Презентация к статье "Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Презентация  к статье 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Слайд 2

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро

Слайд 3

Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях .

Слайд 4

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: • развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредствам использования разнообразных форм внеклассной деятельности; • развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения, творческих игр, занятий с элементами театрализации; • стимулирование творчества детей.

Слайд 5

Всё это в совокупности позволит выпускнику начальной школы научиться: • осознанно, правильно, выразительно читать; • извлекать из текстов полезную и интересную информацию; • самостоятельно выбирать книги для чтения; • работать с разными источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе на электронных носителях); • работать с устными и письменными текстами; • составлять план письменного текса и создавать письменный текст; • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Слайд 6

Под навыком чтения подразумевают: • умение правильно прочитывать слова; • понимать смысл текста; • выразительно читать; • выдерживать оптимальный темп чтения.

Слайд 7

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников. Этапы читательской подготовки. Класс Виды уроков чтения Подготовительный. 1 класс Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением Начальный. 2 класс Уроки классного и внеклассного чтения Основной. 3 класс Уроки классного и внеклассного чтения Заключительный. 4 класс Уроки классного и внеклассного чтения

Слайд 8

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений: 1. Речевая разминка (чистоговорки , скороговорки). 2. Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко 3. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

Слайд 9

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения: • наглядные пособия; • демонстрационные картины; • учебные таблицы, • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок; • книги; • электронные презентации.

Слайд 10

Первая часть: 1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин). На этом этапе используются следующие упражнения: - определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить; - ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам; - ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем. 2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин). 3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Слайд 11

Вторая часть: 1. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин). 2. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин). 3. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин). 4. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)

Слайд 12

1. Приём «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Слайд 13

2 . Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д. Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?).

Слайд 14

3. Прием «Ассоциативный куст» Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу. - Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах. - Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному. - Ответы нескольких учеников обсуждают в классе. - Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Слайд 15

4. Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Слайд 16

5. Приём «Ромашка вопросов» Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель — с помощью 5-6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Слайд 17

Прием «Составление вопросного плана» Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Слайд 18

Прием «Дневник двойных записей». Для формирования умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Слайд 19

Прием «Толстый и тонкий вопросы» «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа. Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Слайд 20

Прием «Цветопись» Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Слайд 21

Прием «Чтение с остановками» Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Слайд 22

Приём «Уголки» Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.

Слайд 23

Приём «Восстанови текст». Учащиеся получают предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Слайд 24

Большую эффективность имеют нестандартные уроки: -игра –путешествие , -сказки, - уроки-спектакли, -уроки-проекты, -проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Слайд 25

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую: - инсценирование текста или отрывков из художественных произведений, - выборочное чтение, - чтение в лицах( по ролям), - чтение цепочкой по предложению, по абзацу, - чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, - чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. - чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу. - чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. - чтение самого красивого места в тексте. - нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

Слайд 26

Достоинства активных методов чтения: 1. Применимы на уроках любого цикла и на любом уровне обучения. 2. Ориентированы на развитие личности читателя. 3. Развивают умение прогнозировать результаты чтения. 4. Способствуют пониманию текста на уровне смысла.

Слайд 27

Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых

Слайд 28

В.А. Сухомлинский «чтение – это один из способов мышления и умственного развития» , так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций обучающихся  в урочной и во внеурочной деятельности...

Статья: Формирование читательского интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности

laquo;Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» А.И.Герцен Данные различных исследований говорят о том, что отношение че...

Формирование читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочной деятельности «Мир книг»

В статье рассматривается курс внеурочной деятельности "Мир книг" как средство формирования читательской компетенции младших школьников....

«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Цель моей педагогической деятельности:  создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...

Статья "Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"

Данная статья содержит несколько приемов, которые я использую на уроках литературного чтения по формированию читательской компетенции....