Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А.П. Платонова «Цветок на земле».

Задачи урока

Дидактические:

формировать знанияформирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.

Успенского «Чебурашка»

  1. формирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
  2. Успенского «Чебурашка»
  1. формировать знания о творчестве А.П. Платонова;
  2. развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать; 
  2. развивать умения ориентироваться в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к литературному чтению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 13.04.2022

Школа: МКОУ «Новобуринская СОШ»

Класс: 3

Урок: 4

Время: 11:05 – 11:45

Кабинет:11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А._______________________

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А.П. Платонова «Цветок на земле».

Задачи урока

Дидактические:

формировать знанияформирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.

Успенского «Чебурашка»

  1. формирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
  2. Успенского «Чебурашка»
  1. формировать знания о творчестве А.П. Платонова;
  2. развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать;  
  2. развивать умения ориентироваться в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к литературному чтению.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

- Ребята, всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Так давайте с этим хорошим настроением приступим изучать мир литературного творчества.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Читает пословицы, подводящие к теме урока:

- Прочитайте пословицы и поговорки на слайде. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

- Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

- Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

- Как вы считаете, ребята, какая тема объединяет данные пословицы и поговорки?

- Кто может определить о ком, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- Правильно. Какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 129 в учебнике. Какое название там дано?

Ученики читают пословицы.

- Тема старости и молодости

- О дедушке или бабушке?

- «Цветок на земле»

Предметные:  уметь выразительно читать поговорки и пословицы

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектоор.

Учебник.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

- Рассмотрите иллюстрации на с.131, 134.

- О чём, по-вашему, рассказ?

- Кто герои рассказа?

- Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

- Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цель урока.

- Составим план урока.

Отвечают на вопросы:

- Возможно, о внуке и о мудром дедушке, который делится опытом , или они отправились искать, необычный цветок и нашли его.

- Дедушка и его внук

-Возможно дедушка и внук нашли необычный цветок, когда гуляли

- Рассказ «Цветок на земле»

-Познакомиться с произведение «Цветок на земле» и ответить на главный вопрос урока

План:

  1. Познакомиться с творчеством писателя.
  2. Познакомиться с произведением.
  3. Выразительно прочитать произведение.
  4. Ответить на вопросы.
  5. Обобщить урок.

Предметные:

знать произведение автора; уметь определять цель урока, ставить задачи.

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

Учебник.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Знакомит с новым материалом:

- Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 28 августа 1899 года недалеко от Воронежа в Ямской слободе. Андрей был первенцем, а после него в семье родилось еще одиннадцать детей. Андрей Платонович начал обучение в семь лет. Сначала в церковно-приходской школе, а потом в городской четырехклассной школе. С 12 лет начал сочинять стихи. С 1913 года, после окончания четырех классов школы, в возрасте 13 лет начинает работать, чтобы помогать семье.

- Ребята, посмотрите, каким трудолюбивым был Андрей Платонович. Что вам запомнилось из биографии автора?

- Итак, прежде чем начать знакомство с произведением «Цветок на земле», проведем небольшую словарную работу.

- Прочитайте слова, словосочетания, предложения на слайде и постарайтесь дать им определение, раскрыть смысл.

Колхоз, глаза смежать, глаза жмурятся, руки много земли испахали, уморились, часы-ходики, осерчал.

- Итак, теперь приступим к чтению, я начну, а вы следите глазками, читайте про себя, в любой момент я могу попросить вас продолжить. Начинает чтение.

-Итак, ребята, здесь мы остановимся. Давайте обсудим, о чем была первая часть рассказа?

-Каких главных героев мы встретили по ходу чтения рассказа?

-Как звали дедушку? А как внука?

Физкультминука.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Изучают новый материал:

«Колхоз» (Форма коллективного ведения хозяйства, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников).

«Глаза смежать». (Закрывать)

«Глаза жмурятся» (Сужаются веки)

«Уморились» (устали),

«Часы-ходики» (стенные часы с гирями)

«Осерчал» (рассердился)

- Дедушке и его внуке.

- Дедушку Тита и внука Афоню.

Ученики выполняют  зрительную гимнастику.

Предметные:  уметь выразительно читать, выделять главную мысль текста; уметь определять главную мысль отрывка.

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Усвоение нового материала

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Задает вопросы на закрепление нового материала:

- Заметили ли вы сколько лет было главным героем? Докажите цитатами из текста.

- Ребята, а о чем просил Афонюшка своего дедушку?

- Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он? Найдите подтверждение в тексте.

-А каков дед Тит? Что о нем говорится в тексте?

- Почему дед Тит все время спал?

- Какая поговорка будет ответом на данный вопрос?

- Ребята, от чего у деда Тита глаза были белые, кто как понял?

- Ребята, а вы заметили от чего проснулся дедушка Тит? Что его разбудило? А что баюкало?

-Ребята, а как вы понимаете выражение пытать белый свет?

Отвечают на вопросы на закрепление нового материала:

- Дедушке Титу без трех 90. Это значит 87 лет.

- Афоня хотел знать обо всем.

- Мы узнали что его мама работает в колхозе, а папа на войне.

- Дедушка Тит постоянно спал.

-Потому что он уже был стар.

-Придет старость, придет и слабость.

- Потому что, дедушка много всего видел в своей жизни.

- Его баюкали часы-ходики. Он проснулся тогда, когда Афоня их остановил. Дедушке сразу стало шумно, так как дедушка Тит услышал, как косарь отбивает косу за рекой и как мошка «звенит» под потолком.

-Это значит узнавать мир, знакомиться с ним

Предметные:   уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста; находиь нужную информацию.

Метапредметные:

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: практическое задание.

Организует выполнение самостоятельной работы:

-А сейчас небольшая проверочная работа в карточках. Ваша задача письменно ответить на вопросы по первой половине произведения.

Вопросы:

1. Как жилось Афоне на свете? 

А. весело        

Б. скучно

В. чудесно

2. Что пообещал Афоне дедушка, когда проснулся? 

А. спеть колыбельную песню

Б. напечь блинов на всю семью

В. лежать и смотреть на Афоню

3. Дедушка Тит сказал, что ему будет без трёх девяносто. Сколько это лет?

А. 93

Б. 87        

В. 39

4. Кто жил в бороде деда?

А. маленький комарик        

Б. зеленый кузнечик        

В. красивая пчёлка

5. Почему у дедушки были такие руки? 

А. эти руки много земли испахали

Б. дедушка часто забывал мыть руки

В. загорели на солнце

6. Как смотрели глаза деда?

А. весело        

Б. серьёзно        

В. равнодушно 

7. Что делал дед, когда Афоня залез на печку и стал его будить?

А. шептал тихо во сне неслышные слова

Б. предложил Афоне рассказать ему сказку

В. ругался и просил оставить его в покое

8. Чего захотел испить дед?

А. воды        

Б. молока        

В. квасу

- Обменяйтесь листочками с соседом. Проверяем друг друга. Проверяем с эталоном на экране.

- Если нет ни одной ошибки, ставим «5».

Если есть одна-две ошибки, ставим «4».

Если есть три-четыре ошибки, ставим «3».

Выполняют самостоятельную работу.

Ответы:

1. б

2. в

3. б

4. а

5. а

6. в

7. а

8. в

Предметные: знать содержание произведения

Метапредметные:

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Организует выполнение задания:

- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда «про всё»?

-Ребята, а как вы считаете, о чем так хотел узнать Афоня от своего дедушки?

- Итак ребята, давайте подведем небольшой итог по прочитанной части произведения.

- Как вы поняли, какая основная мысль прочитанной части?

-Как вы думаете, почему дед Тит все знал?

Выполняют задание.

-Возможно дедушка расскажет ему о своей жизни.

-О том как устроена жизнь, о том как дедушка ее прожил.

-Основная мысль данного отрывка в том, что старым людям тяжело вести активный образ жизни. Старость делает людей слабыми.

-Потому что он очень долго жил и очень много видел в своей жизни.

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста.

Метапредметные:

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

- Наш урок подходит к концу.

- Какой рассказ мы сегодня читали?

- Кто автор этого рассказа?

-В чём испытывали затруднение?

-А теперь посмотрите на экран. Перед вами фразы, которые необходимо продолжить:

-сегодня на уроке я узнал…

-на этом уроке я похвалил бы себя…

-после урока мне захотелось…

-сегодня с умел…

Запишите домашнее задание: дочитать рассказ «Цветок на земле», страница 129 – 135.

Спасибо за работу на уроке.

Отвечают на вопросы:

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской ком...

Технологическая карта урока литературного чтения "Приключения электроника" Е. С. Велтистов, 4 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»Тип урока: рефлексия;Цель урока: создание условий для формирования на...

Технологическая карта урока литературное чтение "Ш. Перро, "Кот в Сапогах" 2 класс, УМК Школа России

Тема урока: «Ш. Перро «Кот в сапогах»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интер...

Технологическая карта урока литературного чтения «Е. Благинина «Посидим в тишине» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста...

Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для  формир...

Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...