Технологическая карта урока литературного чтения "Знакомство с названием раздела. "По страницам детских журналов"" (УМК "Школа России", 3 класс )
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции над детскими изданиями периодической печати.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение работать с журналами;
  2. формировать умение прогнозировать содержание рублик журнала по названию, рассказывать о журналах.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать; 
  2. развивать умения ориентироваться в рубриках журнала.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к чтению, к книгам и журналам.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 02.05.2022

Школа: МКОУ «Новобуринская СОШ»

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:30 – 9:10

Кабинет:11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А._______________________

Тема урока «Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции над детскими изданиями периодической печати.

Задачи урока

Дидактические:

формировать знанияформирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.

Успенского «Чебурашка»

  1. формирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
  2. Успенского «Чебурашка»
  1. формировать умение работать с журналами;
  2. формировать умение прогнозировать содержание рублик журнала по названию, рассказывать о журналах.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать;  
  2. развивать умения ориентироваться в рубриках журнала.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к чтению, к книгам и журналам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

Настройтесь на работу, сядьте ровно, спинка прямая, желаю вам продуктивной работы на уроке.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом..

Л.: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Подводит к теме урока с помощью отрывка:

- Ребята, поднимите руки, кто любит читать интересные книги и веселые, занимательные журналы. А у вас есть любимая книга? А кто автор этой книги?

- Сегодня я предлагаю совершить вам путешествие в страну детских журналов. Поближе познакомиться с детскими журналами и узнать новое и интересное о них.

-На чем мы с вами отправимся в путешествие?

- Правильно, путешествовать мы будем вот на этом паровозике.

-Сколько вагонов у нашего паровозика? У нашего паровозика 3 вагона. Именно поэтому мы с вами и разделились на 3 команды.

-Все заняли свои места, пора отправляться в дорогу. Но чтобы поезд тронулся нужно сказать слова:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз.

Далеко-далеко

Нас он повез.

Слушают учителя.

Метапредметные:

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

Л.: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока:

- Ребята, откройте стр. 167 и сформулируйте тему нашего урока.

-Какая будет тема сегодняшнего урока?

-Сформулируйте цель урока?

Отвечают на вопросы:

- Тема: «По страницам детских журналов»

Цель: познакомиться с известными детскими журналами.

Предметные: уметь определять цель урока, ставить задачи

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Объясняет новый материал:

-Первая станция, на которую мы прибываем, называется « Узнавай-ка!». Как вы думаете, что это за станция? Чем мы здесь будем заниматься?

- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий. В далекие времена, когда ваши родители были еще детьми, круг периодических изданий для детей, а именно так правильно называются газеты и журналы, был ограничен всего несколькими названиями: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай», «Юный натуралист», а для тех, кто постарше, «Пионер» и «Костер». Особо выбирать тогда было не из чего, дети с радостью читали приходившие раз в месяц по подписке журналы, которые почтальон приносил им в почтовые ящики.

- А в наше время разнообразных ярких, красочных детских журналов настолько много, что разобраться в них уже не просто. Сегодня мы как раз и поговорим о детских периодических изданиях.

- Некоторые журналы, имеют дополнение к самому печатному изданию всевозможные приложения: игрушки (плюшевые кошечки, собачки, фарфоровые куклы, пластиковые и коллекционные игрушки), фрагменты чего-то большого (корабля, самолета, военного танка, скелета человека), детали интерьера игрушечного дома, головоломки, детскую косметику, полудрагоценные камни, миниатюрные копии книг, формы для выпечки, нитки для вязания и даже самые настоящие исторические монеты и денежные купюры.

Слушают учителя:

- Узнаем что же такое журнал, какие бывают журналы.

 

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового материала.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

-Давайте познакомимся поближе с некоторыми журналами.

«Мурзилка». Это – ежемесячный литературно – художественный журнал. Издается с 1924 года. Несмотря на «почтенный» возраст, журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию.

У журнала есть хорошая традиция – знакомить своих читателей с детскими писателями, художниками – иллюстраторами и их работами.

Каждый год «Мурзилка» печатает интересные сказки или приключенческие повести зарубежных авторов, которых дети в нашей стране пока не знают. А еще в «Мурзилке» имеются странички: «Школа безопасности», «Детское творчество», «Веселая математика», «Поиграем в слова», «Мурзилкины советы» (например кулинарные или по уходу за кошками) и, конечно, много всевозможных кроссвордов, загадок, игр, самоделок.

«Свирелька»

«Свирелька» - красочное познавательное издание, небольшое по размеру, но очень качественное. Кроме содержательных рассказиков, историй, стихов о живой природе, в «Свирельке» есть странички – раскраски, книжечка вкладка, которую легко сделать самим; вынуть несколько листков из журнала, сложить пополам и сшить. Много в журнале веселых ребусов, загадок. Есть и самоделка.

«Тошка и компания». 

Это веселый «журнал о животных» для детей 5-10 лет. В нем много фотографий, иллюстраций. Короткие тексты, которые легко читаются. В издании много загадок, логических заданий, ребусов.

Есть самоделка и даже постер с фотографией какого–нибудь животного, эту фотографию ребенок может повесить у себя в детской. Публикуются в «Тошке» рисунки, которые присылают в своих письмах читатели.

«Микки Маус», «Том и Джерри», «Барби»

Это первые журналы, которые залетели в Россию из Америки. И уже в 90-е годы завоевали огромную популярность у маленьких читателей.Особенно для девочек интересен журнал «Барби». Загадки, тесты, раскраски, салоны красоты, фотоистории, рубрика «Мастерица» - никого не оставляют равнодушными. А комиксы, которые печатаются в журналах «Микки Маус» и « Том и Джерри» пользуются у маленьких читателей большим спросом.

«Юный эрудит»

 Из этого журнала можно узнать о чудесах науки и техники, о космических экспедициях и великих открытиях, об истории оружия и об Интернете, о вулканах и землетрясениях, о доисторических чудовищах и животных будущего, о том, как устроены различные механизмы и как в дальнейшем изменится человек.

«Клепа»

Следующий, очень любопытный журнал «Клепа». Он интересен не только маленьким детям, но и уже более взрослым. Красочный и очень веселый журнал не оставит равнодушным никого. Здесь комиксы сменяются забавными рассказами, познавательными сведениями, кроссвордами.

«Простоквашино»

Выходит при участии замечательного автора детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни Дяди Федора и его друзей. Кроме того в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы, викторины.

Слушают учителя:

Метапредметные:

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор. Журналы.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: выполнение самостоятельной работы

Организует выполнение самостоятельной работы:

Отправляемся дальше в путешествие….

-Следующая станция на которую мы оказались называется «Подумай -ка!». А что же мы будем делать на этой станции? Чем мы здесь будем заниматься?

-Рассмотрим детский журнал “Мурзилка ”.

- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется?

- Что можно узнать о содержании журнала по его обложке?

“Мурзилка ” — российский литературно – художественный журнал для детей от 5 до 13 лет. Выходит с 1924 года один раз в месяц.

Рубрики журнала

«Прогулки со словами»

«Поиграем в слова»

«Веселая математика»

«Зеленый мир»

«Галерея искусств Мурзилки»

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные:

уметь анализировать журналы

Метапредметные:

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Журнал.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная,индивидуальная

Словесный метод: беседа

Задает вопросы:

- Наш урок подходит к концу.

- Какая тема сегодня у нас была на уроке?

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли мы их?

Отвечают на вопросы.

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы.

Метапредметные:

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

- Откройте дневники запишите д.з. Рассказать о других журналах, которые читаете вы.

- Поднимите зеленый карандаш, для кого урок был полезен и интересен, узнал что-то новое. Поднимите красный карандаш, для кого урок был не полезен.

-Вот и кончилось наше путешествие в страну детских журналов. Спасибо ребятам за работу! 

Отвечают на вопросы:

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока литературного чтения «Обобщение к разделу «И в шутку, и всерьез»» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока «Обобщение к разделу «И в шутку, и всерьез»» Тип урока: рефлексии. Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями раздела &la...

Технологическая карта урока литературного чтения «Обобщение по разделу « И в шутку, и в серьез» » ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Задачи урокаДидактические:1. знать произведения изученных авторов и их биографию;2.  уметь читать произведени...

Технологическая карта урока литературного чтения «Обобщение к разделу «И в шутку, и всерьез»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Обобщение к разделу «И в шутку, и всерьез»»Тип урока: рефлексии.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями раздела ...