Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Софроний Аурика Игоревна

Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока чтения

Автор: СофронийА.И.

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной).

Класс

3

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Средства обучения

Учебник со сказкой, презентация, раздаточный материал (кроссворд, рефлексия)

Литература

Литературное чтение. 3 кл. В 2ч. Климанова Л.Ф. и др (1 часть)

План урока

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД (для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)

Организационный этап (1 мин)

Регулятивные:саморегуляция.

-

Активизация знания (5 мин)

Познавательные:общеучебные.

Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли.

Учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества

Самоопределение к деятельности (2 мин)

Познавательные:общеучебные.

Регулятивные:целеполагание.

Учащиеся должны уметь самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Работа по теме урока (14 мин)

Познавательные:общеучебные, логические.

Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли.

Регулятивные:контроль, саморегуляция.

Учащиеся познакомятся с текстом русской народной сказки.

Физкультминутка (1 мин)

Регулятивные:саморегуляция.

-

Продолжение работы по теме урока (15 мин)

Познавательные:общеучебные, логические.

Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, саморегуляция.

Личностные:смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Учащиеся должны уметь характеризовать героев сказки; определять последовательность событий; выявлять главную мысль.

Подведение итогов (5 мин)

Познавательные: общеучебные, логические.

Коммуникативные:умение отвечать на вопросы, поставленные учителем; умение выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Учащиеся должны уметь подвести итог.

Рефлексия (1 мин)

Регулятивные: оценка.

Личностные: самоопределение.

Учащиеся должны уметь самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Организационный конец (1 мин)

Регулятивные:саморегуляция.

-

Этап урока  указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Организационный этап (1 мин)

Приветствует учащихся.(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аурика Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Проверьте свою готовность к уроку. У кого всё на месте, может сесть.

Приветствуют учителя.

Активизация знания (5 мин)

- Прежде чем начать нашу работу, послушайте, пожалуйста, следущие строки:

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

- Кто знает, как называется жанр, который очень любят дети?

Кто из вас любит сказки, поднимите руку.

- Я очень люблю сказки, и сейчас я предлагаю вам немного о них поговорить.

- Что такое сказка, на ваш взгляд?

- Чем сказка отличается от других жанров? Какие у нее признаки.

- По авторству, на какие группы делятся сказки?

Чем они отличаются друг от друга?

- А теперь посмотрите на слайд. Сейчас перед вам будет представлен ряд смайликов.Вам нужно внимательно их рассмотреть и догадаться,какая русская народная сказка в них зашифрована.  

- Какая сказка скрыта на этом слайде?(Слайд 2)

- А на этом слайде?(Слайд 3)

Слушают учителя.

- Сказка.

Отвечают на вопрос.

- У сказки естьвымышленный сюжет, троекратный повтор. Герои делятся на добрых и злых. Также сказка чему-то учит нас.

- Народная и авторская.

Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти, передавали из уст в уста. А авторскую сказку сочинил и записал сам автор.

- «Волк и семеро козлят».

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

Самоопределение к деятельности(2 мин)

(Слайд 4)

- А теперь посмотрите на этот слайд. Кто-нибудь знает, как эта сказка называется?

(Слайд 5)

- Верно! Это русская народная сказка называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». На этой сказке мы сегодня остановимся. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегоняшнего урока?

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Работа по теме урока(14 мин)

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» является волшебной сказкой. А какие еще бывают сказки по содержанию?

- Чем они характеризуются? Можете привести пример бытовой сказки, сказки о животных?

- А как вы думаете, чем характеризуется волшебная сказка?

- Мы послушали несколько ответов, но чтобы понять, правильно ли мы рассуждаем, я предлагаю познакомиться с нашей сказкой.

Откройте учебник на странице 22. Я начну читать, а вы слушайте внимательно и следите по тексту.

Чтение сказки. Сначала читает учитель, затем поочереди дети.

- Бытовая сказка, сказка о животных.

- В бытовых сказках описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды. В сказках о животных главными героями являются животные.

Рассуждения детей.

Читают сказку.

Физкультминутка (1 мин)

- Давайте встанем со своих мест. Потянемся, пытаясь дотянуться до потолка. Сделаем наклоны в стороны. Сделаем повороты в стороны.

Закройте глаза и посчитайте про себя до десяти. Откройте. Посмотрите на окно. Найдите дальний объект, присмотритесь. А теперь найдите ближний объект. Повторите так 3 раза.

Кто сделал, может сесть.

Делают физкультминутку

Продолжение работы по теме урока (15 мин)

- Продолжим работу. Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк?

- Куда пошла Аленушка и почему она взяла с собой братца?

- Что случилось с Иванушкой? Как это случилось?

- Почему мальчик не послушался свою старшую сестру?

—  Давайте найдем этот эпизод и внимательно его рассмотрим.Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда.

—  Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда?

- Хорошо ли это: не слушать старших – и почему вы так считаете?

(Если позволит время, этот отрывок можно почитать по ролям.

Сколько надо человек? – 3 – автор, Алёнушка и Иванушка)

- Что почуствовала Аленушка, когда Иванушка превратился в козлёночка?

- Кого встретила Алёнушка.

- Что предложил ей купец?

- Хорошо ли им жилось вместе?

- А кто помешал их несчатью? Как это случилось?

—  Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает?

- Кто знал о обмане ведьмы?

- Что сделали с ведьмой?

- Стал ли козлёночек снова мальчиком?

- В этой сказке очень часто встречаются повторяющиеся действия. Скажите, почемуони повторяются в сказке несколько раз?

- Найдите в сказке еще примеры действия магии числа три.

Раздает раздаточный материал (кроссворд).

- Теперь я предлагаю вам решить небольшой кроссворд. Постарайтесь не подглядывать в текст, а вспоминайте сами. Я вам даю две минуты.

(Слайд 7) Сверим ответы. Посмотрите на слайд. Если вы всё сделали правильно, можете нарисовать на листе улыбающийся смайлик.

- Давайте еще раз проследим по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой.

—  Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

- Также я еще раз вам напомню, что это волшебная сказка. Давайте попробуем это доказать. Почему же эту сказку называют волшебной?

- Верно! Но главная особенность волшебной сказки – это борьба между добром и злом. Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

- Кто является добрым персонажем?

- А кто злой?

- Давайте сравним Алёнушку и ведьму. (Слайд 8)Посмотрите на слайд. Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму?

- Значит, какими качествами обладает положительный герой сказки, а какими – отрицательный?

- Аленушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.

- Аленушка пошла на работу. А Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.

- Иванушка превратился в козленочка, потому что испил лужицы из козьего копытца.

- Он очень-очень хотел пить.

Работают по тексту.

- Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.

- Старших надо слушаться. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.

- Алёнушка горевала и плакала.

- Купца.

- Он предложил ей выйти за него замуж.

- Да, жили они хорошо.

- Им помешала ведьма. Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в нее.

- Нет, это очень опасно.

- Всё знал козленочек. Он не дал осуществить задуманное.

- Ее привазали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.

- Да. Он от радости 3 раза перекинулся через голову и снова стал мальчиком.

- В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки. В древности число 3 считалось магическим, волшебным. В сказках всё, и хорошее, и плохое, совершалось на третий раз.

Решают кроссворд.

Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».

- Они не оставляли друг друга в беде.(Дети зачитывают предложения.)

- Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой. 

- Алёнушка, Иванушка, Купец.

- Ведьма.

- Алёнушка – добрая, ласковая, преданная, доверчивая, заботливая.

- Ведьма – злая, грубая, хитрая, жестокая.

Делают вывод, исходя из задания.

Подведение итогов (4 мин)

Давайте подведем итог.

- С какой сказкой вы познакомились?

- Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?

- Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Какие выводы вы сделали для себя после прочтения сказки?

Отвечают на вопросы

Рефлексия(2 мин)

- Продолжите фразу, подчеркнув нужное.C:\Users\Samsung\Desktop\56564554.jpg

Организационный конец (1 мин)

Прощается с детьми.

- Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. До свидания!

Прощаются с учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе. Тема: « Сестрица Аленушка и братец иванушка » Презентацию подготовила: Софроний А.И., учитель начальных классов ГБОУ гимназии №631

Слайд 2

Отгадай сказку

Слайд 3

Отгадай сказку

Слайд 4

Отгадай Сказку

Слайд 5

Сестрица Аленушка и братец иванушка

Слайд 6

Русская народная сказка «сестрица аленушка и братец иванушка» Цель: познакомиться с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Слайд 7

Ответы 8 10 м а л ь ч и к о м у 6 5 п з 7 к о з ь е 2 а л ц 4 к м ю 3 р а б о т у ч е р ж е к о в у 1 в е д ь м а ь я 9 л о ш а д и н о е

Слайд 8

Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? добрая злая АЛЕНУШКА ласковая преданная доверчивая заботливая ВЕДЬМА грубая хитрая жестокая



Предварительный просмотр:

Кроссворд

 к сказке

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Как по-другому называли колдунью?
  2. Какое копытце увидел Иванушка первый раз?
  3. Алёнушка пошла на …. и Иванушку с собой взяла
  4. Ведьма бросила Алёнушку в …
  5. Какая вода помогла оживить Алёнушку?
  6. Куда позвал купец Алёнушку?
  7. Какое копытце увидел Иванушка в третий раз?
  8. Как называли владельца частного торгового предприятия?
  9. Какое копытце увидел Иванушка во второй раз?
  10. Кем обратился козлёночек в конце сказки?

Кроссворд

 к сказке

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Как по-другому называли колдунью?
  2. Какое копытце увидел Иванушка первый раз?
  3. Алёнушка пошла на …. и Иванушку с собой взяла
  4. Ведьма бросила Алёнушку в …
  5. Какая вода помогла оживить Алёнушку?
  6. Куда позвал купец Алёнушку?
  7. Какое копытце увидел Иванушка в третий раз?
  8. Как называли владельца частного торгового предприятия?
  9. Какое копытце увидел Иванушка во второй раз?
  10. Кем обратился козлёночек в конце сказки?

C:\Users\Samsung\Desktop\56564554.jpg

C:\Users\Samsung\Desktop\56564554.jpgC:\Users\Samsung\Desktop\56564554.jpgC:\Users\Samsung\Desktop\56564554.jpgC:\Users\Samsung\Desktop\56564554.jpg

C:\Users\Samsung\Desktop\56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс

Разработка  урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""

Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...

проверочная работа по литературному чтению в 3 классе "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Тест составлен к программе по литературному чтению по УМК "Школа России", подойдет для тестирования по другим УМК...

Методическая разработка литературное чтение 3 класс

Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев. Способствоват...