Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Стихи И. Токмаковой»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Звягинцева Варвара Сергеевна

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование знаний о писательнице И. Токмаковой и знакомство с её творчеством.

Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: прием «проблематизация», поиск информации; задание на множественный выбор; анализ текста.

Задачи урока

Дидактические:

1)      познакомить с биографией и творчеством И. Токмаковой;

2)      формировать умение анализировать произведение;

3)      формировать навыка осознанного и выразительного чтения текста.

Развивающие:

1)      развивать умение определять главную мысль прочитанного;

2)      развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;

3)      развивать умение формулировать простые выводы;

4)       развивать умение составлять ответ на вопрос;

5)       развивать умение пересказывать содержание текста.

Воспитательные:

1)      Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;

2)      Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 25. 04. 2022

Школа: МАОУ «Академический лицей №148»

Класс: 2 Г

Урок: 5

Время: 16:00-16:40 Кабинет: 203

Студент: Звягинцева Варвара Сергеевна

Группа: 42

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Руководитель ВКР: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Стихи И. Токмаковой»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование знаний о писательнице И. Токмаковой и знакомство с её творчеством.

Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: прием «проблематизация», поиск информации; задание на множественный выбор; анализ текста.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с биографией И. Токмакова;
  2. познакомить с творчеством И. Токмаковой;

2)        формировать умение анализировать произведение;

3)        формировать навыка осознанного и выразительного чтения текста.

Развивающие:

1)        развивать умение определять главную мысль прочитанного;

2)        развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;

3)        развивать умение формулировать простые выводы;

4)       развивать умение составлять ответ на вопрос;

5)       развивать умение пересказывать содержание текста.

Воспитательные:

1)        Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;

2)        Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Методы: словесный

Формы: парная

Приёмы: самоопределение к деятельности учебный диалог

1.        Проверяет готовность учащихся к уроку.

2.        Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте. Меня зовут Варвара Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Упражнение «Мой сосед слева»

Я предлагаю внимательно посмотреть на соседа и назвать ему то, что у того хорошо получается. Сделайте комплимент и зарядите на урок.

Используйте слова:

Ты умеешь …

Ты можешь …

Ты стараешься …или

Ты умный/добрый/внимательный

1. Показывают готовность к уроку.

Делают в парах.

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Методы: Проблемный, словесный, наглядный Формы: фронтальный, парная

Приёмы: самоопределение к деятельности, повторение, шифр

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Речевая разминка

– Проделаем с Вами дыхательную гимнастику.

Упражнение «Свечки»

На пальчиках задуваем свечки.

Упражнение «Шарик»

Надуем большой шарик перед собой.

Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

2. Повторение пройденного

- Какая была тема прошлого урока?

С какими произведениями мы познакомились?

3. Учитель выходит на тему урока.

- У Вас на партах есть буквы. Вам необходимо собрать их в фамилию автора, с которым мы сегодня познакомимся. Это женщина.

Т О К М А К О В А

Ученики работают фронтально.

Читаем хором, по одному.

Отвечают фронтально.

Стихотворения И. Токмаковой

Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

П: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы

Л: смыслообразование, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий

К: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра

Презентация, слово учителя

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Методы: словесный, наглядный Формы: фронтальная, парная работа Приёмы: целеполагание, беседа

1. Подводит к формулированию темы и целей урока.

- Какая будет тема урока, как Вы думаете?

Поставьте перед собой цели.

Верно.

У каждого из Вас есть план. Я буду спрашивать Вас в течении урока. В плане должны быть отмечены пункты.

План:

1)Познакомимся с творчеством И. Токмаковой.

2)Выполним анализ произведений.

3)Проведём самостоятельную работу.

4)Подведём итоги.

-  В процессе урок, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили. (Какой пункт плана мы выполнили?)

Отвечают на вопросы.

Стихотворения И. Токмаковой.

- Мы познакомимся с другими стихотворениями Берестова.

Работают в парах.

М: формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий,

Л: смыслообразование, анализ, синтез, подведение под понятие

П: самостоятельное выделение и формулирование цели, создание алгоритмов деятельности

Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, планирование

К: планирование учебного сотрудничества

Презентация

Открытие нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Методы: словесный, практический, частично-поисковыйФормы: фронтальная Приёмы: Объяснение, беседа, учебный диалог.

1.Знакомство с биографией.

- Ирина Токмакова – это популярная писательница, повести которой очень нравятся ее благодарным читателям, поэтесса, драматург, переводчик. Все ее творчество посвящено детям и предназначено для детской аудитории. Ее книги могут не только спасти от скуки, но и научить считать, писать и грамотно выражать свои мысли.

Имя Ирины Петровны Токмаковой известно многим родителям, которые читали своим детям ее книжки. Эта талантливая женщина пишет прозу о детях и для детей, переводит стихи зарубежных авторов.

Заниматься литературной деятельностью Ирина Токмакова начала спустя многие годы, причем совершенно неожиданно даже для самой себя. Началось все абсолютно случайно. С деловой поездкой в России появляется шведский энергетик по фамилии Боргквист. Ирина работает у него переводчиком. Их совместная работа позволила познакомиться друг с другом поближе и подружиться. Он был приятно удивлен, когда узнал, что эта юная девушка ярый поклонник фольклора Швеции. Он решил сделать Ирине небольшой подарок и прислал ей книжку, в которой были собраны детские шведские песенки. Этот подарок был предназначен сыну Ирины Токмаковой. Она с удовольствием засела за перевод этих стихов, чтобы можно было читать их вместе со своим мальчиком. У нее даже мысли не возникло показать свой труд кому-нибудь еще. Но мужу Ирины этого показалось мало и не сказав ни слова жене, он относит ее труды в одно из издательств. А так как он сам был человеком творческим – знаменитым художником-иллюстратором, то украсил их своими иллюстрациями. Переводы очень понравились в издательстве и вскоре были напечатаны. И вот в 1961 году мир увидел первую книгу Ирины Токмаковой – «Водят пчелы хоровод».

2.Чтение произведения учителем.

- Дома вы составляли рифмы к словам «тряпка, кошка, ложка». А сейчас мы узнаем какие рифмы, а ещё необычные слова придумала Ирина Токмакова.

Информация для записи:

Ирина Петровна Токмакова 1929-2018

М: Осуществление

учебных действий,

обработка информации

П: сформировать знания о понятие, закрепление в устной речи, актуализация знаний, выведение правила, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

Р: саморегуляция

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Презентация, учебник, рабочая тетрадь

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Методы: словесный, частично-поисковый

Формы: фронтальная Приёмы: практическая работа, беседа, поиск информации, выразительное чтение

1.Выразительное чтение.

- Прочитайте, пожалуйста, произведение выразительно.

2.Работа над произведением.

- Какое открытие сделал мальчик?

Придумайте своё смешное слово. Как Вы его можете использовать?

Сколько раз в стихотворении встречается слово «Плим»?

3.Второе произведение

Выразительное чтение учителем, затем учениками.

- Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове «чудной»?

- Какие слова рифмуются?

Выразительное чтение фронтально.

Отвечают фронтально.

10.

- В слове «чужОй» ударение на О, следовательно ритм нам задаёт поставить в следующей строке ударение на О.

- Стране, мне, язычком, молочко, окошко, картошка, поёт, даёт, ножках, гармошку.

М: Осуществление

учебных действий,

; сбор  информации  (извлечение  необходимой  информации  из  различных источников; обработка информации, контроль, коррекция

П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания смысловое чтение

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; анализдоказательство

Р: контроль, коррекция, саморегуляция

презентация, учебник

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Учитель проводит динамическую паузу.

ОСЕНЬ

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети выполняют.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Методы: практический, словесный

Формы: индивидуальная, парная

Приёмы: самоконтроль, самооценка, закрепление, Самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение, задание на множественный выбор

  1. Организационный момент

- Какая тема нашего урока?

С каким стихотворениями мы с Вами познакомились?

2.Самостоятельная работа

«Задание на множественный выбор»

1.В каком стихотворении повторяются одни и те же слова?

А) Плим

Б) В чудной стране

2. В каком стихотворении присутствует ритм?

А) Плим

Б) В чудной стране

3.В каком стихотворении зарифмованы слова «окошко-картошка»?

А) Плим

Б) В чудной стране

4.В каком стихотворении «бутылка горлышком поёт»?

А) Плим

Б) В чудной стране

5. В каком стихотворении мальчик придумал смешное слово?

А) Плим

Б) В чудной стране

3.Проверка в парах по слайду

Отвечают фронтально.

Стихотворения И. Токмаковой

«Плим» и «В чудной стране»

Ответы: А, Б, Б, Б, А

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

П: Получать опыт организации своей деятельности, соотносить результаты

Презентация, карточки

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Методы: практический, словесный

Формы: фронтальная, индивидуальная работа Приёмы: поиск информации

Задание по поиску информации в тексте из сборника.

Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

Прочитайте текст и выполните задания.

     Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда скажут слова благодарности тем, кто помог ему, и однажды он заговорил: «Моя красота ослепила вас, но вы, к сожалению, не поняли главного.  Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, с любовью растила, и благодаря ее заботе я расцвел. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей, поддержала в невзгоды. Не отнеслись с уважением к солнцу, которое день за днем со всей ответственностью грело и защищало меня от стужи. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».

1. Запишите цепочку ключевых слов.

2. Определите основную мысль текста.

3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что не поняли люди?»

Учитель спрашивает фронтально.

Отвечают фронтально.

П: закреплять полученные знания

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: анализ, выведение следствий

П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания

Рабочая тетрадь, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Методы: словесный Приёмы: самооценка, поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия

1. Повторение пройденного на уроке, обратная связь по теме

- Как называется тема сегодня?

- Что вы сегодня узнали? Каких целей мы достигли?

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Ответы учащихся.

Стихотворения И. Токмаковой

Ученики проводят саморефлексию.

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

П: получать опыт рефлексивной деятельности

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Презентация к уроку литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка эмоционального состояния автора.

Презентация к уроку  литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка  эмоционального состояния автора. УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». Задачи урокаДидактические: •  ...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема "Литература зарубежных стран"

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с творчеством зарубежных писателейДидактические:1. познакомить с творчеством зарубежных стран;2. научить прогнозировать содержание разделаРазвив...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема «Американские и английские народные песенки»

Цель урока: создание условий для знакомства детей с произведениями другой страныДидактические:1. Совершенствование техники чтения;2. Формирование навыков смыслового чтения текста в соответствии с целя...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс тема обобщение по разделу "И в шутку и в серьез"

Цель урока: обобщение знаний учащихся по разделу «И в шутку и всерьез»;Дидактические:1. Умение ориентироваться в прочитанных произведениях2. Формирование умения анализировать текстРазвиваю...