Методическая разработка литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Светлана Петровна Груздева
  1. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
  2.  Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературное чтение63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

литературного чтения в 3 классе

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Цель:

  1. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
  2.  Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.

Х О Д      У Р О К А

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. 
- Сегодня мы познакомимся  с творчеством Л.Н.Толстого.

- Какие произведения Льва Толстого вы читали?

Выставка книг

- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

Слайд с изображением парусника

- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведаал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.

Слайд с темой урока

- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии)

III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

  1. Первичное чтение текста.

Выразительное чтение рассказа учителем.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,

 из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость  углубленно перечитать текст)

  1. Словарная разминка.

Слайд

- Объясните значение словосочетаний:

Перенести вещи – изменить положение в пространстве

Перенести болезнь – переболеть

Перенести страх – испугаться

Перенести обиду – вытерпеть обиду

  1. Отработка техники чтения.

Слайд

- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся

вдре-без-ги

пе-ре-драз-ни-ва-ла

о-пом-нил-ся

за-бав-ля-ют-ся

при-це-лил-ся

за-це-пив-шись

раз-мах-нул-ся

раз-за-до-рил-ся

  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.

1 абзац

- Как обезьяна развлекала матросов на палубе?

2 абзац

- Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

3 абзац

- Что она сделала со шляпой?

4-5 абзац

- Как повел себя мальчик?

7-11 абзац

- Что раззадорило мальчика?

- Что в это время происходило на палубе?

12-15 абзац

- Что предпринял капитан для спасения сына?

-

  1. Подбор синонимов и антонимов к словам.

Работа в печатной тетради с. 32 задание 1.

IV. Физминутка.

                        По дорожке, по дорожке

                        Скачем мы на правой ножке.

                        И по этой же дорожке

                        Скачем мы на левой ножке.

                        По тропинке побежим,

                        До лужайки добежим.

                        На лужайке, на лужайке

                        Мы попрыгаем как зайки.

                        Стоп. Немного отдохнем

                        И домой пешком пойдем.

V. Закрепление изученного.

  1. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.

1 группа Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.

Рисунки на слайде.

2 группа Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.

Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась, сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.

Слайд

3 группа Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.

Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной, взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.

Слайд

4 группа Прочитайте  отрывки из рассказа. Подчеркните слова, которые обозначают переживания мальчика, матросов и капитана. (выступают в конце)

  1. Уточнение значения выражений.

Работа в печатной тетради с.33 задание 2.

  1. Анализ произведения.

- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчиненными его отца)

- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится)

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?

- Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

Слайд с текстом

  • смелость
  •  желание испытать себя
  •  мальчишеский задор
  • стремление отстоять свое достоинство
  • упрямство
  •  желание покрасоваться
  •  глупость
  • желание доказать, что он сын капитана.

Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:

  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.

- Какими качествами обладал капитан?

(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)

- Похож ли мальчик на отца-капитана?  

(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)

- Почему капитан закричал  и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан?

Со своими ответами выступает 4 группа - Слайд

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы разбиться об палубу.

VI. Итог урока. Рефлексия.

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

Слайд

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

VII. Домашнее задание.

Слайд

Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)

В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка "Литературная викторина" для 4 класса по литературному чтению

В наше время существует проблема, что дети не любят читать. Очень часто перед родителями и учителями встает вопрос:"Как привить ребенку любовь к чтению?". Частично решить эту проблему помога...

Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Методическая разработка. Литературное чтение. 3 класс. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"...