Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
рабочая программа по чтению

Солодовникова Светлана Николаевна

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов).

· Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов».

· Приказ МОиН 535 от 05 июля 2017 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…»

на основании учебно-методических документов:

· адаптированной образовательной программы МКОУ «Лофицкая ООШ»

· примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ktp_2-3_kl._um.ot_._chten.doc615.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

1 от «29» августа 2019 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № 51 от «29» августа 2019 г.

Адаптированная рабочая программа

 по чтению

для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(АООП, вариант 1)

начальный уровень

1-4 классы

Срок реализации программы – 4 года

Составил: Солодовникова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов        

высшей квалификационной категории

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование:

А) Календарно-тематическое планирование. 1 класс. (Приложение 1)

Б) Календарно-тематическое планирование. 2 класс. (Приложение 2)

В) Календарно-тематическое планирование. 3 класс. (Приложение 3)

Г) Календарно-тематическое планирование. 4 класс. (Приложение 4)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов).

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Приказ МОиН 535 от 05 июля 2017 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…»

на основании учебно-методических документов:

адаптированной образовательной программы МКОУ «Лофицкая ООШ»

примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Чтение является важным учебным предметом русского языка. Его направленность на социализацию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения является необходимым условием формирования у обучающихся жизненных компетенций.  

Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Задачами уроков чтения на первом этапе обучения в 1 – 4 классах являются:

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.

Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.

Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. 

Основными критериями отбора материала по чтению в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.

Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у обучающихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке реализуется несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку обучающихся к овладению навыком чтения и письма.

В букварный период на уроках у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные навыки чтения. Формирование первоначальных навыков чтения проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.

Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода, в который внесен ряд изменений. Наряду с аналитико-синтетическим методом обучения грамоте частично используется слоговой метод обучения. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Обучение чтению в букварный период условно делится на три этапа. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их мыслительной деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и слоги со стечением согласных. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря первоклассников, закладывается база для развертывания устной речи. В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают обучающиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом.

Для чтения во 2-4 классах подбираются доступные для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию деловые и научно – популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.

Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного, послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко – буквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над дикцией и выразительностью речи.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Работа над выразительностью чтения начинается с середины 3 класса, когда обучающиеся переходят на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности обучающихся в произведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. обучающиеся овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам обучающихся и целенаправленными вопросами учителя.

          Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням: достаточному и минимальному, исходя из возможностей обучающихся и динамики их продвижения.

Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По годовому учебному плану МКОУ «Лофицкая ООШ» на учебный предмет «Чтение» отведено:

Класс

Кол-во уч. недель

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов за год

1 класс

33 учебные недели

1 ч-3 часа, 2-4 ч-4 часа

123 часа

2 класс

34 учебные недели

4 часа

136 часов

3 класс

34 учебные недели

4 часа

136 часов

4 класс

34 учебные недели

4 часа

136 часов

Всего: 531 часов

Список литературы

Букварь. 1 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализуемых адапт. основные общеобразовательные программы. В 2-х частях / авт.-составит. А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2019 г.

Чтение. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализуемых адапт. основные общеобразовательные программы. В 2-х частях / авт.-составитель С.Ю. Ильина, А.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2018 г.

Чтение. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализуемых адапт. основные общеобразовательные программы. В 2-х частях / авт.-составитель С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2018 г.

Чтение. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализуемых адапт. основные общеобразовательные программы. В 2-х частях / авт.-составитель С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2018 г.

Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс: учебн.
пособие для общеобраз. организаций, реализующих адаптир. основные общеобразоват. программы / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. — М.: Просвещение, 2016. — 134 с.

Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для подготовительного класса специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой. Москва, «Просвещение», 2012 г.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и предметные  результаты освоения учебного предмета « Чтение » на первом этапе обучения (1-4 классы)

          Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Чтения». Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Чтение» на конец первого этапа обучения (1-4 классы):

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы):

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету «Чтение» и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Планируемые предметные результаты

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода 1 класса

-Понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;

-знать правила поведения учащихся в школе;

-понимать и выполнять правила посадки за партой;

-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;

-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;

-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;

-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;

-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя.

-Знать правила поведения обучающихся в школе;

-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

-знать основные цвета;

-различать звуки окружающей действительности;

-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;

-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;

-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя.

Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте 1 класса

-Различать звуки на слух и в собственном произношении;

-знать буквы, различать звуки и буквы;

-различать гласные и согласные звуки;

-определять звуки в начале и в конце слова;

-определять количество слогов в слове;

-определять количество слов в предложении;

-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

-знать  и различать буквы;

-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

Планируемые предметные результаты на конец 2 класса

-Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;

-соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

-читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

-пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;

-выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед обучающимися класса.

-Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или опорой на картинку;

-читать по слогам короткие тексты;

-соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

-читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.

Планируемые предметные результаты на конец 3 класса

-Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

-читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

-активно участвовать в анализе произведения;

-пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

-высказывать своё отношение к поступку героя, событию после проведённого анализа произведения;

-выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.

-Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана;

-правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;

-соотносить иллюстрацию с определённым отрывком текста;

-пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символи-ческому плану к каждому предложению;

-выразительно читать наизусть 3-4 неболь-ших стихотворения.

Планируемые предметные результаты на конец 4 класса

- Читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

- читать текст про себя, выполняя задание учителя;

- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед обучающимися класса.

- Осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;

- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед обучающимися класса.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Обучение чтению и письму в букварный период условно делится на три этапа. Каждый этап соответствует одной учебной четверти. Порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существовавшей изменен. На первом этапе дети знакомятся со звуками и буквами, их обозначающими, а также их написанием: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь; на третьем – изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Задачами обучения 1-го этапа букварного периода являются:

- умение правильно и отчетливо произносить, слышать, выделять изучаемые звуки;

- умение различать гласные и согласные звуки;

- образование и чтение открытых и закрытых слогов, чтение слоговых таблиц;

- дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах;

- составление и чтение слогов и предложений к предметной картинке;

- разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений со слов учителя;

- усвоение рукописного написания всех изученных строчных и прописных букв;

- списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов;

- запись под диктовку букв и слогов.

На 2-ом этапе осуществляется решение следующих задач:

- изучение, правильное и четкое произношение новых звуков и букв;

- умение характеризовать изученный звук;

- дифференциация сходных звуков изолированно и в словах;

- составление и чтение слов и предложений из усвоенных слоговых структур;

- работа со звуко-буквенной схемой;

- чтение небольших текстов из 2-4 предложений;

- усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;

- письмо по образцу;

- усвоение правописания большой буквы в начале и точки в конце предложения;

- письмо на слух букв и слогов, интонирование каждого звука слова;

- самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью;

- вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап предполагает решение следующих задач:

- повторение пройденных звуков и букв, изучение новых;

- практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме;

- дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах;

- образование и чтение звукового состава слоговых структур, слогов со стечением согласных в начале и в конце слова;

- чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя;

- чтение небольших текстов и работа по ним;

- усвоение написания строчных и прописных букв;

- списывание с рукописного и печатного текста, вставка пропущенной буквы при списывании;

- прописная буква в именах людей;

- письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

2 класс

Осень пришла – в школу пора (20 ч) 

Кончилось лето. Первый урок. Я. Аким. Грибной лес. Б. Заходер. Птичья школа. Осенние подарки. По Н. Сладкову. М. Ивенсен. Падают, падают листья. Зачем дети ходят в школу. По В. Голявкину. Серый вечер. По А. Тумбасову. Обобщение по разделу «Осень пришла –в школу пора».

Почитаем – поиграем (10 ч)

Одна буква. По А. Шибаеву. Дразнилка. По С. Иванову. Дж. Ривз. Шумный Ба-Бах. Загадки. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает. Внеклассное чтение «Почитаем – поиграем».

В гостях у сказки (15 ч)

Лиса и волк. Русская народная сказка. Лиса и козёл. Русская народная сказка. Волк и баран. Литовская сказка. Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой. Рак и ворона. Литовская сказка. Благодарный медведь. Мордовская сказка. Как белка и заяц друг друга не узнали. Якутская сказка. Волк и ягненок. Армянская сказка. Обобщение к разделу «В гостях у сказки».

Животные рядом с нами (16 ч) 

Умная собака. Индийская сказка.Я домой пришла. По Э. Шиму.Кролики. По Е. Чарушину. В. Лифшиц. Баран. Храбрый утенок. По Б. Житкову. М. Бородицкая. Котенок. Три котенка по В. Сутееву. Упрямые козлята. В. Лифшиц. Пес. Внеклассное чтение «Животные рядом с нами».

Ой – ты, зимушка – зима (17 ч) 

Я. Аким. Первый снег. Снежный колобок. По Н. Калининой.Снеговик – новосел. По С. Вангели.Воробышкин домик. По Е. Шведеру. Г. Галина. Зимние картинки. Ш. Галиев. Купили снег. Буратиний нос. По Г. Юдину. Про елки. По В. Сутееву. Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину. Ромашки в январе. По М. Пляцковскому.Мороз и Заяц. Русская народная сказка. Вьюга. Литовская народная сказка. На лесной полянке. По Г. Скребицкому.Обобщение по разделу «Ой ты, Зимушка-зима».

Что такое хорошо и что такое плохо (17 ч)

Коля заболел. По А. Митту, Д. Летнева. Подружки рассорились, Вязальщик. По В. Голявкину Г. Ладонщиков. Самокат. Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э. Киселевой. Торопливый ножик. По Е. Пермяку. Вьюга. По В. Сухомлинскому. Трус. По И. Бутмину. Как я под партой сидел. По В. Голявкину. Мед в кармане. По В. Витка. Канавка. По В. Донниковой. Назло солнцу. Узбекская сказка. А. Барто. Мостки. Песенка обо всем. По М. Дружининой. Л. Квитко. Лемеле хозяйничает. Неряха. По И. Туричину. Внеклассное чтение «Что такое хорошо и что такое плохо».

Весна идет (20 ч)

Я. Аким. Март. Невидимка. По Ю. Ковалю. В. Берестов. Праздник мам. Подарок к празднику. По В. Драгунского. Снег и заяц. Бурятская сказка. Лягушонок. По М. Пришвину. Г. Ладонщиков. Весна. Барсук. По Е. Чарушину. С. Маршак. Весенняя песенка. На краю леса. По И. Соколову- Микитову. Подходящая вещь. По В. Голявкину. М. Пляцковский. Деньки стоят погожие. Ручей и камень. По С. Козлову. Как птицы лису проучили. Русская народная сказка. Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.С. Косенко. Почему скворец веселый? Э. Шим. Храбрый птенец. Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову. Обобщение к разделу «Весна идет».

Чудесное рядом (13 ч)

Лосенок. Г. Цыферов. Удивление первое. Осьминожек. По Г. Снегиреву. Друзья. По С. Козлову. Необыкновенная весна. По С. Козлову. Кот Иваныч. По Г. Скребицкому. Золотой луг. По М. Пришвину. Неродной сын. По В. Бианки. Ю. Кушак. Подарок. Небесный слон. По В. Бианки. Внеклассное чтение «Чудесное рядом».

Лето красное (8 ч)

Светляки. По И. Соколову-Микитову. Петушок и солнышко. По Г. Цыферову. И. Гамазкова. Прошлым летом. С.Махотин. Поход. Раки. По Е. Пермяку. В. Викторов. В гости к лету. Обобщение к разделу «Лето красное».

3 класс

Здравствуй, школа! (8 ч)

Сентябрь. М. Садовский, Веселая улица. По В. Воскобойникову, Первое сентября. В. Берестов, Завтра в школу. По рассказу В. Драгунского «Первый день», Пятерки. По Э. Шиму, Смешинка. Котенок хочет в школу. В. Берестов, Кто лучшим будет. В. Бирюков, Обида.  По В. Хомченко, Наша учительница. А. Аксенова, Школьные загадки. Проверь себя!

Осень наступила… (13 ч)

Осень. О. Высоцкая, Последний лист. По Ю. Ковалю, «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (в сокращении). А. Толстой, Сентябрь на дворе. (По рассказу Н. Сладкова «Кто куда»), Воробей. В.Степанов, Лето на веревочке. По А. Баркову, Улетают, улетели… Е. Благинина, Смешинка. Ворона и синица. По Э. Шиму, За кормом для птиц (По рассказу Л. Воронковой «Тайны дела»), В октябре. Г. Ладонщиков, Страшный невидимка. По Н. Сладкову, Осень наступила… А. Плещеев, Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой, Доскажи словечко (Осенние загадки). Н. Майданик. Проверь себя!

Учимся трудиться (14 ч)

Все для всех. Ю. Тувим, Работа. По Д. Габе, Мои помощники. В. Орлов, Смешинка. С. Васильева, Бабушка и внучка (По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука»), Повара. Б. Заходер, Сюрприз. По М. Дружининой, Маргаритка. О. Высоцкая, Пуговица. По В. Хомченко, Портниха. Г. Ладонщиков, Пуговица. В. Осеева, Смешинка. А Усачев, Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину, Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину, Чем пахнут ремесла (в сокращении). Дж. Родари. Проверь себя!

Ребятам о зверятах (15 ч)

Лисята (По рассказу Е. Чарушина «Путешественники»), Смешинка. Лиса и Ёж. По Н. Сладкову, Заяц. Е. Тараховская, Ёж. По М. Пришвину, Смешинка. А. Богданова, Материнская забота. По А. Баркову, Белёк. По Г. Снегирёву, Пин и Гвин. В. Приходько, Галка. По Б. Житкову, Куриный воспитанник. По В. Гаранжину, Добрый Волк. По М. Тарловскому, Живая шляпа. Н. Носов, Смешинка, По Л. Вершинину, Котята. По Н. Павловой, Кошкин щенок (в сокращении). В. Берестов, Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому. Проверь себя!

Чудесный мир сказок (9 ч)

Лиса и журавль (Русская народная сказка), Храбрый журавль (Русская народная сказка), Лиса и тетерев (Русская народная сказка), Овечка и волк (Украинская народная сказка), Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка), Тигр и лиса (Таджикская народная сказка), Лиса и куропатка (Французская народная сказка), Куцый Хвост (Абхазская народная сказка), Глупый котенок (Удмуртская народная сказка), Проверь себя!

Зимушка-зима (20 ч)

Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня), Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки, Декабрь. М. Садовский, Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой, Смешинка. О.Григорьев, В новогоднюю ночь. С. Попов, Смешинка. По В. Ячменёвой, Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву, Такой вот герой. По А. Потаповой, Зима (отрывок). С. Есенин, Подарок. С. Суворова, У Ники новые лыжи. По В. Голявкину, С прогулки. И. Шевчук, Неудачная находка. По М. Быковой, Детство (в сокращении). И. Суриков, Смешинка. О. Григорьев, Что за зверь? По Е. Чарушину, Не стучать – все спят! По Э. Шиму, Зайка. В. Степанов, Еловая каша. По Н. Сладкову, Снежок (в сокращении). З. Александрова, Коллективная печка. По С. Баруздину, Доскажи словечко (Зимние загадки). В. Аникин, Н. Майданик, Проверь себя!

Так нельзя, а так можно (12 ч)

Снегирь и Синичка. По А. Ягофаровой, Птица-синица По В. Хомченко, Дельный совет. Г.  Ладонщиков, Смешинка. Положи на подушку. Г. Лагздынь, Косточка. Л. Толстой, Праздничный стол. По С. Георгиеву, За игрой. В. Берестов, Бревно. С. Баруздин, Как Артемка котенка спас. А. Седугин, Подвиг (По рассказу В. Осеевой «Мечтатель»), Смешинка. Девочка-копуша. И. Демьянов, Лесные доктора. По В. Бирюкову. Проверь себя!

Весна в окно стучится (19 ч)

«Зима недаром злится…» Ф.Тютчев, Весенняя песня. По В. Бирюкову, Веснянка (Украинская народная песня), Сосулька. По Э.Шиму, Выгляни, Солнышко… (Русская народная песня), Мамин портрет. С.Вербова, Разноцветный подарок. П. Синявский, Тихо-тихо. А. Седугин, Лицо к весне. Р. Сеф, Ледоход. С. Вербова, Сон Медвежонка. По Р. Фархади, Медведь проснулся. Г. Ладонщиков, Смешинка. З. Хасанова, С. Шамсутдинова, Заяц на дереве. По В. Бианки, Наши гости. С. Погореловский, Скворушка. По Г.Скребицкому, Весенняя гостья. И. Белоусов, Пчелки на разведках. По К. Ушинскому, Тюльпаны. По А. Баркову, Доскажи словечко (Весенние загадки). Е. Савельева, Проверь себя!

Веселые истории (7 ч)

Перепутаница. Р. Фархади, Эхо. По Г. Остеру, Кто кем становится (в сокращении). А.Шибаев, Волшебный барабан. А. Увачев, Шишки. М. Пляцковский, Портрет. По Ю. Степанову, Булочная песенка. М. Бородицкая, Проверь себя!

Родина любимая (8 ч)

Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков, Наше Отечество (отрывок). По К. Ушинскому, Флаг России. По Т. Кудрявцевой, Главный город страны. М. Ильин, Песня. В. Степанов, День Победы. А. Усачев, Страшный клад. По С. Баруздину, Тульский пряник. По С. Алексееву, Проверь себя!

Здравствуй, лето! (11 ч)

Что такое лето? А. Усачев, Что сказала бы мама? По Л. Воронковой, Земляника. М. Дружинина, Смешинка. С. Васильева, Куда исчез гриб? По В. Хромченко, Ёж-спаситель. По В. Бианки, Жарко. Р.Фархади, Верное время. По Э. Шиму, Смешинка. Почему лето короткое? По В.Орлову, Доскажи словечко (Летние загадки). Е. Савельева. Проверь себя!

4 класс

Школьная жизнь  (12 ч.)

Снова в школу. По Н. Носову. Жил-был Учитель. Э. Мошковская. Чему учат в школе. М. Пляцковский.

Поздравление. По Ю. Ермолаеву. Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу. Шум и Шумок. По Е. Ильиной.

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов. Три желания Вити. По Л.Каминскому. Читалочка. В. Берестов. Зарубите на носу. По М. Бартеневу. Загадки. Обобщение по разделу «Школьная жизнь».

Время листьям опадать (17 ч.)

Желтой краской кто-то… Н. Антонова. Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой. Подарки осени. Е. Благинина. Лесные подарки. По Л. Воронковой. Лес осенью. А. Твардовский. В осеннем лесу. По. В. Путилиной. Славная осень. Н. Некрасов. Отчего Осень грустная. По Э. Шиму. Осень. К. Бальмонт. Три сойки. По Ю. Ковалю. Холодная зимовка. По Н. Сладкову. Скучная картина!.. А. Плещеев. Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко. Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому. Время листьям опадать… По Г. Граубину. Загадки. Обобщение по разделу «Время листьям опадать».

Делу – время, потехе – час (7 ч.)

Пекла кошка пирожки… Русская потешка. Сенокос. Чешская потешка. Карусели. По Л. Пантелееву. Прятки. По Н. Носкову. Считалки. Жмурки. По М. Булатову. Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час».

В мире животных (13 ч.)

Болтливая корова. По К. Ушинскому. Упрямый котёнок. По В. Бирюкову. Пушок. По В. Гаранжину. Томка. По Е. Чарушину. Охотник и собака. По Б. Житкову. Чук заболел. По Л. Матвеевой. Хитрый бурундук. Г. Снегирёв. Барсучья кладовая. По А. Баркову. Гостья. По А. Дорохову. Игрушки лисят. Г. Корольков. Лиса. По Ю. Дмитриеву. Загадки. Обобщение по разделу «В мире животных».

Жизнь дана на добрые дела (8 ч.)

Миша-мастер. Л. Ладонщиков. Пичугин мост. По Е. Пермяку. Михаськин сад. В. Хомченко. Когда люди радуются. По С. Баруздину. Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву. Котёнок. Е. Благинина. Птичка. В. Голявкин. Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

Зима наступила (25 ч.)

Снег идёт. По Л. Воронковой. Снегурочка. А. Слащёв. Снегурочка. А. Слащёв. Продолжение. Зима. И. суриков. Декабрь. С. Маршак. Ёлка. По В. Сутееву. Книги В. Сутеева. Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной. Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин. На горке. По Н. Носову. Рассказы Н. Носова. Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка. Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский. Зимняя сказка. П. Головкин. Митины друзья. Г. Скребицкий. Снежная шапка. В. Бирюков. Загадка. Е. Благинина. Загадка. Е. Тараховская. В шубах и шапках. По А. Тумбасову. Загадка. А. Рождественская. Не ветер бушует над бором… Н. Некрасов. Находчивый медведь. По в. Бианки. Зимние приметы. По А. Спирину. Обобщение по разделу «Зима наступает». Внеклассное чтение. Произведения о зиме, зимних забавах.

Веселые истории (8 ч.)

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Одни неприятности. Г. Остер. Однажды утром. М. Пляцковский. Почему комары кусаются. В. Бирюков. Вот какой рассеянный. С. Маршак. Две лишние коробки. По О. Кургузову. Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе. Обобщение по разделу «Веселые истории».

Полюбуйся, весна наступает… (13 ч.)

Март. В. Алфёров. Восьмое Марта. По М. Фроловой. Забота. Е. Благинина. Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому. Последняя льдина. По В. Бианки. Загадки. Весна. А. Плещеева. Скворцы прилетели. По А. Баркову. Всему свой срок. По Э. Шиму. Полюбуйся, весна наступает… И. Никитин. Весенний вечер. По Ю. Ковалю. Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву. Обобщение по разделу «Полюбуйся, весна наступает…».

В мире волшебной сказки (10 ч.)

Хаврошечка. Русская народная сказка. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка. У лукоморья дуб зеленый… А. Пушкин. Подарки феи. По Ш. Перро. Горшочек каши. Братья Гримм. Наши сказки. По В. Порудоминскому. Обобщение по разделу «В мире волшебных сказок».

Родная земля (10 ч.)

Царь-колокол. М. Ильин. Город на Неве. С. Васильева. Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко. Сочинение на тему. С. Вербова. Какое это слово? По Л. Кассилю. Главное Дело. По Б. Никольскому.  Защита. А. Усачёв. Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю. День Победы. Т. Белозёров. Обобщение по разделу « Родная земля».

Лето пришло (11 ч.)

Ливень. С. Козлов. Тучка. Г. Граубин. Хитрый одуванчик. Н. Павлова. Одуванчик. Е. Благинина. Встреча со змеёй. По А. Дорохову. Летний снег. А. Бродский. После зимы будет лето. В. Голявкин. Хозяюшка. О. Тарнопольская. Летние приметы. По А. Спирину. Обобщение по разделу «Лето пришло».

Повторение (3 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Добукварный период

27

2.

Букварный период

96

Итого

123

2 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Осень пришла – в школу пора

20

Почитаем - поиграем

10

В гостях у сказки

15

Животные рядом с нами

16

Ой – ты, зимушка - зима

17

Что такое хорошо и что такое плохо

17

Весна идет

20

Чудесное рядом

13

Лето красное

8

Итого

136

3 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Здравствуй, школа!

8

Осень наступила…

13

Учимся трудиться

14

Ребятам о зверятах

15

Чудесный мир сказок

9

Зимушка-зима

20

Так нельзя, а так можно

12

Весна в окно стучится

19

Веселые истории

7

Родина любимая

8

Здравствуй, лето!

11

Итого

136

4 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Школьная жизнь  

12

Время листьям опадать  

17

Делу – время, потехе – час  

7

В мире животных  

13

Жизнь дана на добрые дела  

8

Зима наступила  

25

Веселые истории  

8

Полюбуйся, весна наступает…  

13

В мире волшебной сказки  

10

Родная земля  

10

Лето пришло  

11

Повторение  

3

Итого

136

Приложение 2

к адаптированной рабочей программе

по чтению для детей с легкой умственной отсталостью

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник: Чтение. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализуемых адапт. основные общеобразовательные программы. В 2-х частях / авт.-составитель С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2018 г.

№ п/п

Тема урока

Дата проведение

План

Факт

Осень пришла – в школу пора! (20 ч.)

Осень пришла - школу пора! Рассказ  «Кошка Мурка».

«Все куда-нибудь идут» по В.Голявкину.

Рассказ «Первый урок».

Рассказ «Мы рисуем».

Я. Аким «Грибной лес» (в сокращении).

Рассказ «Ты видишь, как плывёт кит».

«Слон Бе-би» по В.Дурову.

Б. Заходер «Птичья школа» (в сокращении).

«Осенние подарки» по Н. Сладкову.

Рассказ «В парке».

Рассказ «Что нам пели? Угадай!»

М. Ивенсен «Падают, падают листья…».

«Осенний лес» по В. Корабельникову.

«Всякой вещи своё место» по К. Ушинскому.

Рассказ «Маша, как мышка шуршит?».

Д. Летнёва «Хозяин в доме».

«Зачем дети ходят в школу?» по В. Голявкину.

Рассказ «Много у меня друзей».

«Серый вечер» по А. Тумбасову.

Проверь себя. Викторина на тему «Золотая осень».

Почитаем – поиграем (10 ч.)

«Одна буква» по А. Шибаеву.

А. Усачев «Слоги» (в сокращении).

Прочитай. Что такое доброта.

«Дразнилка» по С. Иванову.

К. Чуковский «Черепаха».

Дж. Ривз «Шумный Ба-Бах»

Прочитай. «Если плачет кто-то рядом».

Загадки. Доскажи словечко.

Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.

Проверь себя. Обобщение по разделу «Почитаем – поиграем».

В гостях у сказки (15 ч.)

Русская народная сказка «Лиса и волк».

Русская народная сказка «Гуси и лиса».

Русская народная сказка «Лиса и козёл».

«Мышка вышла погулять» по Л. Толстому.

Прочитай. Отгадай.

Литовская сказка «Волк и баран».

«Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» по С. Прокофьевой.

Литовская сказка «Рак и ворона».

Казахская сказка «Заяц и черепаха».

Мордовская сказка «Благодарный медведь».

Рассказ «Я пью сок».

Якутская сказка «Как белка и заяц друг друга не узнали».

Армянская сказка «Волк и ягненок».

Русская народная сказка «Умей обождать».

Проверь себя. Обобщение по разделу «В гостях у сказки».

Животные рядом с нами (16 ч.)

Индийская сказка «Умная собака».  

И.Гамазкова  «Петух увидел радугу».

«Я домой пришла!» по Э. Шиму.  

Русская народная присказка «Лошадка».  

«Кролики» по Е. Чарушину.  

В. Лифшиц «Баран».

Загадки «Есть у нас в любом дворе».  

«Храбрый утенок» по Б.Житкову.  

«Всё умеют сами» по Э. Шиму.  

М. Бородицкая «Котенок».

Прочитай, кто что делает.

«Три котенка» по В. Сутееву.

«Петушок с семьей» по К. Ушинскому.

«Упрямые козлята».

В. Лифшиц «Пес».

Проверь себя. Обобщение по разделу «Животные рядом с нами».

Ой ты, зимушка-зима! (17 ч.)

Я. Аким «Первый снег».

 «Большой Снег» по Э. Киселёвой.

 «Снежный колобок» по  Н. Калининой.

 «Снеговик - новосел» по С. Вангели.

 «Воробышкин домик» по Е. Шведеру.

Г. Галина «Зимние картинки».

Е. Самойлова «Миша и Шура».

Ш. Галиев «Купили снег».

«Буратиний нос» по Г. Юдину.

И. Токмакова «Живи, елочка!»

«Про елки» по В. Сутееву.

«Коньки купили не напрасно» по В. Голявкину.

«Ромашки в январе» по М. Пляцковскому.

Русская народная сказка «Мороз и Заяц».

Литовская народная песенка «Вьюга».

«На лесной поляне» по Г. Скребицкому.  

Проверь себя. Обобщение по разделу «Ой ты, зимушка-зима!».

Что такое хорошо и что такое плохо (17 ч.)

«Коля заболел» по А. Митту.

Д. Летнёва «Подружки рассорились».

«Вязальщик» по В.Голявкину.

Г. Ладонщиков «Самокат».

«Скамейка, прыгуны – гвоздики и Алик» по Э. Киселёвой.

«Торпливый ножик» по Е. Пермяку.

«Вьюга» по В.Сухомлинскому.

«Трус» по И. Бутмину. Чтение рассказа по ролям.

«Как я под партой сидел» по В. Голявкину. Выразительное чтение.

Б. Заходер «Петя мечтает».

«Мёд в кармане» по В. Витка. Выразительное чтение.

«Канавка» по В. Донниковой. Чтение рассказа по ролям.

Узбекская сказка «Назло Солнцу».

А. Барто «Мостки».

«Песенка обо всём» по М. Дружининой.

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

«Неряха» по И. Туричину. Заучивание четверостишия наизусть.

Весна идет! (20 ч.)

«Если снег повсюду тает…».  Я. Аким «Март».

«Невидимка» по Ю. Ковалю. Выразительное чтение произведения.

В. Берестов «Праздник мам» Заучивание стихотворения наизусть.

«Подарок к празднику» по В. Драгунскому.

Бурятская сказка «Снег и заяц».

Г. Ладонщиков «Помощники весны».

«Лягушонок» по М. Пришвину.

Г. Ладонщиков «Весна» Выразительное чтение произведения.

«Барсук» по Е. Чарушину.

С.Маршак «Весенняя песенка».

«На краю леса» по И. Соколову – Микитову.

«Подходящая вещь» по В.Голявкину.

М. Пляцковский «Деньки стоят погожие…».

«Ручей и камень» по С. Козлову.

Русская народная сказка «Как птицы лису проучили».

«Вкусный урок» по Т. Шарыгиной.

С. Косенко «Почему скворец веселый?».

Э. Шим «Храбрый птенец».

«Кому пригодилась старая Митина шапка» по М.Быкову.

Проверь себя. Обобщение по разделу.

Чудесное рядом (13 ч.)

«Лосенок» по Г. Цыферову.

О. Дриз «Игра» (в сокращении).

Г. Цыферов «Удивление первое».

«Осьминожек» по Г. Снегиреву.

«Друзья» по С. Козлову.

«Необыкновенная весна» по С. Козлову.

Э. Мошковская «Не понимаю».

«Кот Иваныч» по Г. Скребицкому.

«Золотой луг» по М. Пришвину.

«Неродной сын» по рассказу В. Бианки «Кошкин выкормыш».

Ю. Кушак «Подарок».

Я. Тайц  «Все здесь».

«Небесный слон» по В. Бианки. Проверь себя. Обобщение по разделу.

Лето красное (8 ч.)

«Ярко солнце светит». «Светляки» по И. Соколову - Микитову

«Петушок и солнышко» по Г. Цыферову.

И. Гамазкова « Прошлым летом».

С. Махотин «Поход».

«Раки» по Е. Пермяку.

В. Викторов «В гости к лету»

И. Мазнин. Отчего так много света?

Итоговый урок за год.

Приложение 3

к адаптированной рабочей программе

по чтению для детей с легкой умственной отсталостью

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник: Чтение. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализуемых адапт. основные общеобразовательные программы. В 2-х частях / авт.-составитель С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2018 г.

№ п/п

Тема урока

Дата проведение

план

факт

Здравствуй, школа! (8 ч)

Вводный урок. Сентябрь. М. Садовский

Веселая улица. По В.Воскобойникову

Первое сентября. В.Берестов. Завтра в школу. По рассказу В.Драгунского «Первый день»

Пятерки. По Э. Шиму

Смешинка. Котенок хочет в школу. В.Берестов

Кто лучшим будет. В. Бирюков, Обида.  По В. Хомченко

Наша учительница. А. Аксенова

Школьные загадки. Проверь себя!

Осень наступила… (13 ч)

Осень. О.Высоцкая, Последний лист. По Ю. Ковалю

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (в сокращении). А.Толстой

Сентябрь на дворе. (По рассказу Н.Сладкова «Кто куда»)

Воробей. В.Степанов

Лето на веревочке. По А.Баркову

Улетают, улетели… Е.Благинина

Смешинка. Ворона и синица. По Э. Шиму

За кормом для птиц (По рассказу Л.Воронковой «Тайны дела»)

В октябре. Г. Ладонщиков

Страшный невидимка. По Н.Сладкову

Осень наступила… А.Плещеев

Сказка об осеннем ветре. По Н.Абрамцевой

Доскажи словечко (Осенние загадки). Н. Майданик. Проверь себя!

Учимся трудиться (14 ч)

Всё для всех. Ю.Тувим

Работа. По Д.Габе, Мои помощники. В.Орлов

Смешинка. С.Васильева

Бабушка и внучка (По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука»)

Повара. Б. Заходер

Сюрприз. По М. Дружининой

Маргаритка. О.Высоцкая

Пуговица. По В.Хомченко

Портниха. Г.Ладонщиков

Пуговица. В. Осеева

Смешинка. А Усачев

Как я помогал маме мыть пол. По В.Голявкину

Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину

Чем пахнут ремесла (в сокращении). Дж. Родари. Проверь себя!

Ребятам о зверятах (15 ч)

Лисята (По рассказу Е.Чарушина «Путешественники»)

Смешинка. Лиса и Ёж. По Н.Сладкову

Заяц. Е.Тараховская

Ёж. По М.Пришвину

Смешинка. А. Богданова

Материнская забота. По А. Баркову

Белёк. По Г. Снегирёву

Пин и Гвин. В. Приходько

Галка. По Б. Житкову

Куриный воспитанник. По В. Гаранжину

Добрый Волк. По М. Тарловскому

Живая шляпа. Н.Носов

Смешинка. По Л. Вершинину

Котята. По Н.Павловой, Кошкин щенок (в сокращении). В. Берестов

Сердитый дог Буль. По М.Пляцковскому. Проверь себя!

Чудесный мир сказок (9 ч)

Лиса и журавль (Русская народная сказка)

Храбрый журавль (Русская народная сказка)

Лиса и тетерев (Русская народная сказка)

Овечка и волк (Украинская народная сказка)

Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка)

Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)

Лиса и куропатка (Французская народная сказка)

Куцый Хвост (Абхазская народная сказка)

Глупый котенок (Удмуртская народная сказка). Проверь себя!

Зимушка-зима (20 ч)

Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня)

Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки

Декабрь. М. Садовский

Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой

Смешинка. О.Григорьев, В новогоднюю ночь. С. Попов

Смешинка. По В. Ячменёвой.

Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву.

Такой вот герой. По А. Потаповой.

Зима (отрывок). С. Есенин, Подарок. С. Суворова.

У Ники новые лыжи. По В. Голявкину. С прогулки. И. Шевчук.

Неудачная находка. По М. Быковой.

Детство (в сокращении). И. Суриков.

Смешинка. О. Григорьев.

Что за зверь? По Е. Чарушину.

Не стучать – все спят! По Э. Шиму.

Зайка. В. Степанов.

Еловая каша. По Н. Сладкову.

Снежок (в сокращении). З. Александрова.

Коллективная печка. По С. Баруздину.

Доскажи словечко (Зимние загадки). В. Аникин, Н. Майданик. Проверь себя!

Так нельзя, а так можно (12 ч)

Снегирь и Синичка. По А.Ягофаровой.

Птица-синица По В.Хомченко.

Дельный совет. Г. Ладонщиков.

Смешинка. Положи на подушку. Г.Лагздынь.

Косточка. Л.Толстой.

Праздничный стол. По С.Георгиеву.

За игрой. В.Берестов.

Бревно. С.Баруздин.

Как Артемка котенка спас. А. Седугин.

Подвиг (По рассказу В.Осеевой «Мечтатель»).

Смешинка. Девочка-копуша. И.Демьянов.

Лесные доктора. По В.Бирюкову. Проверь себя!

Весна в окно стучится (19 ч)

«Зима недаром злится…» Ф.Тютчев.

Весенняя песня. По В. Бирюкову.

Веснянка (Украинская народная песня).

Сосулька. По Э.Шиму.

Выгляни, Солнышко… (Русская народная песня).

Мамин портрет. С.Вербова.

Разноцветный подарок. П. Синявский.

Тихо-тихо. А. Седугин, Лицо к весне. Р. Сеф.

Ледоход. С. Вербова.

Сон Медвежонка. По Р. Фархади.

Медведь проснулся. Г. Ладонщиков.

Смешинка. З. Хасанова, С. Шамсутдинова.

Заяц на дереве. По В. Бианки

Наши гости. С. Погореловский

Скворушка. По Г.Скребицкому

Весенняя гостья. И. Белоусов

Пчелки на разведках. По К. Ушинскому

Тюльпаны. По А. Баркову

Доскажи словечко (Весенние загадки). Е. Савельева, Проверь себя!

Веселые истории (7 ч)

Перепутаница. Р. Фархади

Эхо. По Г. Остеру

Кто кем становится (в сокращении). А.Шибаев

Волшебный барабан. А. Увачев

Шишки. М. Пляцковский

Портрет. По Ю. Степанову

Булочная песенка. М. Бородицкая, Проверь себя!

Родина любимая (8 ч)

Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков

Наше Отечество (отрывок). По К. Ушинскому

Флаг России. По Т. Кудрявцевой

Главный город страны. М. Ильин

Песня. В. Степанов

День Победы. А. Усачев

Страшный клад. По С. Баруздину

Тульский пряник. По С. Алексееву. Проверь себя!

Здравствуй, лето! (11 ч)

Что такое лето? А. Усачев

Что сказала бы мама? По Л. Воронковой

Земляника. М. Дружинина

Смешинка. С. Васильева

Куда исчез гриб? По В. Хромченко

Ёж-спаситель. По В. Бианки

Жарко. Р.Фархади

Верное время. По Э. Шиму

Смешинка. Почему лето короткое? По В.Орлову

Доскажи словечко (Летние загадки). Е. Савельева

Проверь себя! Проверка техники чтения. Задание на лето.

Приложение 4

к адаптированной рабочей программе

по чтению для детей с легкой умственной отсталостью

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник: Чтение. 4 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализуемых адапт. основные общеобразовательные программы. В 2-х частях / авт.-составитель С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2019 г.

№ п/п

Тема урока

Дата проведение

план

факт

Школьная жизнь  (12 ч.)

Снова в школу. По Н. Носову.

Жил-был Учитель. Э. Мошковская.

Чему учат в школе. М. Пляцковский.

Поздравление. По Ю. Ермолаеву.

Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу.

Шум и Шумок. По Е. Ильиной.

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов.

Три желания Вити. По Л.Каминскому.

Читалочка. В. Берестов.

Зарубите на носу. По М. Бартеневу.

Загадки.

Обобщение по разделу «Школьная жизнь».

Время листьям опадать (17 ч.)

Желтой краской кто-то… Н. Антонова.

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой.

Подарки осени. Е. Благинина.

Лесные подарки. По Л. Воронковой.

Лес осенью. А. Твардовский.

В осеннем лесу. По. В. Путилиной.

Славная осень. Н. Некрасов.

Отчего Осень грустная. По Э. Шиму.

Осень. К. Бальмонт.

Три сойки. По Ю. Ковалю.

Холодная зимовка. По Н. Сладкову.

Скучная картина!.. А. Плещеев.

Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко.

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому.

Время листьям опадать… По Г. Граубину.

Загадки.

Обобщение по разделу «»Время листьям опадать».

Делу – время, потехе – час (7 ч.)

Пекла кошка пирожки… Русская потешка.

Сенокос. Чешская потешка.

Карусели. По Л. Пантелееву.

Прятки. По Н. Носкову.

Считалки.

Жмурки. По М. Булатову.

Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час».

В мире животных (13 ч.)

Болтливая корова. По К. Ушинскому.

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову.

Пушок. По В. Гаранжину.

Томка. По Е. Чарушину.

Охотник и собака. По Б. Житкову.

Чук заболел. По Л. Матвеевой.

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв.

Барсучья кладовая. По А. Баркову.

Гостья. По А. Дорохову.

Игрушки лисят. Г. Корольков.

Лиса. По Ю. Дмитриеву.

Загадки.

Обобщение по разделу «В мире животных».

Жизнь дана на добрые дела ( 8 ч.)

Миша-мастер. Л. Ладонщиков.

Пичугин мост. По Е. Пермяку.

Михаськин сад. В. Хомченко.

Когда люди радуются. По С. Баруздину.

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву.

Котёнок. Е. Благинина.

Птичка. В. Голявкин.

Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

Зима наступила (25 ч.)

Снег идёт. По Л. Воронковой.

Снегурочка. А. Слащёв.

Снегурочка. А. Слащёв. Продолжение.

Зима. И. Суриков.

Декабрь. С. Маршак.

Ёлка. По В. Сутееву.

Книги В. Сутеева.

Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной.

Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин.

На горке. По Н. Носову.

Рассказы Н. Носова.

Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка.

Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка (продолжение).

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский.

Зимняя сказка. П. Головкин.

Митины друзья. Г. Скребицкий.

Митины друзья. Г. Скребицкий. Характеристика героев.

Снежная шапка. В. Бирюков. Загадка. Е. Благинина. Загадка. Е. Тараховская.

В шубах и шапках. По А. Тумбасову. Загадка. А. Рождественская.

Не ветер бушует над бором… Н. Некрасов.

Находчивый медведь. По в. Бианки.

Зимние приметы. По А. Спирину.

Обобщение по разделу «Зима наступает».

Внеклассное чтение. Произведения о зиме, зимних забавах.

Проверка техники чтения.

Веселые истории (8 ч.)

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову.

Одни неприятности. Г. Остер.

Однажды утром. М. Пляцковский.

Почему комары кусаются. В. Бирюков.

Вот какой рассеянный. С. Маршак.

Две лишние коробки. По О. Кургузову.

Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе.

Обобщение по разделу «Веселые истории».

Полюбуйся, весна наступает… (13 ч.)

Март. В. Алфёров.

Восьмое Марта. По М. Фроловой.

Забота. Е. Благинина.

Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому.

Последняя льдина. По В. Бианки.

Загадки.

Весна. А. Плещеева.

Скворцы прилетели. По А. Баркову.

Всему свой срок. По Э. Шиму.

Полюбуйся, весна наступает… И. Никитин.

Весенний вечер. По Ю. Ковалю.

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву.

Обобщение по разделу «Полюбуйся, весна наступает…».

В мире волшебной сказки (10 ч.)

Хаврошечка. Русская народная сказка.

Хаврошечка. Русская народная сказка. Основные черты героев.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка. Волшебство и реальность в сказке.

У лукоморья дуб зеленый… А. Пушкин.

Подарки феи. По Ш. Перро.

Горшочек каши. Братья Гримм.

Наши сказки. По В. Порудоминскому.

Обобщение по разделу «В мире волшебных сказок».

Внеклассное чтение. Мои любимые сказки.

Родная земля (10 ч.)

Царь-колокол. М. Ильин.

Город на Неве. С. Васильева.

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко.

Сочинение на тему. С. Вербова.

Какое это слово? По Л. Кассилю.

Главное Дело. По Б. Никольскому.

Защита. А. Усачёв.

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю.

День Победы. Т. Белозёров.

Обобщение по разделу « Родная земля».

Лето пришло (11 ч.)

Ливень. С. Козлов.

Тучка. Г. Граубин.

Хитрый одуванчик. Н. Павлова.

Одуванчик. Е. Благинина.

Встреча со змеёй. По А. Дорохову.

Летний снег. А. Бродский.

После зимы будет лето. В. Голявкин.

Хозяюшка. О. Тарнопольская.

Летние приметы. По А. Спирину.

Обобщение по разделу «Лето пришло».

Повторение (3 ч.)

Итоговое повторение.

Проверка техники чтения.

Игра «Литературное домино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:·  Федеральный закон от 29.12.2012 ...

Рабочая программа по домоводству для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, II вариант)

Рабочая программа по домоводству составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.1...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...

Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...