Конспект урока литературного чтения во 2 классе Братья Гримм "Бременские музыканты" УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Егорченкова Ольга Васильевна

Здесь представлены разработки урочных и внеурочных материалов: конспекты и презентационный материал.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создавать условия, в которых будут достигнуты предметные результаты:

  • познакомить с особенностями художественного слова Братьев Гримм; формировать способность к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления;
  • развить навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения; критическое и визуальное мышление;
  • воспитать нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Формироваться УУД:

познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий;

коммуникативные: умение слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Развиваться личностные качества: формирование ценностных ориентиров, критического мышления, способности принятий самостоятельных решений.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки с заданием для работы в паре, учебник: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина] – М.: Вентана-Граф, 2019. – 176 с.: ил. – (Российский учебник).

Источники: Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2017. – 208 с.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Проверим всё ли готово к уроку?

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получиться. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу и подарите друг другу капельку тепла. Отпустите ладошки.

Я желаю вам хорошего настроения и успехов в работе.

Подготовка класса к работе. Включаются в учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

Учащиеся прикасаются ладошками друг к другу.

Дети получают эмоциональный настрой.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний (6 мин)

- Какова тема раздела, над которой мы сейчас работаем?

- Вспомните какие произведения встречались нам чаще всего, отгадайте ребус:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05bc/00168773-371e33ba/img2.jpg

- Совершенно верно, мы рассматривали различные сказки. Какие бывают сказки?

- Вспомним, что такое сказка и какие признаки существуют?

(Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, повторы, борьба добра и зла, концовка)

- Давайте, послушаем стихотворение, которое поможет нам прочувствовать о чём может рассказать нам сказка.

Выступление обучающихся

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

- Прежде чем, приступить к изучению нового произведения, нужно настроить свой речевой аппарат.

Речевая разминка

– Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем увеличивая темп (повторение 3 раза, затем учащиеся произносят самостоятельно):

- По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

Задание на смекалку (выяснение автора изучаемой сказки) «Отгадай сказку!». Назови автора.

1.Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

— Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста.

— На, бабушка, — говорит девочка.

Поела старушка ягод и сказала:

— Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

"Раз, два, три,

Горшочек, вари!" и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

- Что за сказка?

2. На уроках музыки вы знакомились с музыкальной сказкой композитора Коваля. А главные герои – из сказки братьев Гримм.

- Кто же это? Как называется сказка?

3. История этой красавицы, преследуемой злой колдуньей и нашедшей приют в волшебном лесу в сказочном домике забавных и очаровательных гномов Профессора, Ворчуна, Весельчака, Скромника, Чихони, Сони и Молчуна, тронула сердца миллионов.

- Как называется эта сказка братьев Гримм?

4. Первого звали Шульц, второго Якли, третьего - Марли, четвёртого - Эргли, пятого - Михель, шестого - Ганс, седьмого - Вейтли. Собрались они и решили пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали себе копьё. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро ухватились за это копьё и пошли.

- Что за сказка?

5. Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи, из которой можно было сшить только пару сапог.

Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и хотел на следующее утро приняться за шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и заснул сладким сном.

Утром, когда сапожник собрался взяться за работу, он увидел, что оба сапога стоят совершенно готовые на его столе. Сапожник очень удивился и не знал, что об этом и думать.

- Эта сказка называется…

- Назовите, пожалуйста авторов этих сказок.

- «Лис Миккель и другие».

(варианты ответов детей)

- Сказка.

- Авторские и народные.

- Сказка – один из основных жанров устного народного поэтического творчества. Различают: Сказки о животных; Бытовые сказки; Волшебные сказки.

 

Слушание стихотворения.

Речевая разминка, осмысление.

- «Горшочек каши».

- «Волк и семеро козлят».

- «Белоснежка и семь гномов».

- «Семеро храбрецов».

- «Маленькие человечки».

- Братья Гримм.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

3.Определение темы и цели урока

(5 мин)

Сегодня нас сказка приглашает в самый центр Европы, где на берегах рек Эльба и Рейн расположилась известная своими живописными пейзажами Германия. В знаменитый город Бремен.

А путешествовать мы будем вместе с одной необычной музыкальной группой. Внимание, если вы отгадаете загадки, то поймете, кто будет участниками этой необычной группы.

Сел на плетень.

Кличет день.

День у ворот –

Зашагал в огород. (Петух)

Говорят, что я упрям,

Что характер вздорный.

Не упрямый я, друзья,

Просто непокорный ! (Осел)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков -

Дом хранить от чужаков. (Собака)

Кто играется с клубком,

Ходит в зиму босяком:

Лижет круглый свой животик –

То пушистый рыжий (котик).

Кто догадался, как называется эта группа?

- Ребята, мы с вами познакомимся с удивительной сказкой, в которой есть герои из загадки. Обратите внимание на доску, прочитайте слова, написанные наоборот, подумайте какова тема нашего урока, попробуйте сформулировать её. («ытнакызум еикснемерБ» ммирГ яьтарБ)

- Кто догадался, какова тема?

- Совершенно верно, тема нашего урока Братья Гримм «Бременские музыканты».

- Как вы думаете, какую цель мы можем перед собой поставить? Чему научимся? Чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Сегодня к нам в гости пришли те самые герои, но появляться они будут по ходу нашего чтения (изображение на доске). Они будут следить, за работой на уроке и вашим поведем.

- Что вы помните, об этих удивительных Братьях-сказочников?

Дают ответ на загадку.

- Петух

- Осёл

- Собака

- Котик

- Предполагаемые ответы.

- Братья Гримм «Бременские музыканты»

-Наша цель: познакомиться с содержанием произведения, узнать главных героев, понять чему учит данное произведение.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: анализ с целью выделения признаков

4.Изучение нового материала (15 мин)

• В центральной части Германии есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой стране. Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год, родились два брата.

• Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.

• Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё  в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» - всего около 200 сказок.

• Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески переписывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей.

• Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.

- Настало время поближе познакомиться с творчеством Братьев Гримм. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 53.

Словарная работа

Для охоты не гожусь – не подхожу.

Принялись за дело – стали есть.

Много лет тому назад – давно.

Кинулся со всех ног – быстро побежал.

Кули – большой мешок для упаковки груза.

-Как вы можете объяснить их смысл?

Я вам прочитаю, а вы во время прослушивания текста внимательно слушаете и следите по книге. Подумайте, к какому жанру относится это произведение.

- Кто главный герой?

Первичное чтение

- Понравилось ли произведение, чем?

- Какое впечатление оказал на вас главный герой?

- Назовите героев сказки «Бременские музыканты».

- Почему мельник выгнал Осла на улицу?

- Как вы думаете какие чувства испытывал Осел оказавшись на улице?

- В какой город он решил отправится?

- Кого первым он встретил по дороге в Бремен?

- Какую история Ослу и Собаке рассказал Кот?

- Какая беда случилась у Петуха?

- Как друзья нашли дом разбойников?

- Что же они придумали для того, чтобы выгнать разбойников из дома?

- Почему им это удалось?

- Почему все животные охотно согласились с предложением осла?

Давайте вместе прочитаем и ответим на вопрос:

- Что же помогло бременским музыкантам преодолеть все трудности?

Вторичное чтение

Чтение второй части сказки «ручейком». Учащиеся сначала читают цепочкой по предложению, затем жужжащим чтением.

Совершенствование техники чтения.

1) выборочное чтение

– найдите и прочитайте, почему осел стал музыкантом?

- где остановились звери на ночлег по дороге в Бремен?

- куда они попали, увидев свет?

- что подумал атаман разбойников, когда попал в дом музыкантам?

2) найди предложение по началу

- От этого шума…

- Где-то около полуночи…

- С тех пор разбойники…

Внимательно слушают учителя.

Работа над словами и выражениями.

- Ответы на вопросы после первичного чтения.

Рассуждение ответ на вопрос.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физ.минутка
(2 мин)

- Прежде, чем мы продолжим работу, предлагаю отдохнуть.

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Встают из-за парт.

Глубокий вдох, руки вверх, руки вниз выдох.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

5.Закрепление
(6 мин)

Анализ содержания текста

- С какой русской народной сказкой схожа сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»? («Зимовье зверей»)

- Чем отличаются эти сказки? (сюжетом, героями)

- Назовите героев сказки братьев Гримм?

- Почему же сказка называется «Бременские музыканты»?

- Выполним парную работу Метод «ассоциативный куст»

- Дайте характеристику героям.

Игра «Кто сказал!»

 А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется: «кто сказал». Каждый возьмите себе из конверта карточку розового цвета. Прочитайте что на ней написано и попробуйте догадаться кому из героев сказки «Бременские музыканты» принадлежат данная реплика.

1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший — ты будешь петь и в барабаны бить. А я буду на гитаре играть».

2. «Пожалей меня. Жила я у охотники, долго. По полям и болотам  за дичью для него бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что делать  дальше не знаю».

3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс  и мышей. А теперь стар стал, зубы у меня притупились, и захотела  моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что  делать дальше — не знаю».

4. «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к  моим хозяевам гости приедут, и вот собираются  мои хозяева зарезать меня  и сварить из меня суп. Что мне делать?»

5. «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!»

Ответы обучающихся.

Работа в парах.

Дают ответы.

Ответы: 1. Осел. 2. Собака. 3. Кот. 4. Петух. 5. Разбойник.

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Итог (2 мин)

- Вот и подошло к концу наше путешествие по дорогам сказки Братьев Гримм "Бременские музыканты".

-Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- Какую цель мы ставили перед собой? Добились её?

- С каким произведением познакомились? Кто автор?

Ответы учащихся.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в совместном решении проблемы.

7.Рефлексия
(2 мин)

- Вам необходимо продолжить фразу:

Сегодня на уроке я узнал………………………

Сегодня на уроке я научился………

Мне понравилось……………………………

Меня заинтересовало ……………………….....

Мне бы хотелось, чтобы………………………

После урока моё настроение………………

На уроке мне было……………………………….

Самооценка деятельности.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли;

Личностные: смыслообразование

8.Домашнее задание (1 мин)

Выразительно прочитать сказку на страницах 53-60, подготовиться к инсценировке сказки.

- Хотелось бы отметить ребят, которые хорошо и активно работали на уроке и выставить им отметки.

- Урок окончен. Спасибо за работу!

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: самоопределение


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА

Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...