Конспект открытого урока по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Зотова Светлана Васильевна

Открытый урок по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_kostochka_oseeva_kto_nakazal_ego.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  в 1-м классе по литературному чтению на родном языке

Тема: Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Кто наказал его?».

Разработан учителем начальных классов МБОУ ЦО №8

Зотовой Светланой Васильевной

Цели урока:

Предметные:

- совершенствовать навыки чтения;

 - обогащать читательский опыт детей;

 - учить оценивать поступки героев;

- учить выделять опорные слова в произведении;

 - воспитывать интерес к самостоятельному чтению;

 - проанализировать рассказ Л. Толстого  «Косточка»

- познакомить с рассказом В. Осеевой «Кто наказал его?»

Метапредметные:

- личностные (качественные приращения)

- личностные (нравственно-этическая ориентация)                                    

Личностные:

рефлексия

Познавательные: подбор информации по заданному параметру.

Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений.

Регулятивные: прогнозирование (антиципация)  

 

Ход урока:

  1. Организационный момент 

- Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

  1. Речевая разминка

А) Закончи предложение

Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша – и пишу я не спеша.

Шо-шо-шо – у меня всё хорошо.

Ша-ша-ша – мама нянчит малыша.

Ши-ши-ша – как дела твои пиши.

Б) Назови одним словом.

Пилот, продавец, певец, пекарь, парикмахер ( профессии).

Петух, пингвин, павлин, попугай, перепелка ( птицы).

В) Орфоэпическая зарядка

Поставь правильно ударение

Щавель, портфель, столяр.

Г) Работа со скороговорками по рядам. ( Прочитать, вспомнить и всем рядом произнести)

1 ряд: Мама Милу мылом мыла.

2 ряд: Белые бараны били в барабаны.

3 ряд: Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

  1. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом? (прочитать Л.Н. Толстой «Косточка»)

- Это рассказ или сказка? Докажите.

_ Это авторское или литературное произведение?

- Кто автор?

Давайте вспомним о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого с помощью «Древа познания».

На каждом яблоке записан вопрос о жизни нашего автора, если вы готовы ответить на один из вопросов, поднимайте руку, выходите к доске, срывайте яблоко и отвечайте на вопрос.

ЯблокоЯблоко                        Яблоко      Яблоко

Где родился?      В какой семье родился?                    Чем известен?             Интересный факт из жизни

Лев Николаевич Толстой – земляк, которым гордится вся Тульская область.

  1. Инсценировка произведения.

  1.  Словарная работа.

В произведении встречаются нам  такие слова, как горница, сочла. А что обозначают эти слова.

Горница – большая светлая комната.

Сочла – сосчитала.

  1.     Проверка восприятия произведения.

        

Учитель задаёт вопросы, дети отвечают: «да»  +,   «нет»   - , в своих сопроводительных листочках.

1. Мама купила яблок?

2. Она хотела угостить детей после обеда?

3. Ваня никогда не ел слив?

4. Он попросил сливы у мамы?

5. Он схватил сливу и съел?

6. Он сразу рассказал о том, что съел сливу?

7. Он выбросил косточку в окошко?

8. Ему стало стыдно?

- Взаимопроверка в парах.

Учитель даёт ключ, дети меняются тетрадями и проверяют. Проверяющий под таблицей карандашом пишет количество правильных ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

-

+

+

-

+

-

+

+

Итог: Кто не допустил ошибку? Кто одну и т.д.

  1. Анализ произведения

- Кто главный герой произведения?

Учитель: «Долго ли Ваня готовился взять сливу? Выберите из этой части слова, описывающие его действия»

На доске слова -действия, выбрать те, которые относятся к Ване

никогда не

ел

нюхал их

они

нравились

очень

хотелось

съесть

ходил

мимо

Учитель: «О чём вам говорят эти слова?»

Дети: «Хотел, но сомневался»

Учитель: «А что произошло дальше?»

Дети: «Не удержался, схватил и съел»

Учитель: «Хорошо ли он поступил?»

(Ответы детей)

Учитель: «А кто-нибудь это видел?»

Дети: «Нет»

Учитель: «Как же догадался отец?»

Дети: «Ваня покраснел, как рак»

Учитель: «Как в этой ситуации поступил отец?»

Дети: «Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться»

Учитель: «Как вы думаете, Ваня испугался?»

Дети: «Да, он побледнел»

Учитель: «Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?»

(Ответы детей)

Учитель: «Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?»

Учитель: «Представьте, что у рассказа нет заголовка. Как бы вы озаглавили текст ?»

Учитель: «Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?»

Учитель: «Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

Дети: «Именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины»

  1. Работа в путеводных листочках .

Выберите и поставьте галочку рядом с той пословицей, которая подходит к произведению.

Друг познается в беде.

Ложь человека не красит.

-Как бы вы поступили на месте Вани?

-Чему учит нас автор с помощью этого рассказа?

  1.  Физминутка.

«Этот пальчик в лес пошел»

Работа над развитием двух полушарий головного мозга «Косточка- слива».

  1.   Прогнозирование

На доске название произведения «Кто наказал его?»

Как вы думаете о чем будет произведение?

  1.  Давайте прочитаем, как зовут автора произведения.

Предлагаю с ней поближе познакомиться и посмотреть небольшое видео о ней.

Просмотр.

- Где родилась Валентина Осеева? Кем хотела стать? В чем нашла своё призвание? О ком ее рассказы?

 

  1. Знакомство с новой темой.

Переверните ваши листочки. Перед вами произведение Осеевой «Кто наказал его?» Сейчас мы проверим, чьи догадки были ближе всего к оригиналу произведения.

«Жужжащее чтение» рассказа.

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам наказал себя, — ответила мама.

Чтение цепочкой.

Работа в группах.

  1. Назовите действия мальчика в рассказе. Продемонстрируйте?
  2. Работа с веточками дерева: опишите героя, чем понравился рассказ или чем не понравился, как бы я поступил на месте героя.
  3. Собери из частей пословицу к данному произведению.

Жизнь дана на добрые дела

Чему учит этот рассказ?

Этот рассказ учит тому, что нельзя поступать плохо с окружающими.

  1. Итог урока

 - Сегодня на уроке мы с вами проанализировали 2 произведения двух разных авторов, которые учат нас быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными и  делать добро.

14. Рефлексия

Ребята, у вас у каждого на парте  лежит 3 яблока. Нужно выбрать одно и выйти прикрепить к нашему дереву. После урока:

Красное яблоко: могу поделиться знаниями с окружающими.

Желтое яблоко: я буду следовать тем знаниям, которые приобрел на уроке.

Зеленое яблоко: я бы хотел расширить знания по теме

15.Домашнее задание: читать рассказ Осеевой, начертить обложку к рассказу в тетрадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтение на родном языке в 4 классе.

Тыва тоолдар делегейинче аян-чорук.Тайылбыр методу, болуктеп ажылдаары, класс-биле ниити ажыл....

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению на родном языке (2 класс)

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению на родном языке по теме: "В.В.Бианки «Сова" (2 класс)...

Конспект урока по литературному чтению на родном языке «К.Г. Паустовский “Тёплый хлеб”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения сказки «Тёплый хлеб»; ознакомление учащихся с биографией К.Г. Паустовского.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»

Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного ...

Конспект открытого урока по литературному чтению на татарском языке

Конспект урока по литературному чтению на татарском языке. Знакомство с творчеством татарского писателя  Гарифа Галиева и его произведением "Когда меняются месяцы"...