Литературная гостиная "Басни И..А.Крылова"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Хикматова Рамиля Фандасовна

Сценарий  мероприятия по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса на тему "Творчество И.А.Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya_basni_i.a.krylova.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8 г. Азнакаево»

Азнакаевского муниципального район РТ,

Хикматова Рамиля Фандасовна, Шайдуллина Лейсан Ринатовна

                                        

               Литературная гостиная  «Басни И.А. Крылова»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждой басней любим все сильней.

I.Слово о писателе, баснописце и драматурге И.А.Крылове.

Учитель. Сегодня  мы с вами отправляемся в удивительный мир - мир басен Ивана Андреевича Крылова (1769—1844). 248 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Учитель. Невозможно найти в нашей  стране человека, который  бы не знал хотя бы одну басню.

Ученик. Басня учит нас  различать добро и зло на простых  и  доступных  примерах.

Учитель. А знаете ли вы, что для  того, чтобы написать хорошие басни, надо  быть очень  трудолюбивым человеком? Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой  всего 21 строка, на черновике пришлось написать (черновых набросков)  200 строк.

Учитель. Всю жизнь Иван Андреевич Крылов и работал, и учился. Работать он  начал в 11лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве

Ученик. И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье.

 Учитель. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения - синьором Луиджи, игравшим на скрипке.

Ученик. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

Ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, но после смерти отца жизнь стала намного тяжелее. Учитель. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом.

Ученик. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые отец оставил ему в наследство .

Учитель. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. 

Ученик. Он написал 205 басен. Он любил родину…

Учитель. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники.

Учитель. 24 февраля 1809 года была выпущена тоненькая книжка на голубоватой бумаге без всяких украшений. В книге были 23 басни И.А. Крылова.
Вторая книга вышла 8 марта 1811 года. Напечатана так же скромно, как и первая. Первая иллюстрированная книга басен Крылова появилась в 1815 году.

(Выставка книг)

М. Исаковский
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
 Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Итак, в путь, по занимательному миру басен Крылова.

 А мы изучали басню как литературный жанр. Что же такое басня?(ответы детей из зала)

Басни—это короткие, чаще  всего стихотворные  рассказы, где действуют звери, птицы, животные, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о  жизни. В баснях довольно часто высмеиваются неправильные поступки людей

БАСНЯ – это краткий, обычно стихотворный рассказ, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

- Действующими лицами басни обычно бывают животные. Часто названия зверей, птиц, насекомых пишутся с большой буквы. 

- Басня делится на две части: повествовательную и мораль. Мораль содержит главный смысл.

 Учитель. Сегодня мы произносим многие выражения из басен, используя их наряду с пословицами и поговорками. Эти крылатые фразы заставляют нас обратить внимание на свои недостатки, пересмотреть свое поведение. Одним словом помогают стать лучше.

Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

Ученик. Мы приглашаем вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняем роли.

Инценировка басен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Волк и Кот», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», « Слон и Моська»

  1. Басня Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру, 
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, 
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


* * *

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра; 
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать было совсем уж собралась,

     Да позадумалась, а сыр во рту держала.
     На ту беду Лиса близёхонько бежала; 
     Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил. 
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; 
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит 

     И говорит так сладко, чуть дыша: 
     «Голубушка, как хороша! 
     Ну что за шейка, что за глазки! 
     Рассказывать, так, право, сказки! 

Какие пёрушки! какой носок! 
И, верно, ангельский быть должен голосок! 
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица, 
Ведь ты б у нас была царь-птица!» 

     Вещуньина* с похвал вскружилась голова, 
     От радости в зобу дыханье сперло,— 
     И на приветливы Лисицины слова 
     Ворона каркнула во всё воронье горло: 
     Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

2. Басня Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала, 
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки. 

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк: 
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, 
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак. 

«Тьфу, пропасть! — говорит она,— и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них». 
Мартышка тут с досады и с печали 
О камень так хватила их, 
Что только брызги засверкали.


* * *

К несчастью, то ж бывает у людей: 
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, 
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; 
А ежели невежда познатней, 
Так он её ещё и гонит.


3.Басня Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза. 
Помертвело чисто поле; 
Нет уж дней тех светлых боле, 
Как под каждым ей листком 
Был готов и стол, и дом. 

Всё прошло: с зимой холодной 
Нужда, голод настаёт; 
Стрекоза уж не поёт: 
И кому же в ум пойдёт 
На желудок петь голодный! 
Злой тоской удручена, 
К Муравью ползёт она: 

«Не оставь меня, кум милой! 
Дай ты мне собраться с силой 
И до вешних только дней 
Прокорми и обогрей!» — 
«Кумушка, мне странно это: 
Да работала ль ты в лето?» — 
Говорит ей Муравей. 

«До того ль, голубчик, было? 
В мягких муравах у нас 
Так, что голову вскружило».— 
«А, так ты...» — «Я без души 
Лето целое всё пела».— 
«Ты всё пела? это дело: 
Так поди же, попляши!»


4.Басня Слон и моська

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ.— 
Известно, что Слоны в диковинку у нас,— 
Так за Слоном толпы зевак ходили. 
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. 
Увидевши Слона, ну на него метаться, 
И лаять, и визжать, и рваться, 
Ну так и лезет в драку с ним. 

«Соседка, перестань срамиться,— 
Ей шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться? 
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт 
Вперёд 
И лаю твоего совсем не примечает».— 

«Эх, эх! — ей Моська отвечает,— 
Вот то-то мне и духу придаёт, 
Что я, совсем без драки, 
Могу попасть в большие забияки. 
Пускай же говорят собаки: 
«Аи, Моська! знать, она сильна, 
Что лает на Слона!»

5.Басня Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука.


      ***

      Однажды Лебедь, Рак да Щука 
      Везти с поклажей воз взялись, 
И вместе трое все в него впряглись; 
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! 

Поклажа бы для них казалась и легка: 
      Да Лебедь рвется в облака, 
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. 
Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам; 
      Да только воз и ныне там.

6.Басня Зеркало и обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, 
Тихохонько Медведя толк ногой: 
«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой! 
     Что это там за рожа? 
Какие у нее ужимки и прыжки! 
Я удавилась бы с тоски, 
Когда бы на нее хоть чуть была похожа. 

     А ведь, признайся, есть 
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: 
Я даже их могу по пальцам перечесть».— 
«Чем кумушек считать трудиться, 
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — 
     Ей Мишка отвечал. 
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

     ***
     Таких примеров много в мире: 
Не любит узнавать никто себя в сатире. 
     Я даже видел то вчера: 
Что Климыч на руку нечист, все это знают; 
     Про взятки Климычу читают, 
А он украдкою кивает на Петра

7.Кукушка и петух

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -
"А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!" -
"Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась, примолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

 

8.Басня Волк и кот

Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молвит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной». 
— «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана»,
«Ну, попытайся ж у Демьяна». -
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка». -
«Беги ж, вон там живет Трофим». -
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!»
«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!»
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!»
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, -
Сказал тут Васька Волку. -
Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, — сам себя вини:
Что ты посеял — то и жни».

Итог. Читая басни Крылова, так и кажется, что они как будто сегодня написаны, о нашей жизни. Поэт осуждает невежество, пассивность, глупость, жадность, зависть, трусость… Превыше всего он ценит честность, верность, правду.

-  Давайте подберём противоположные понятия к  тому, против чего выступал баснописец.

                Зло - добро, лень - трудолюбие, хвастовство - скромность, лживость - честность, грубость - вежливость, жадность - щедрость, трусость - смелость, равнодушие - отзывчивость, глупость - ум. (Работа с залом)

        Как вы думаете, почему люди уже почти два века читают и перечитывают басни Ивана Андреевича? (Ответы детей)

        Написаны басни Крылова были замечательным русским  языком. Многие его  выражения стали пословицами, вошли в  повседневный народный  язык

а) «Слона-то я и не приметил»;

б) «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;

в) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»;

г) «На задних лапках я хожу»;

д) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше на себя, кума, оборотиться?»;

е) «Да только воз и ныне там»;

ж) «… рыльце у тебя в пуху».

        Ребята, когда готовились к  сегодняшнему мероприятию вы были и артистами, и иллюстраторами, и теоретиками.
Надеюсь, вы открыли для себя прекрасную страничку о творчестве Крылова, и его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. 

Русский поэт, литературный критик  Петр Андреевич Вяземский  о творчестве И.А.Крылова писал:                                                                
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
 Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Читайте и перечитывайте его произведения, становитесь лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

Литературный салон, басни Крылова

Осознать и осмыслить идейное содержаниебасен; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершенствовать навык...

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова" (презентация+сценарий)

Презантация к литературной викторине "Басни дедушки Крылова" для 2-3 классов....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...