

  1. Содействовать пониманию необходимости и значимости чтения произведения в собственной жизни.

Оборудование учителя: Интерактивная доска, презентация, учебник литературного чтения Л.Ф. Климанова 1 часть, стр. 92-102.

Оборудование обучающихся: учебник литературного чтения Л.Ф. Климанова 1 часть, стр. 92-102, карточка на этапе рефлексии, планшеты.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Обучающиеся повторили информацию о фактах биографии А.С. Пушкина через организацию фронтального опроса.
  2. Обучающиеся закрепили знания об анализе произведения в процессе беседы.
  3. У обучающихся натренирован навык чтения (осознанность, беглость) в процессе прочтения произведения Метапредметные: 
  1. Обучающиеся демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли посредством ответов на вопросы учителя.
  2. Обучающиеся демонстрируют умение осуществлять анализ произведения в процессе работы.
  3. Обучающиеся демонстрируют умение вести диалог с учителем посредством анализа произведения.

Личностные:

  1. Обучающиеся демонстрируют понимание необходимости и значимости чтения произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» в собственной жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Организационно-мотивационный этап

Подготовить

обучающихся к восприятию информации.

Словесный-чтение стихотворения.

Приветствие.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

-Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник литературного чтения, пенал, рабочий лист, лист самооценки.

Приветствую учителя.

Слушают стихотворение.

Проверяют готовность к уроку.

Ф

Презентация

Этап актуализации знаний, целеполагание

Предтекстовый этап.

Обеспечить осознание необходимости в новом знании, сформулировать задачи урока.

Словесный-беседа.

Наглядный-демонстрация презентации

-Для того, чтобы узнать, произведение какого автора мы сегодня с вами будем читать и разбирать, взгляните на слайд и прочитайте отрывок.

…Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

-Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор?

-Что вы уже знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина?

-Вы уже догадались произведение какого автора мы сегодня будем читать?

-С каким же произведением великого поэта мы с вами сегодня познакомимся?

-Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся с еще одной его сказкой. Как называется сказка и о чем она, мы узнаем, когда посмотрим «Буктрейлер» к этой сказке.

-Сформулируйте тему урока.

-Составим план на урок с помощью слов-помощников.

-Познакомимся…

-Проанализируем…

Читают.

-А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться, писать стихи.

После окончания Лицея переехал в Петербург. Женился на Н. Гончаровой. Спустя 7 лет Пушкин, был смертельно ранен на дуэли и скончался.

-Произведение А.С. Пушкина.

Затрудняются.

-А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

-Познакомимся с частью произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

-Проанализируем прочитанные эпизоды произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Ф

Презентация

https://cloud.mail.ru/public/7NjP/bj5QGPaVy

Этап открытия нового знания.

Текстовый этап.

Построить новый способ действий.

Словесный-беседа.

Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения.

-Приступим к рассмотрению первого и второго пунктов плана.

-Знакомясь с произведением мы параллельно будем его анализировать.

Первичное восприятие текста

-Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Для этого откройте свои учебники на странице 92.

-Для того, чтобы узнать, о чем будет говориться в сказке, рассмотрите внимательно иллюстрации к данному произведению. Предположите, о чем пойдет речь?

-Для того чтобы, проверить, правильно ли мы предположили, о чем будет сказка, прочитаем текст по цепочке.

(Читают по частям)

1 часть

-С какими героями мы познакомились в перовой части?

-О чем мечтали сёстры?

-Мечта какой из сестер полюбилась царю?

-Найдите и прочитайте строки, где царь обращается к третей сестре.

-Кем предложил быть царь первой и второй сестрице?

-Как вы думаете, почему царь выбрал именно третью сестрицу?

-Если бы вы были на месте царя, слова какой сестры приглянулись бы вам?

2 часть

-Какие герои появляются в этой части?

-Что сделали ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха? Найдите и прочитайте эти строчки.

-Какой сын родился у царя? Найдите строчки, в которых это сказано и прочитайте.

-Какой приказ дал царь гонцу? Найдите и прочитайте строчки, где это сказано.

-Как вы думаете, почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха переняли гонца?

-Как бы вы поступили на месте царя, получив такое известие?

Открывают учебники.

-О царе Салтане.

-3 сестрицы, царь.

-Каждая из сестер мечтала стать царицей.

-Царю полюбилась мечта третьей сестрицы.

Читают.

-Ткачихой и поварихой.

-Царю нужен наследник.

Отвечают.

-Сестрица и царь обвенчались. Царица рожает мальчика, пока царь на войне.

-Сватья баба Бабариха, гонец, младенец.

Читают.

Читают.

-Они невзлюбили царицу, завидуют.

Предполагают.

Ф

Учебник, презентация.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Обеспечить первичное запоминание знаний и способов действий.

Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения.

3 часть

-Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте.

-Вспомните, какой наказ действительно дал царь?

-Почему бояре прочитали другой приказ?

-Что все-таки сделали с царицей и ребенком? Найдите и прочитайте эти строки.

-Как бы вы поступили на месте бояр, получив такой указ?

4 часть

-Как понимаете фразу «рос не по дням, а по часам»? Где может такое происходить?

-Чтобы проанализировать эту часть произведения, предлагаю вам пройти по ссылке, которую я вам отправила. Возьмите планшеты, пройдите по ссылке.

-К кому за помощью обратился юноша?

-Как вы думаете, почему волна ему помогла?

-Помогли ли бы вы Царевичу?

Читают.

-«Ждать царева возвращенья для законного решенья».

-Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха подменили указ у гонца.

Читают.

Рассуждают

-Очень быстро взрослел. Такое может происходить только в сказках.

-Он обратился за помощью к волне.

-Юноша говорил добрые слова волне, просил о помощи.

Ф

Учебник, презентация, планшет.

https://forms.gle/i4HFZZPAAvveDmuD8

Включение в систему знаний и повторение

Повторить изученный способ действий.

Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

5 часть

-Кого спас юноша? А кого он убил?

-Почему девица сказала, что сослужит ему потом?

-Что бы ты сделал на месте царевича, спас бы девицу – лебедя?

6 часть

-Как Лебедь отблагодарила юношу?

-Кем стал юноша?

7 часть

-С кем произошла первая встреча князя Гвидона?

-Почему эта встреча доставила ему печаль?

-Кто пообещал помочь Гвидону?

-Зачем Лебедь обратила князя в комара?

8 часть

-О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики?

-Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой?

-Почему комар рассердился?

9 часть

-Почему корабельщики второй раз опечалили Гвидона?

-В кого на этот раз Гвидона обратила царевна Лебедь?

Выполняют физкультминутку.

-Юноша спас девицу-лебедя, а убил злого чародея, обращенного в коршуна.

- Потому что за добро надо отвечать добром.

Отвечают.

-Она возвела на острове большой город.

-Юноша стал князем этого города и получил имя Гвидон.

-С корабельщиками, торговцами.

-Потому что они плыли на его родину, в царство царя Салтана, а Гвидон скучал по отцу.

-Ему пообещала помочь Лебедь.

-Чтобы он мог полететь за кораблем и увидеть своего отца.

-Что на пустынном острове появился чудный город.

-Начали рассказывать царю о другом чуде: белочке.

-Потому что сестры отговаривали Салтана ехать на остров.

-Потому что они снова держали путь к царю Салтану.

-Она превратила его в муху.

Ф

Учебник, презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обеспечить самостоятельную работу, с применением новых знаний и способов действий.

Словесный-беседа. Наглядный-демонстрация презентации. Практический-анализ произведения.

Часть 10

-О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики?

-Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой?

-Почему муха рассердилась?

-Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему?

-Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры.

-Какой это вид сказки.

-Это произведение очень легко запоминается, так как написано в рифму. Каждый человек в своей жизни должен быть знаком с этим произведением. В сказке много чудес. Это всё волшебная Лебедь, которая на самом деле прекрасная царевна. И богатыри из моря, и сказочная белка, и сам город появившийся, и то, что царевич так быстро вырос! И то, что они выжили в бочке на море при шторме!

-Что на острове у князя Гвидона есть белка, которая поет песни и грызет орехи с золотой скорлупой и изумрудом вместо ядра.

-Они рассказали о другом чуде: о 33 богатырях и Черноморе.

-Муха рассердилась, потому что сестры снова отговорили Салтана плыть на остров.

-Да, можем. В сказке рассказывается о том, чего не может быть на самом деле в жизни.

-В сказке есть волшебство, превращения, повторение.

-Волшебная, авторская.

Внимательно слушают.

Ф

Учебник, презентация.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Послетекстовый этап.

Зафиксировать достижение поставленных целей.

Словесный-беседа.

– С каким произведением мы начали знакомство на уроке?

-Рассмотрели ли мы все пункты плана?

-Что послужило основой сюжета сказки?

-Понравилась ли вам та часть произведения с которой мы познакомились? Ответ на этот вопрос мы с вами дадим в программе Quizizz.com на ваших планшетах.

-Пришло время оценить свою работу.

-На ваших партах лежат листы. Ваша задача: закончить предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

-С произведением А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

-Да, познакомились и прочитали часть произведения.

Открывают приложение, отвечают на вопрос.

Дополняют предложения.

Ф

Планшеты, карточка с предложениями.

https://quizizz.com/admin/quiz/618fa6c10863b9001db2c999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.

Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...